Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.
Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………….3
1. Определение понятия «культура»………………………4
2. Место культуры в обществе…………..…………………8
3. Культура духовная и материальная…………………….11
Заключение…………………………………………………16
Список использованной литературы……………………..

Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………….3

1. Определение понятия «культура»………………………4

2. Место культуры в обществе…………..…………………8

3. Культура духовная и материальная…………………….11

Заключение…………………………………………………16

Список использованной литературы……………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы - люди - живем в постоянном общении  с себе подобными. Это называется научным термином - общество. Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что  культура возникла, прежде всего, под  воздействием общественных запросов и  потребностей. Общество нуждалось в  закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли  бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало  устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать  кумулятивный характер развития. Кроме  того, общество создало возможности  для публичного создания и использования  ценностей, что привело к возможности  более быстрого их понимания и  апробирования другими членами  общества.

Таким образом, культура помогает людям  жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими  обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство  людей.

 

 

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА"

 Существенная особенность  человека состоит в том, что  окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно,  жизненный опыт людей дает  основания предполагать, что они  создают вокруг себя не только  материальный мир, в который  входят здания, орудия труда, мосты,  каналы, возделанная земля, но  и мир человеческих взаимоотношений,  включающий в себя систему  социального поведения, набор  правил и процедур для удовлетворения  основных потребностей. Этот мир  взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура - исключительно  многообразное понятие. Этот научный  термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности. 

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Многозначность понимания  культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных  областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений  культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого  социального феномена. Наиболее удачное  определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это  некоторое сложное целое, которое  включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и  другие способности и привычки, приобретаемые  и достигаемые человеком как  членом общества" (217, с. 1). Если прибавить  к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас  в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов  повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный  людьми, охватывается понятием "куль-тура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Обычно культуру связывают  с определенным обществом, нацией или  социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской  культурах, о культуре города или  деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных  норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой  и защитой от внешнего влияния. Без  общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как  с его помощью закрепляются единообразные  культурные образцы и их отделение  от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой  правовых систем общества (а стало  быть, и элементом культуры) как  Франции, так и Германии, хотя это  и различные социокультурные  общности. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

Таким образом, следует сделать  вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться  всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы  простираются за границы общества и  могут быть приняты в нескольких обществах.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО КУЛЬТУРЫ В  ОБЩЕСТВЕ 
Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу. 
 
Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание. 
 
Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.  
 
Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как ,политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора  
 
Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности  
 
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения. 
 
Культура в обществе представляется: 
 
1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.; 
 
2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»; 
 
3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации; 
 
4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец; 
 
5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. 
 
Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения. 
 
Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

 

Культура  Духовная и Материальная

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается  в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных  открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между  собой.

 
Материальная  культура подразделяется на:  
 
— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;  
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.  
 
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.  
 
Понятие духовной культуры:  
 
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),  
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).  
 
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:  
 
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;  
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;  
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.  
 
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.  
Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.  
 
Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.  
 
Существует два вида деятельности:  
 
— практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);  
— духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).  
 
В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:  
 
—созидательной (т. е. направленной на формирование «второй природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);  
— разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).  
 
В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.  
 
Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.  
 
Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:  
 
— главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);  
— ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);  
— демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);  
— прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);  
— мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.  
 
Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.  
 
Высшей формой человеческой деятельности является творчество.  
 
Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.  
 
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука — эвристика (гр. heurisko — нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.  
 
Существуют четыре , основные фазы творчества:  
 
— замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);  
— созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),  
— озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);  
— проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).  
 
Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.   
 
Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. - 48 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - 367 с.

4. Культурология: Учебное пособие  / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.

5. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. 
6. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 

 


Информация о работе Культура и общество