Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Происхождение понятия «культура». Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.Впоследствии, однако, это понятие претерпело значительные изменения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

                                Культура и общество

Происхождение понятия  «культура». Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.Впоследствии, однако, это понятие претерпело значительные изменения

.Определения понятия «культура». «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэй-лору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».Впоследствии предпринимались попытки определить культуру как набор характеристик человеческого поведения, как собственно творческую деятельность, как одно из проявлений общественной жизни людей, как социальную структуру или организм. Ориентироваться в столь многочисленных определениях трудно, поэтому попробуем обозначить лишь общие подходы к теме и дать рабочее определение культуры применительно к данному курсу. Часто к понятию «культура» относят все, что создано человеком. Такое толкование подчеркивает прежде всего гуманистическую природу культуры, представляя ее как специфический, характерный именно для людей способ деятельности и его результаты. Это — наиболее широкое понимание данного понятия, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле культуре принадлежит как всякий предмет, созданный человеком, так и любая мысль, рожденная человеческим разумом. В рамках данного подхода понятие культуры охватывает всю жизнь общества, и социальные системы рассматриваются также как часть культуры. Фактически история культуры превращается просто в историю.Однако понятие «культура» употребляется и в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи — словом, высшие творения человеческого разума.Мы будем придерживаться социологического определения культуры, которое понимает ее как совокупность продуктов человеческой деятельности, а также и саму эту деятельность. Отметим, однако, что элементами культуры становятся не все результаты человеческой деятельности и образцы поведения, а лишь те из них, которые воспринимаются достаточно большими группами людей и передаются последующим поколениям.Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.Мы будем рассматривать соотношение понятий «общество» и «культура» не как соотношение части и целого, а как отражение двух разных сторон, или аспектов, одного и того же Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития. Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.1Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.Общество создает условия для социального развития человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который обеспечивал существование индивида, составлял несколько соседних очажных групп и образовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков человек. По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность максимальных групп возрастала, усложнялась и их структура. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества (рис.5), предполагающего не только совпадение, но и различие, которое, однако, не может, рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М.Кагану), культура — продукт деятельности общества, а общество — субъект этой деятельности. Или исходным взять представление о культуре как функции общества (по Э.Маркаряну). Но как же понимается «общество» в его самодостаточности как специфический фрагмент бытия, самобытная реальность? Культура и общество не соотносятся как часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. По сути дела, мы говорим о двух планах рассмотрения жизни людей. Первый — «общество» — это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой — «культура» — это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом деяния (умение делать), обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи выражением ее качества, положенной определенностью. Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы можем ответить еще на два вопроса. Первый из них: что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, «среды», характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества). Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека. Второй вопрос: в каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура? И тут мы видим наличие культурных феноменов. Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая, педагогическая и иные формы, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. Для одних культура предстает как овладение богатством художественных ценностей, другим она представляется нравственностью, третьи считают, что некультурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для четвертых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.В ином ракурсе выявляется вхождение культуры в общественную горизонталь, в собственно социальную структуру. Возникает вопрос о субъекте деятельности. Понятие об объекте деятельности трактуется в определениях различного уровня. Дело в том, что в целостном организме общества существуют отдельные (горизонтальные) подсистемы, социально-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и развитие собственно социальной структуры. С этих позиций социальный объект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективными свойствами и связями в качественно определенное социальное образование. Культура - свойство общества в целом, т.е. любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой. Однако для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп.

Культура имеет человеческое, социальное (не природное, не биологическое) начало. Важно также понять, что человек (общество) - единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека - главного субъекта всех общественных процессов - культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к поколению. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры. Однако, существует и обратная зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир, т.е. только через культуру человек становится человеком. Эта связь – культура – человек - отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке. Мысль о культурном начале человека, о культурной сущности человека еще одна ведущая идея данной темы. То есть, биологически человеку дается только организм, конечно, с определенными задатками, потенциальными возможностями. Эти задатки (потенции) могут так и остаться неразвитыми, если не приложить определенных усилий. Усваивая - через образование, воспитание, саморазвитие - язык, существующие в обществе обычаи, нормы, мораль, способы деятельности, человек осваивает культуру, приобщается к ней, а затем и сам включается в процесс ее созидания, т.е. процесс освоения культуры бесконечен, как и сама культура, и, значит, нет предела мере развития человеческого в человеке. Через культуру человек постоянно созидает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия. Культура делает человека более гуманным, нравственным, т.е. формирует его родовую человеческую сущность.             Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.Таким образом, культура охватывает всю совокупность преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты.

Институты трансляции культуры

 

Преемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение  новых ценностей, их функционирование - все это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры.

Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление, как социальные институты культуры (или культурные институты). Термин "культурный институт" сегодня  все более широко входит в научный  оборот. Он широко используется в различных  контекстах представителями социальных и гуманитарных наук. Как правило, им пользуются для обозначения разнообразных  и многочисленных культурных феноменов. Однако у отечественных и зарубежных исследователей культуры пока нет его  единой трактовки, как и не существует в настоящий момент разработанной  целостной концепции, охватывающей сущность, структуру и функции  социального института культуры, или культурного института.Понятия "институт", "институализация" (от лат. institutum - установление, учреждение) традиционно используются в социальных, политических, юридических науках. Институт в контексте социальных наук предстает как компонент социальной жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений (например, институт церкви); в другом, более широком смысле понятие "институт" трактуется как комплекс устойчивых норм, принципов и правил в какой-либо сфере социальной жизни (институт собственности, институт брака и т.п.). Таким образом, социальные науки связывают понятие "институт" с высокоорганизованными и системными социальными образованиями, отличающимися устойчивой структурой.

Реальные составные части  культуры, имеющие значительную степень  постоянства, универсальность и  независимость, - это организованные системы человеческой деятельности, называемые институтами. Каждый институт выстраивается вокруг той или  иной фундаментальной потребности, перманентно объединяет группу людей  на основе какой-то совместной задачи и имеет свою особую доктрину и  особую технику.

Институциональный подход нашел  дальнейшее развитие и в современных  отечественных культурологических исследованиях. В настоящее время  отечественная культурология трактует понятие "культурный институт" в двух смыслах - непосредственном и расширительном.

Культурный институт в  прямом смысле чаще всего соотносится  с различными организациями и  учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К  таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного  наследия и пр.

Наряду с понятием культурного  института в различных публикациях  часто используется традиционное понятие  учреждение культуры, а в теоретических  культурологических исследованиях - культурная форма: клуб как учреждение культуры, библиотека, музей как культурные формы.

Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе  и образовательные учреждения, непосредственно  имеющие отношение к сфере  культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств.

Социальный институт культуры в широком смысле - это исторически  сложившийся и функционирующий  порядок, норма (институция) осуществления  какой-либо культурной функции, как  правило, порождаемой стихийно и  не регулируемой специально при помощи какого-то учреждения, организации. К  ним мы можем отнести различные  ритуалы, культурные нормы, философские  школы и художественные стили, салоны, кружки и многое другое.

Понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом  культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм (институт авторства в искусстве, институт богослужения, институт инициации, институт похорон и т.п.).

Очевидно, что вне зависимости  от выбора аспекта трактовки - непосредственного  или расширительного - культурный институт является важнейшим инструментом коллективной деятельности по созданию, сохранению и трансляции культурных продуктов, культурных ценностей и норм.

Культурные институты  являются устойчивыми (и одновременно исторически изменчивыми) образованиями, нормами, возникшими в результате человеческой деятельности. В качестве компонентов  морфологической структуры человеческой деятельности выделяют следующие: преобразование, общение, познание и ценностное сознание. Исходя из этой модели, мы можем выделить основные направления деятельности культурных институтов:

  • культуропорождающие, стимулирующие процесс производства культурных ценностей;
  • культуросохраняющие, организующие процесс сохранения и накопления культурных ценностей, социально-культурных норм;
  • культуротранслирующие, регулирующие процессы познания и просвещения, передачи культурного опыта;
  • культуроорганизующие, регулирующие и оформляющие процессы распространения и потребления культурных ценностей.

Создание типологии и  классификации культурных институтов - сложная задача. Это обусловлено, во-первых, огромным разнообразием  и количеством самих культурных институтов и, во-вторых, многообразием  их функций.

Один и тот же социальный институт культуры может выполнять  несколько функций. Так, например, музей  выполняет функцию сохранения и  трансляции культурного наследия и  является также научным и образовательным  учреждением. Вместе с тем в расширительном плане понимания институализации музей в современной культуре представляет собой один из наиболее значимых, сложных по своей сути и многофункциональных культурных институтов.

Ряд функций в рамках деятельности культурного института носит  опосредованный, прикладной характер, выходящий за пределы основной миссии. Так, многие музеи и музеи-заповедники  осуществляют релаксационные и гедонистические  функции в рамках туристических  программ.

Различные культурные институты  могут комплексно решать общую задачу, например, просветительскую функцию  осуществляет подавляющее большинство  из них: музеи, библиотеки, филармонии, университеты и многие другие.

Некоторые функции обеспечиваются одновременно разными институтами: сохранением культурного наследия занимаются музеи, библиотеки, общества охраны памятников, международные организации (ЮНЕСКО).

Выделяется еще целый  ряд функций социальных институтов культуры:

  • государственная и общественная поддержка функционирования и развития художественной жизни в стране;
  • способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами;
  • проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок;
  • организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики;
  • издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля;
  • материальная помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т.п.

К институтам, занимающимся вопросами развития художественной деятельности, относятся художественные школы и музыкальные училища, творческие союзы и объединения, конкурсы, фестивали, выставки и галереи, архитектурные, художественные и реставрационные  мастерские, киностудии и кинопрокатные  учреждения, театры (драматические  и музыкальные), концертные структуры, цирки, а также - книгоиздательские  и книготорговые учреждения, средние  и высшие учебные заведения художественного  профиля и др.

Культурные институты  воплощают устойчивость культурных форм, но они существуют в исторической динамике.

Так, например, библиотека как  культурный институт существовала на протяжении многих веков, изменяясь  и преобразуясь внешне и внутренне. Ее главной функцией было сохранение и распространение знания. К этому  добавлялись различные аспекты  бытийного содержания и различия в понимании сущности библиотеки в тот или иной период истории  и культуры общества.

Информация о работе Культура и общество