Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.
Культурный горизонт
мира непрерывно расширяется.
Сегодня, в XX веке, мы понимаем
и ценим не только
Мы изучаем труды древних философов, читаем книги писателей и восхищаемся произведениями художников, от которых нас отделяют тысячи километров и столетия, и даже тысячелетия. Мы можем понять то, что нам не свойственно, что отсутствует у нас самих и даже противоположно нам. Познавая другие культуры, мы способствуем обогащению нашей собственной национальной культуры.
Что же такое культура? Как и когда она возникла?
Многозначность понятия «культура». Трудно представить себе термин более распространенный и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, ее изучает целый ряд наук.
Прежде всего необходимо различать научное и повседневное употребление этого слова. Повседневное употребление понятия «культура» встречается чаще всего в обиходном языке. Так, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек, то это означает, что его поведение (или воспитание) заслуживает положительной оценки; если кого-то называют некультурным человеком -- значит, оценивают его отрицательно. В науке понятие «культура» имеет описательный смысл: его употребляют для обозначения определенных явлений, предметов и процессов.
Происхождение понятия «культура». Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.
Впоследствии, однако, это понятие претерпело значительные изменения.
Определения понятия «культура». «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэй-лору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Впоследствии предпринимались
попытки определить культуру как
набор характеристик
Ориентироваться в столь многочисленных определениях трудно, поэтому попробуем обозначить лишь общие подходы к теме и дать рабочее определение культуры применительно к данному курсу. Часто к понятию «культура» относят все, что создано человеком. Такое толкование подчеркивает прежде всего гуманистическую природу культуры, представляя ее как специфический, характерный именно для людей способ деятельности и его результаты. Это -- наиболее широкое понимание данного понятия, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле культуре принадлежит как всякий предмет, созданный человеком, так и любая мысль, рожденная человеческим разумом. В рамках данного подхода понятие культуры охватывает всю жизнь общества, и социальные системы рассматриваются также как часть культуры. Фактически история культуры превращается просто в историю.
Однако понятие «культура» употребляется и в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи -- словом, высшие творения человеческого разума.
Мы будем придерживаться социологического определения культуры, которое понимает ее как совокупность продуктов человеческой деятельности, а также и саму эту деятельность. Отметим, однако, что элементами культуры становятся не все результаты человеческой деятельности и образцы поведения, а лишь те из них, которые воспринимаются достаточно большими группами людей и передаются последующим поколениям.
Культура и творчество. При описании разных культур мы будем также учитывать творческое начало в деятельности человека. В этом смысле любое техническое изобретение -- это феномен культуры своего времени, будь то колесо или ветряная мельница. В дальнейшем же, по мере освоения его человеком, оно переходит в сферу производства, и само по себе массовое изготовление колес или строительство мельниц к явлениям культуры уже не относится.
Взаимосвязь творчества и культуры достаточно сложная: овладение культурой -- это необходимое, но далеко не достаточное условие для творчества; нужен талант, вдохновение, проникновение во внутренний смысл культуры. Великие произведения культуры в различных сферах создаются выдающимися личностями. В то же время каждый человек, в большей или меньшей степени и в зависимости от социально-исторических условий, является творцом. Творчество -- важнейший фактор внутренней динамики культуры.
Материальная и духовная культура. В научной литературе часто встречается деление культуры на «материальную» и «духовную». Под материальной культурой понимаются элементы, удовлетворяющие жизненные потребности человека, -- орудия труда, жилища, предметы повседневного быта, одежда, средства транспорта и связи и др. Духовная ........... культура охватывает сферу духовного: познание, нравственность, воспитание и просвещение -- включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Это деление весьма относительно: когда речь идет о таких элементах культуры, как строительство домов, оформление интерьера, создание одежды, где большую роль играет художественное творчество, часто бывает трудно определить, где кончается духовная и начинается материальная культура.
Культура и общество. Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.
Мы будем рассматривать соотношение понятий «общество» и «культура» не как соотношение части и целого, а как отражение двух разных сторон, или аспектов, одного и того же неделимого социокультурного мира.
Понятие «цивилизация» было
введено учеными-
В XX в. это противопоставление обострилось, прежде всего в связи с осознанием негативных последствий научно-технического прогресса и стремлением ученых обозначить с помощью понятий противоречия в развитии двух срезов культуры -- гуманитарного и естественно-технического.
Неравномерность развития культуры. Множество примеров из истории культуры человечества говорят о том, что прямого соответствия между уровнями социально-экономического и культурно-исторического развития общества нет. Так, в Германии в конце XVIII в. наблюдался явный упадок в политической и социальной жизни, и в то же время -- удивительный расцвет литературы и философии. Норвегия в конце XIX -- начале XX в. была одной из самых отсталых в экономическом отношении европейский стран. Спасаясь от нищеты и голода, массы норвежцев уезжали в поисках лучшей жизни в Америку. Однако именно в этот период маленькая страна дала целый ряд великих имен, вошедших в сокровищницу мировой литературы и искусства -- это писатели Генрик Ибсен и Кнут Гамсун, художник Эдвард Мунк, композитор Эдвард Григ, скульптор Густав Вигеланн.
Таким образом, развитие литературы и искусства отнюдь не всегда находится в соответствии с уровнем общего развития общества, ибо в сильной степени определяется субъективными факторами -- талантом и творческим гением, а также внутренними законами развития каждого жанра.
С упадком и гибелью
конкретного исторического
Мы будем исходить из тезиса о единстве процесса культурного развития человечества и общих закономерностях, им управляющих.
Глубокое проникновение в культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Расстояние между культурами сокращается, и единство мира становится все более ощутимым.
Просвещение. XVIII в. в истории европейской культуры называют эпохой Просвещения, Просвещение -- это широкое, охватившее в той или иной мере все европейские страны идейное движение. Просветители боролись за победу «царства разума», основанного на политической свободе и равенстве граждан, за освобождение от предрассудков. Они провозгласили «естественный свет разума» главным и независимым от религиозного фанатизма средством познания мира и совершенствования общества и общественной жизни. В понятие «разума» просветители вкладывали четкое гуманистическое содержание. «Разумными» объявлялись все запросы и устремления свободного и деятельного человека, не скованного никакими формами принуждения, исходящего от церкви или государства. Такого индивида, борющегося за свои права, предоставленные ему самой природой, просветители называли «естественным человеком».
Пропаганда прав «естественного
человека» приводила к
Крупнейшими представителями Просвещения были, кроме Дж. Локка в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье во Франции, Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер и И.Г. Гердер в Германии.
Франсуа Мари Аруэ, называвший себя Вольтером (1694--1778), вошел в историю французской и мировой культуры как великий философ-просветитель, писатель, блестящий сатирик и полемист. В своих философских повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедиях «Брут», «Танкред» и других Вольтер обличал религиозную нетерпимость и мракобесие, призывал человека во всем руководствоваться собственным разумом. Разум приносит человеку, по мнению Вольтера, обладание главными добродетелями -- терпимостью, человечностью и свободой.
Французское Просвещение
примечательно также
Жан Жак Руссо (1712--1778) был оригинальным мыслителем среди великих деятелей эпохи Просвещения. Одно из главных произведений этого французского писателя и философа -- «Об общественном договоре...» -- начинается словами, нашедшими живой отклик у мыслителей последующих десятилетий и даже столетий: «Человек рождается свободным, между тем он повсюду в оковах». Руссо полагал, что общество, цивилизация портят и порабощают человека, но что если дать ребенку свободу, то он вырастет свободным и добродетельным. Главный источник социального зла Руссо усматривал в общественном неравенстве, а коренной причиной неравенства считал частную собственность. Пути преодоления социального неравенства Руссо видел в общественном договоре и отыскании такой формы ассоциации людей, которая бы защищала и охраняла личность и собственность каждого ее члена.
Немецкая философия. В Германии важную роль в формировании идей Просвещения играла философия. В немецкой философии XVIII в. царили Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646--1716), основатель и президент Берлинского научного общества, и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724--1804), который выступил в роли первооткрывателя во многих сферах науки и ввел принцип историзма в современное ему естествознание. В 1755 г. вышел труд Канта «Всеобщая естественная теория неба», в котором он изложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Критические труды Канта, посвященные теории познания («Критика чистого разума»), эстетике («Критика способности суждения»), морали («Критика практического разума»), религии («Религия в пределах только разума»), определили критическое направление в немецком Просвещении XVIII в. и дали мощный толчок дальнейшему развитию не только философии, но и многих других наук.
Властителем дум в Нидерландах
XVII в. был философ-материалист
Немецкая классическая литература. Одним из крупнейших деятелей немецкого Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг (1729--1781), выдающийся драматург, критик и философ, основоположник немецкой классической литературы. Одна из ярких особенностей творчества Лессинга -- его активный боевой дух. «Человек рожден для действий, а не для умствований», -- говорил он. В своих произведениях, как теоретических, так и художественных, Лессинг провозглашает идеи веротерпимости, право на свободомыслие, равенство народов. В книге «Лаокоон», в статьях о театре Лессинг обосновал теорию реализма («Не может быть великим то, что противоречит правде») и заложил теоретический фундамент развития немецкой реалистической драмы. Замечательные басни и эпиграммы Лессинга -- это острая сатира на пороки современного ему немецкого общества. Лессинг высмеивал немецких писателей за педантизм и холопство перед властью и титулом, бичевал «знатных дуралеев» за невежество, монахов -- за ханжество. Лессинг создал первую подлинно реалистическую народную комедию «Минна фон Барнхельм», в которой судьбы героев были связаны с жизнью современного ему общества. Страстно обличал Лессинг произвол и тиранию немецких князей в трагедии «Эмилия Галотти». Высшее проявление лессинговского гуманизма -- это драма «Натан Мудрый», в которой он изложил свои взгляды на религию. «Гуманизм -- вот настоящая религия» -- такова основная идея этой драмы.