Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:51, контрольная работа
Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (VIII тыс. до н. э.), она развивалась непрерывно на единой территории. Островное положение создало для страны специфические условия. Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешним вторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольского нашествия, которое значительно затормозило темпы исторического развития других восточных государств.
Введение…………………………………………………………...........................2
Искусство VIII тысячелетия до н. э………………………………………...........3
Искусство VI-VIII веков. Периоды Асука, Нара………………………………..7
Искусство IX-XII веков. Период Хэйан………………………………………..14
Искусство конца XII - середины XVI века. Периоды Камакура, Муромати…………………………………………………………………...........19
Искусство конца XVI – середина XIX века. Периоды Момояма, Эдо (Токугава)………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
СОДЕРЖАНИЕ 
Введение…………………………………………………………
Искусство VIII тысячелетия до н. э………………………………………...........3
Искусство VI-VIII веков. Периоды Асука, Нара………………………………..7
Искусство IX-XII веков. Период Хэйан………………………………………..14
Искусство 
конца XII - середины XVI века. Периоды Камакура, 
Муромати…………………………………………………………
Искусство 
конца XVI – середина XIX века. Периоды Момояма, 
Эдо (Токугава)……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой 
литературы……………………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (VIII тыс. до н. э.), она развивалась непрерывно на единой территории. Островное положение создало для страны специфические условия. Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешним вторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольского нашествия, которое значительно затормозило темпы исторического развития других восточных государств.
Вступление Японии в эпоху феодализма связано с активизацией контактов с Китаем и Кореей, оказавшим воздействие на духовную жизнь страны. Чужие, но переосмысленные по-своему достижения содействовали созданию подлинно Японского художественного стиля, порой более завершенного в своих проявлениях, чем вдохнувшие в него жизнь иноземные прообразы.
  Японцы 
с древнейших времен постигли искусство 
использовать минимальное пространство 
с максимальной экономностью и целесообразностью. 
Необходимость частых перестроек и реконструкций 
зданий, забота о самоустойчивости содействовали 
раннему возникновению стандартных элементов, 
конструктивной четкости соотношения 
всех частей любого сооружения. Вместе 
с тем эта рациональность отнюдь не убила 
живую красоту японской архитектуры. Японцы, 
с древности обожествлявшие природу, считали, 
что она не умирает, продолжая свою жизнь 
в вещах. Отсюда их необыкновенное бережное 
стремление не убить ее естественной красоты 
и развившаяся на протяжении многих веков 
тенденция превратить религию в искусство, 
а искусство сделать своей религией. 
 
 
 
 
 
 
 
ИССКУСТВО VIII ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
О существовании древней культуры Японии долгое время ничего не было известно. Лишь в начале XX столетия археологи обнаружили в разных частях страны следы неолитических поселений. Наиболее ярко особенности художественного мышления той эпохи продемонстрировали керамические сосуды, восходящие к VIII - середине I тысячелетия до н. э. Типичный для них орнамент, напоминавший след соломенного жгута, послужил основой наименования всей культуры неолита на территории Японии - Дземон (след веревки).
Самые ранние остродонные, грубо вылепленные сосуды примитивной конусообразной формы, восходящие к VIII – середине IV тысячелетия до н. э., служили утилитарным целям. С середины IV до середины II тысячелетия до н. э. произошло значительное усложнение форм сосудов. Появились светильники, кубки и котлы, употреблявшиеся уже и для торжественных жертвоприношений. Вместе с развитием представлений о природе, властвующей над человеком, примитивный узор сменился изощренным и сложным лепным декором, включающим причудливые геометрические, растительные и зооморфные мотивы. Увеличились почти до метровой высоты размеры многих сосудов. Часть из них превратилась в неподвижные предметы культа, предназначенные для созерцания. Исполненные безудержной фантастики и монументального величия, подобные сосуды были для человека того времени как бы малой моделью мироздания, воплощением стихий обитаемых им вулканических островов.
С конца II тысячелетия до н. э. сосуды становятся проще и утилитарнее. Уменьшаются их вес и размер, появляются лощение и окраска. Все это свидетельствует о том, что на стадии перехода к бронзовому веку ритуальная керамическая утварь утратила свой универсальный магический смысл, уступив место другим видам искусства. С началом земледелия и олицетворения магических сил, охраняющих посевы, возникли керамические фигурки идолов - догу. Эти фигурки условно передавали черты человеческого и животного облика и были покрыты магическим орнаментом - зигзагами, дисками, треугольниками.
Новый этап в истории Японии начался во второй половине I тысячелетия до н. э., когда на территории островов Хонсю и Кюсю сложился ряд крупных родоплеменных союзов. Отрезок времени с V века до н. э. по IV век н. э. получил условное наименование Яей. Племена Яей - пришельцы из Азии, оттеснившие коренное население к северу,- были носителями более высокой культуры. Они освоили рисосеяние, животноводство и ткачество, выплавку меди и бронзы. В этот период значительно расширился круг бытовых и ритуальных предметов. Керамика типа яей - вазы, чаши, кувшины, блюда и кубки,- изготовленная на гончарном круге и обожженная при высокой температуре, отличается легкостью, простой и функциональностью форм, графической ясностью строгих геометрических узоров - полос зубчатых и волнистых линий.
  В 
период Яей почитание сил природы 
постепенно оформилось в 
религиозно-мифологическую систему, получившую 
впоследствии 
название - синто (путь богов). Синтоизм 
развил мифы и легенды, в 
которых отразился характер социальных, 
политических и духовных 
преобразований, совершавшихся в жизни 
древнего японского 
общества. Божества в религии синто первоначально 
не получили 
антропоморфного воплощения. Обожествлялся 
весь мир, окружающий человека. Среди бесчисленных 
духов и богов, населяющих природу, особо 
почитались покровители земледелия. В 
их честь устраивались торжества и возводились 
святилища.
  Архитектурное 
мышление периода Яей определилось 
ритмами 
жизни сельскохозяйственной общины. В 
первых веках нашей эры 
складывается тип поселений с иерархическим 
порядком распределения построек. Стиль 
"адзэкура", возникший от слова "кура" 
(житница), положил начало длительной архитектурной 
традиции. Приподнятые на сваях бревенчатые 
амбары приобрели значение священного 
места в поселении. Перед ними на расчищенной 
площадке совершались сельскохозяйственные 
обряды, приносились жертвы богам.
  Дальнейшая 
эволюция архитектурно-пространственных 
форм 
совершается в Японии на протяжении IV 
- VI веков. С образованием в центре острова 
Хонсю первого сильного японского государства 
- Ямато, с утверждением власти правителей 
и развитием культа предков связано рождение 
нового типа сооружений - грандиозных 
курганов-кофун (древний холм), давших 
название целому периоду истории. Курганы 
представляли собой большие искусственные 
острова, окруженные рвами с водой. Их 
внешние очертания в виде круга или замочной 
скважины (символ союза солнца и земли) 
и внутреннее убранство отражали сложившиеся 
представления о вселенной. Останки царя 
помещались в подземную камеру внутри 
холма. Массивные каменные или керамические 
саркофаги, как и стены погребений, покрывались 
графическими узорами с космогонической 
символикой.
Сооружение курганов повлекло за собой развитие целого ряда видов искусства. IV - VI века - время бурного расцвета погребальной пластики - ханива. Полые внутри керамические фигурки (от 30 см до 1,5 м высотой) составляли своеобразный посмертный эскорт правителя. Первые ханива были полыми столбиками - цилиндрами, составляющими символическую ограду вокруг кургана. И хотя их форма эволюционировала и сюжетно преобразилась, глиняный столб продолжал оставаться основой каждой статуи. Круг сюжетов ханива весьма разнообразен. Это - воины, жрецы, придворные дамы, слуги, крестьяне, животные и птицы. Правила расположения фигур были строго зафиксированы и соответствовали общей космогонической ориентации погребения. Пластическое воплощение ханива свидетельствует о большой развитости художественного мышления. Мастера тонко чувствовали возможности податливой глины. При большой обобщенности в трактовке лиц, они умели живо и точно воспроизвести характерность мимики, придать фигуркам разную настроенность.
С оформлением царских погребений связано быстрое развитие декоративных ремесел (в погребальных камерах курганов встречались разнообразные предметы из золота, серебра, золоченой бронзы – шлемы вождей, ритуальное оружие, подвески, браслеты). В курганах обнаружены многочисленные образцы керамики типа суэ или иваибэ.
  Правильные 
и четкие по формам, они восходят 
к корейским 
сосудам и, хотя напоминают изделия яей, 
отличаются большей 
стройностью и завершенностью очертаний. 
Важное место в погребениях принадлежало 
бронзовым зеркалам, которые клали на 
грудь усопшему. Все эти предметы свидетельствуют 
об умении японских мастеров подчеркнуть 
свойства материала, выявить его достоинства 
и красоту. Так в древней Японии сложились 
свои обычаи, особенности строительства, 
понимания декоративных форм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИСКУССТВО 
VI-VIII ВЕКОВ. 
ПЕРИОДЫ АСУКА, НАРА. 
  Для 
Японии VI-VIII века стали временем крупнейших 
социальных и духовных сдвигов. С середины 
VI века начался процесс феодализации страны, 
завершившийся в VII столетии созданием 
единого централизованного государства. 
Молодая японская государственность складывалась 
под сильным воздействием соседних стран 
- Кореи и особенно Китая, откуда были восприняты 
новые формы законодательства, письменности, 
идеологии, земельной собственности и 
территориального устройства (в результате 
реформы 645 в Японии, по примеру Китая, 
установилось единовластие императора).
Хотя синтоизм продолжал оставаться народной религией, важным политическим актом было введение в середине VI века буддизма. Миссия буддизма на стадии раннего средневековья была многообразной. Он помогал преодолению былой родоплеменной разобщенности, содействовал сближению Японии с другими державами.
Первыми этапами, воплотившими черты раннефеодальной художественной культуры, явились период Асука (552-645), получивший наименование по месту императорской резиденции, и период Пара (645-794), названный по местонахождению первой японской столицы.
  Черты 
нового ранее всего проявились в 
японском зодчестве. Распространение 
буддизма содействовало повсеместному 
возведению ансамблей нового типа - буддийских 
монастырей, восходящих к китайским и 
корейским образцам. Подобно синтоистским 
святилищам, они представляли собой группы 
деревянных храмовых построек (числом 
семь, девять, а затем и более), расположенных 
в строгом порядке на обнесенном стенами 
прямоугольном участке. Однако от синтоистских 
святилищ их отличали как масштабы значительно 
увеличившихся сооружений, так и общая 
акцентированная парадность. Особую значимость 
приобрели широкая аллея, ведущая к парадным 
воротам, площадь перед храмом, видимые 
издалека ярусы и острые шпили пагод. В 
отличие от древних святилищ, деревянные 
буддийские храмы были окрашены красным 
лаком, приподняты на каменные платформы, 
имели широкие изогнутые по углам двойные 
черепичные крыши 
типа иримоя.
Новый этап в развитии принципов японского зодчества начался с VIII века. Централизация государства и укрепление государственной власти вызвали необходимость создания единой стабильной столицы. Ею стал первый японский город, заменивший временные резиденции правителей - Хэйдеке (современный Нара). Освященная в 710 году жрецами синто живописная долина в короткие сроки превратилась в цветущий город, выстроенный по образцу регулярных Китайских столиц. Хэйдеке представлял собой в плане прямоугольник, насчитывающий с севера на юг около 8,5 км, а с запада на восток около 10 км. Главная магистраль разделяла западную и восточную части, каждая из которых членилась на кварталы девятью продольными и восемью поперечными улицами. В северной части располагался комплекс императорского дворца. Значительное место в городе отводилось буддийским монастырям, могущество которых достигло к этому времени своего апогея.
Новое ощущение города как ансамбля повлияло на масштабные соотношения зданий, их планировку и организацию. Увеличились размеры храмовых сооружений, площадей, предназначенных для пышных празднеств.
  Буддизм 
определил эволюцию японского изобразительного 
искусства и в первую очередь скульптуры. 
На протяжении VII века постепенно прекратилось 
сооружение кофунов и изготовление ханива. 
В Японию проникли новые темы, образы и 
иконографические приемы, сформировавшиеся 
в Индии, а затем утвердившиеся в Китае 
и Корее. Находясь в тесном взаимодействии 
с храмовым зодчеством, японская пластика 
VII-VIII веков совершает столь же сложный 
путь развития. Первые японские статуи, 
привозные или копирующие иноземные образцы, 
по своим 
стилистическим признакам весьма разнородны. 
Эстетическим эталоном в период Асука 
были простые и строгие образцы дальневосточной 
пластики V-VI веков. Но если в Корее и Китае 
буддийские легенды нашли наиболее яркое 
художественное воплощение в рельефах 
гигантских скальных монастырей, то в 
маленьком островном государстве получили 
преимущественное развитие статуи, предназначенные 
для алтарей деревянных храмов. Статуи 
воспроизводили канонизированные образы 
Будды, врачевателя Якуси и основателя 
вероучений Шакьяму-ни, 
представленных в виде проповедников-аскетов, 
сопровождаемых двумя юными божествами 
милосердия - бодхисатвами. В пантеон входили 
и образцы охранителей храма, стражей 
стран света, олицетворяющие идею защиты 
мира от скверны. Изображения этих божеств 
в иерархическом порядке размещались 
на алтарном постаменте в центре храма. 
Главное божество всегда помещалось посередине 
композиции, стражи располагались по четырем 
углам алтаря, а также в боковых отсеках 
ворот. Хотя движения, позы и жесты божеств 
были строго канонизированы и связывались 
с емкой 
буддийской символикой, пропорции и размеры 
статуй не были четко зафиксированными. 
Нравственные нормы раннего буддизма 
требовали повышенной духовности образов 
пластики. В статичных фронтальных фигурах 
подчеркивалась бесплотность, отрешенность 
от всего земного. Робкая угловатость 
жестов и юношеская чистота ликов были 
в VI-VII веках не только следствием подражания 
чужим вкусам, но и отражением молодости 
религии и самого государства.