Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:23, реферат

Краткое описание

2Развитие культуры - органическая составная часть истории об-
щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и
вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль-
ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-
ной жизни - социальной и социально-политической.

Файлы: 1 файл

тема 3.doc

— 43.00 Кб (Скачать)


5

 

 

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

2Развитие культуры  - органическая составная часть истории об-

щества. Поэтому детерминацию движения культуры  следует  искать  и

вне ее самой,  прежде всего в развитии основы общества, материаль-

ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-

ной жизни - социальной и социально-политической.  Характерно,  что

при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-

ху феодализма столь же низкой  была  и динамика развития в области

культуры. Специфическое место религии и церкви также  в  то  время

обусловливало религиозную  окраску  практически всех сторон и всех

составляющих культуры этой эпохи.  Однако, нельзя не отметить, что

в отдельные  периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-

ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в  эконо-

мической сфере.  Это, в частности, характерно для литературы и ис-

кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.

3Развитие культуры  связано и с другими внешними детерминанта-

ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов  цивилиза-

ции утрачивает изолированный,  замкнутый на себя характер. История

с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-

рии, а  вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку-

мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях

все большее значение для развития культуры каждой страны,  каждого

народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-

тов с другими странами и народами.

4Естественная изоляция или нарочитое  самообособление  народов

ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-

ции, например,  одна из причин сохранения первобытных форм жизни у

аборигенов Австралии.  Китай  на  рубеже  I-II тысячелетия стоял в

первых рядах стран по развитию культуры,  а затем наступили столе-

тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело

к утрате былых позиций.  Только покончив в 60-е годы  XIX  века  с

преградами на  пути развития связей с остальным миром Япония уско-

ренно пошла вперед.

Следует отметить, что  на развитие культуры,  как впрочем и на

ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние,

но внутренние  факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен-

них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-

ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-

шило присущее первобытности единство материального и духовного,  а

наряду с  этим  положило предел не только слитности материальной и

духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект

и носитель - первобытный коллектив.

В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал

все больше отделяться от физического, город - от деревни, когда об-

щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-

ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные

общности, а также демографические страты - картина культуры в  це-

лом, как и картина ее исторического движения усложняется.

5Прежде всего с возникновением  сложной  социальной  структуры

общества, возникшей  в  результате  разделения труда,  управление,

умственная деятельность,  духовное производство стали  преимущест-

венно сферой  занятий  определенного класса или социальной группы.

6Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали

мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-

лила сделать интеллектуальную деятельность -  профессией,  которая

органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-

тической деятельности человека.  С каждым этапом развития общества

и его  фундаментальной  основы-  общественного производства,  роль

умственного труда,  его практическая значимость в  жизни  общества

все более возрастает.

Культура каждой эпохи неразрывно связана  с  потребностями  и

интересами различных  классов,  социальных  слоев и групп.  В этом

суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп

на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-

ре определяет разницу в содержании и формах культурных  пластов  и

уровней в общей структуре культуры общества.7 Однако, абсолютизация

господствовавшего до недавнего времени в  отечественных  общество-

ведческих науках  классового подхода к анализу и классификации яв-

лений культуры неизбежно заводит исследователя  в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-

вости просто неприменим - это наука, техника, язык.

Во-вторых, культура включает группу явлений,  которые несут в

себе общечеловеческое содержание,  хотя на них и  распространяется

влияние социально-классовых  и  групповых  интересов - это искусс-

тво, мораль, философия и т.д.

В-третьих, отдельную группу составляют явления,  связанные, в

силу их природы,  непосредственно с возникновением классов, напри-

мер, область  политической  культуры, хотя даже здесь абсолютизация

классового подхода была бы неправомерна.  Наиболее отчетливо соци-

ально-классовое начало  проявляется  в культуре в форме идеологии,

при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая

борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в

соответствии со своими социальными идеалами. 

8На развитие культуры в современных  условиях  оказывает  свое

воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР.  Это воздействие

многогранно и противоречиво.  С одной стороны, НТР неизмеримо рас-

ширила возможности  приобщения  самых широких масс к духовным цен-

ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-

ла возросшие  требования  к образованности, к повышению интеллекту-

ального потенциала  общества.  Одновременно   благодаря   развитию

транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела

к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-

ционализации общественной жизни и культуры.

9Национальные культуры являются специфическими  культур-

ными системами,  обладающими  относительной автономностью и автох-

тонностью (коренным происхождением).  Различные культуры многочис-

ленных народов и национальностей,  имеют в своей основе единое об-

щечеловеческое творческое начало.  Они отличаются друг от друга по

форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-

дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих

культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее

большинство народов не существует в изоляции,  а  активно  взаимо-

действует с другими народами.  Поэтому многие национальные культу-

ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких  прожи-

вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-

тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-

обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а

тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя  выстраивать

национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-

ции в качестве своеобразного эталона культуры.  Националистическое

высокомерие тормозит  развитие  любой  национальной культуры

10Региональные особенности  культуры  проявляются  не  только в

специфических чертах культуры отдельных народов.  Имеются  опреде-

ленные существенные различия между городской культурой и культурой

села, культуры крупного города и культуры мелких и  средних  горо-

дов. Есть  основания  говорить  об особенностях культуры в больших

регионах мира.  Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-

воение действительности и использование его успехов.  Восток же до

недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-

ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-

ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и

Востока уже основательно размыты,  обмен принципами,  идеями и ду-

ховными ценностями идет со  все  большей  интенсивностью. 11 Подводя

итог можно  сказать,  что  мировая  культура  - явление достаточно

сложное и многогранное,  куда входят  формационные,  региональные,

национальные типы культур и огромное число субкультур,  существую-

щих в качестве подсистем в этих культурных типах.

 

 

 



Информация о работе Культура и общество