Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:57, реферат
Культура и общество — системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или вообще не различается, или представляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Между тем эти системы различны, в известной мере автономны и развиваются каждая по своим законам.
Культура и общество — системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или вообще не различается, или представляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Между тем эти системы различны, в известной мере автономны и развиваются каждая по своим законам.
Прежде всего нужно учесть существенные расхождения в философии и в самой социологии трактовок понятия «общество»: в свое время К. Маркс полемизировал с теми социологами, которые видели в обществе «сумму индивидов», и противопоставлял этой точке зрения понимание общества как «суммы тех связей и отношений, в которых... индивиды находятся друг к другу», или как единство «базиса» и «надстройки». В наше время одни ученые — как в России, так и на Западе — разделяют этот подход, а другие оспаривают (с кругом научных мнений можно ознакомиться в монографии Е.П. Черняка «Цивилиография: наука о цивилизации» (М., 1996), где охарактеризованы и представлены в виде таблицы «основные концепции социальной реальности», начиная со взглядов О. Конта и К. Маркса и заканчивая теориями современных западных социологов и философов).
П. Монсон, характеризуя современное состояние западной социологической мысли, выделил четыре основных теоретических направления: структурализм, феноменологию, теорию действия и марксизм, принципиальные различия между которыми, по его мнению, состоят в самом понимании общества. «Дебаты между структуралистами и феноменологами, — пишет ученый, — часто ведутся о том, следует ли понимать общество как надиндивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный собственно человеческой культурой и собственно человеческим содержанием».
240 Глава
11. Антропологические аспекты
246 Глава
11. Антропологические аспекты
нии общности
всех участвующих в общении субъектов,
которая превращает их в единого совокупного
субъекта (при множестве участников диалог
превращается в полилог, что безмерно
усложняет решение задачи). Серьезным
препятствием для осуществления диалога
является то, что, как мы повседневно убеждаемся,
до сих пор не изжит древний социально-психологический
комплекс «мы — они», который определяет
националистически-
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Культура выполняет важные социальные
функции. Во все времена существовал
интерес к культуре как к социальному
явлению, стремление понять ее место
и роль в жизни общества. Назовем
главные функции культуры.
1. Адаптационная функция заключается
в том, что культура обеспечивает приспособление
человека к окружающей среде. Термин "адаптация"
означает приспособление. Животные и растения
вырабатывают механизмы адаптации в процессе
биологической эволюции. Механизм адаптации
человека принципиально иной. Он не приспосабливается
к среде, а приспосабливает среду к себе,
создавая новую искусственную среду. Человек
как биологический вид остается одинаковым
в очень широком диапазоне условий, а культура
(формы хозяйства, обычаи, социальные институты)
различается в зависимости от того, чего
требует природа в каждом конкретном регионе.
Значительная часть культурных традиций
имеет рациональные основания, связанные
с каким-то полезным, приспособительным
эффектом. Другой стороной адаптационной
функции культуры является то, что ее развитие
все в большей степени обеспечивает людям
безопасность и комфорт, увеличивается
эффективность труда, появляются новые
возможности для духовной самореализации
человека, культура позволяет человеку
с наибольшей полнотой раскрыть себя.
2. Познавательная функция культуры состоит
в том, что культура обеспечивает получение
новых знаний о мире. Эту функцию выполняют
разные виды духовной культуры: мифология,
религия, философия, наука, искусство.
Следует обратить внимание на то, что научное
и художественное познание имеют свою
специфику. Они не дублируют, а взаимодополняют,
взаимообогащают друг друга. Наука изучает
в явлениях и процессах общее и необходимое.
Она стремится за явлениями обнаружить
сущность, за совокупностью фактов - закономерности
развития. Если обыденное знание сводится
к констатации и описанию фактов, то научное
знание стремится к объяснению явлений
и процессов и предсказанию их дальнейшего
развития.
3. Одной из важнейших функций
культуры является функция
4.Коммуникативная функция
Многие философы обращали внимание на важность интегративной функции культуры. Например, немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744 - 1803) рассматривал культуру как способ взаимосвязи отдельного человека и общества, как средство сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П. А. Сорокин (1889 - 1968). Он считал, что культура связывает личность и общество. Английский философ А. Н. Уайтхед (1861 - 1947) исследовал вопрос о роли культурных символов в социальной интеграции. По его мнению, культурные символы помогают людям объединяться в социальные и этнические группы. К таким интегрирующим культурным символам Уайтхед относил национальный флаг и герб. Он обратил серьезное внимание на энергетику символа. Символы могут оказывать на людей чрезвычайно сильное, порой магическое воздействие и даже способствовать культивированию фанатизма. В этой связи можно указать, например, на ту объединительную роль, которую играет в христианском мире крест как символ страданий Христа или свастика в системе фашистской идеологии.
5. Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.
7. Регулятивная функция культуры
связана, прежде всего, с
8. В качестве особой некоторые культурологи
выделяют эвристическую функцию культуры.
Она заключается в следующем. Творчество:
научное, техническое, управленческое
невозможно без образного мышления, воображения,
определенного эмоционального настроя.
Культура, в частности, художественная
культура, способствует развитию этих
важнейших факторов творческой деятельности.
Художественная культура помогает и развитию
таких черт творческого мышления, как
гибкость, ассоциативность, способность
по-новому увидеть обычное. Не случайно
А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает
мне больше, чем любой научный мыслитель,
больше, чем Гаус". В нашей печати в "Литературной
газете" сообщалось о своеобразном
эксперименте, проведенном в США. Группа
администраторов одной компании освобождалась
от профессиональной деятельности и в
течение десяти месяцев осуществляла
гуманитарную программу, в которой большое
место занимало искусство (чтение книг,
посещение театров, музеев, выставок, концертов).
Это очень положительно сказалось на их
профессиональной активности, их действия
стали более творческими, нестандартными.
9. Компенсаторная функция
Компенсаторную функцию
Применительно к религии правильнее было бы говорить об иллюзорно-компенсаторной функции, потому что религия дает человеку иллюзорную надежду и утешение. В религии происходит мнимое снятие противоречий и конфликтов: социальное неравенство превращается в равенство перед богом, фактическое бессилие человека компенсируется всесилием бога, смертный оказывается бессмертным, а мир зла и несправедливости заменяется "царством божьим" ("царством небесным"). Важное значение при этом имеет психологический аспект компенсаторной функции, который особенно отчетливо проявляется в молитве и покаянии. При их совершении происходит переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоения, гармонии, радости).
Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
Кравченко А.И. Культурологи: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.— 496 с. Серия (Gaudeamus).
ISBN 5-8291-0167-Х
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 102 с.