Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:28, дипломная работа
Цель исследования: разработать социально-культурную программу сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Задачи исследования:
изучить понятие «празднично-обрядовая культура алтайского этноса»
изучить национальный уклад жизни алтайцев, нравы и обычаи
определить структуру празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
изучить опыт работы культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры в Республике Алтай
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Празднично-обрядовая культура алтайского
этноса: теоретические и методологические аспекты………….....……..13
§1.1 Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры
алтайского этноса как проблема…………………………………………….
§1.2 Празднично-обрядовая культура алтайского этноса:
основные понятия……………………………………………………………...13
§1.3 Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: содержательные и технологические аспекты……………………...23
Глава 2: Разработка социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса (на примере Онгудайского района республики Алтай)………..35
§2.1 Анализ деятельности районного центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………….35
§2.2 Разработка авторской социально-культурной программы «Эхо Алтая» по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса……………………………………………………………
§2.3 Эффективность реализации социально-культурной программы
по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………....
Заключение…………………………………………………………….
Литература…………………………………………………
Алтайцы ели мясо, свежую и сушеную рыбу, мясную и молочную кашу, талкан (муку из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений. Ели также и твердый конечный сушенный сыр – курут и пресный сыр – пыштак. Пили квашенное коровье и кобылье молоко - чеген.
Не стоит забывать, что Республику Алтай называют «центром вселенной», т.к. он находится на равном удалении от четырех океанов. Именно по этому, в Горный Алтай приезжают отдыхать туристы со всего света. Не зная обычаи и традиции местных жителей, они засоряют, не дают развиваться традиционной алтайской культуре.
На сегодняшний день проблему сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса пытаются решить и на государственном уровне. Так 23 апреля 2006 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации и Правительством Республики Алтай в области культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации (приложение ). Следует отметить, что основными целями настоящего Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия Сторон в проведении единой государственной политики в области культуры, а также создание условий развития и укрепления сферы культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации Республики Алтай.
1.2 Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия.
Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в деятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности.
В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которое не испытало бы на себе воздействия со стороны других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.
Эта тенденция осознания и отстаивание собственной неповторимости и сохранения культурной традиции подтверждает в очередной раз общую закономерность, что человечество, становясь, все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия. Мы продолжаем жить в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется во всех сторонах нашей жизни.
Социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности. Эти общности и есть, прежде всего, результат развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных различий, как и новые традиции, постоянно возникают из самых разных источников в процессе человеческой жизнедеятельности.
Вплоть до конца 18 века употребление понятия этнос было очень ограничено. И лишь в 19 веке этот термин стал употребляться в научной литературе в значении «народ». Во многом это заслуга известного немецкого этнолога А. Бастина, который рассматривал понятия «народный» и «этнический» как синонимы, а под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа.
Значительный вклад в разработку теории этноса в 20-е годы нашего столетия внес русский этнограф С.М. Широкогоров, который считал, что этнос - это форма развития и существования человечества. Согласно его определению, «этнос» есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличающих его от таковых других групп.
Все этнические функции культуры служат важнейшей цели -психологической защите индивида, дают ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и мирно существовать. В связи с этим этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса.
На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия и, конечно же, психологический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание этноса (этноним). Очень много этнонимов восходит к понятию «люди».[37;13]
Культурные ценности - совокупность достижений в области культуры, характеризующихся их высокой ролью в жизни общества и отдельного человека. Понятие культурные ценности используется, когда речь идет о культуре как исторически сложившейся нормативной системе, возникшей в результате определенной ориентации и предрасположенности человека к пониманию окружающего мира. Поэтому культурными ценностями называются те явления, предметы, произведения и потребности, в которых запечатлелись наивысшие и наиболее совершенные проявления созидательной творческой деятельности человека. С этой точки зрения культурные ценности являются одним из доминирующих продуктов духовной культуры, воздействующим практически на все сферы жизни личности и общества. Культурные ценности предполагают не просто освоение культурного наследия, разного типа норм и правил, а осознанный личностный, индивидуальный выбор, позволяющий человеку и всему обществу вырабатывать систему позитивных ориентиров и образцов, которые способствуют поступательному развитию данной цивилизации.[35, с 115]
Наряду с культурными ценностями нам нужно
разобрать понятие праздника. Определение праздника имеется
почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом
словаре библиографического общества
«Гранат» дано определение праздника,
но лишь в связи с религиозными мотивами.
Ф.А.Брокгауз, А.И.Ефрон уже различали религиозные
и светские праздники. В. И. Даль вывел
понятие «праздник» из понятия «праздность»,
праздный — порожний, свободный. К примеру,
М. Фасмер считает, что понятие «праздный» заимствовано из исконно
русского понятия «порожний». Есть мнения,
что понятие «праздник» в русском языке
произошло от древнеславянского «праздь»,
означающего безделье, отдых. Но в современном
языке смысловое значение понятия «праздник»
отделилось от понятия «праздный», которое
многие авторы толкуют как бесцельный,
бессодержательный. Д.Н.Ушаков, С.И. Ожегов,
авторы словаря современного русского
языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они
связывают праздники с определенными
днями, тем самым, сужая их функциональные
стороны.
Ряд советских исследователей (М. М. Бахтин, Д. М. Генкин, Н. М. Закович, Л. С. Лаптева, А. И. Мазаев и др.) внесли ценный вклад в определение праздников. Они убедительно и оригинально рассмотрели и охарактеризовали различные стороны праздника. Тем не менее, в философско-социологической литературе практически нет комплексного подхода к изучению функций праздников и их сущности. [7, с 10]
Значение слов изучает дисциплина – семантика, а истинную структуру изучает этимология. Слово праздник переводится как отдых. На испанском языке «фиеста» - время отдыха. В польском языке «свито» - день свободный от работы. В понимании праздника все различно. Понятие праздника произошло от старославянского слова «празднь» - означающее безделие или лень. Для некоторых людей праздник – особый день посвященный культу религиозных или государственных церемоний. Для других людей праздник – это публичные развлечения, устраиваемые по какому либо поводу. А для третьих – это житейские радости и удовольствия.
В.Е. Новаторов в словаре справочнике «Культурно-досуговая деятельность» определяет праздник как массовую общественно-политическую или культурно-просветительную акцию, рассчитанную на один или несколько дней и представляющую собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми и проблемами.[]
Праздники существуют во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, когда с их помощью отмечались события космического цикла, и кончая современностью, придающей им в основном характер юбилеев, связанных с историей той или иной страны, ее народа и героев. Они являются необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека и только человека, обладающего — в отличие от животных — уникальной способностью праздновать, т. е. включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.
Праздники — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось чтобы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности.
Ведь этот элемент культуры призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. И не случайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью. Отметим далее, что праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека. И, конечно, определенная связь существует между ними и искусством.
На заре человечества праздники выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры и ориентированного на нее эстетического сознания. Позднее они постоянно вбирают в себя опыт искусств и используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры.
Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. Такое толкование праздника является традиционным.
«Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т. е. в определенном символическом действии, которое художественно выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено с чем-то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни. С давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздничности, веселья и т. п., которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно необходимая доля всего хода жизни![]
Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Территория этой жизнедеятельности располагается, как правило, вне сферы материальной пользы и соотносится не столько с миром средств, сколько с миром идеалов! Праздновать — значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, а следовательно, ощущать полноту жизни — индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром. Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и вместе с тем означает нечто большее — подлинное прикосновение к счастью.
По своей сущности и значению праздник представляют собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать высокие нравственные чувства – патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, уважительное отношение к старшим, к труду, к женщине; развивать высокий эстетический вкус, прививать уважение к закону, к нормам морали, утверждать здоровый образ жизни, повышать культуру досуга, интересно и содержательно отдыхать.
Праздники стали поистине неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальные и культурные функции. Способствуя сохранению достижений отечественной культуры, они передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей – нравственные, эстетические, культурно-бытовые, но прежде всего – потребность в общении, а также отдыхе и развлечениях.
Велика роль праздника в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Они способствуют также физическому воспитанию, правовому, экологическому.
Мозаев определяет праздник как свободу по поводу коммуникации.
Для Туманова праздник не имеет лимита времени и пространства.
Генкин Д.М. сказал, что праздник – это педагогическая система, имеющая свою цель, структуру, время, подходы и т.д.
Плюснин А.Д. сказал, что праздник – это художественно оформленное, не имеющее локальной площадки и лимита времени массовое торжество большой общности людей, выражающих коллективное эмоциональное отношение к детали событиям, традициям, предусматривающее как воспроизведение зрелища, так и активное проявление самодеятельности через активные формы самовыражения.
Информация о работе Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса