Культура в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:56, реферат

Краткое описание

Люди организованы в объединения, которые мы можем назвать обществами и которые создают фундаментальные социальные структуры, где и происходит человеческая жизнь. Поэтому общество считается одной из важнейших категорий теоретической социологии.
Сам смысл понятия «общество» в силу его широкого употребления в повседневной жизни кажется самоочевидным. Однако на самом деле оно крайне многозначно.

Файлы: 1 файл

Культура в обществе.docx

— 22.15 Кб (Скачать)

Культура в  обществе

 

Люди организованы в объединения, которые мы можем назвать обществами и которые создают фундаментальные  социальные структуры, где и происходит человеческая жизнь. Поэтому общество считается одной из важнейших  категорий теоретической социологии.

Сам смысл понятия «общество» в силу его широкого употребления в повседневной жизни кажется самоочевидным. Однако на самом деле оно крайне многозначно.

Жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они  создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен.

Культура – исключительно  многообразное понятие. Этот научный  термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения.

Наиболее удачное определение  понятия «культура», по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: «Культура… это некоторое сложное  целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и  привычки, приобретаемые и достигаемые  человеком как членом общества» [1, c. 218]. Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов культового обихода, то становится очевидным, что культура – это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Без общества как единого  целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы  и их отделения от доминирующего  влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право  является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные  общности. В то же время каждое единичное  общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С  одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению[2, с. 98]. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельное проявление культуры.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог У. Саммер [4, с. 218] назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны  или ложны, но всегда по отношению  к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и  в негативных – «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство  над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны  переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Этноцентризм – всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов.

Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существуют подходы к другим культурам, которые смягчают действие этноцентризма и позволяют находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры.

Нужно понять основное положение  культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной  культурной системы являются правильными  и общепринятыми потому, что они  хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются  неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе [3, с. 102]. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

Таким образом, следует сделать  вывод о том, что с одной  стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться  всеми его членами, а с другой – некоторые ее культурные образцы  распространяются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах.

 

Литература

1 Андрущенко В. П., Горлач Н. И. Социология наука об обществе. Харьков – 1996. – 688 с.

2   Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. – Москва: 1992.

3 Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. – 1987.

4 Фролов С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 344 с.

 


Информация о работе Культура в обществе