Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:51, контрольная работа
Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (VIII тыс. до н. э.), она развивалась непрерывно на единой территории. Островное положение создало для страны специфические условия. Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешним вторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольского нашествия, которое значительно затормозило темпы исторического развития других восточных государств.
Введение…………………………………………………………...........................2
Искусство VIII тысячелетия до н. э………………………………………...........3
Искусство VI-VIII веков. Периоды Асука, Нара………………………………..7
Искусство IX-XII веков. Период Хэйан………………………………………..14
Искусство конца XII - середины XVI века. Периоды Камакура, Муромати…………………………………………………………………...........19
Искусство конца XVI – середина XIX века. Периоды Момояма, Эдо (Токугава)………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Искусство VIII тысячелетия до н. э………………………………………...........3
Искусство VI-VIII веков. Периоды Асука, Нара………………………………..7
Искусство IX-XII веков. Период Хэйан………………………………………..14
Искусство
конца XII - середины XVI века. Периоды Камакура,
Муромати…………………………………………………………
Искусство
конца XVI – середина XIX века. Периоды Момояма,
Эдо (Токугава)……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (VIII тыс. до н. э.), она развивалась непрерывно на единой территории. Островное положение создало для страны специфические условия. Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешним вторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольского нашествия, которое значительно затормозило темпы исторического развития других восточных государств.
Вступление Японии в эпоху феодализма связано с активизацией контактов с Китаем и Кореей, оказавшим воздействие на духовную жизнь страны. Чужие, но переосмысленные по-своему достижения содействовали созданию подлинно Японского художественного стиля, порой более завершенного в своих проявлениях, чем вдохнувшие в него жизнь иноземные прообразы.
Японцы
с древнейших времен постигли искусство
использовать минимальное пространство
с максимальной экономностью и целесообразностью.
Необходимость частых перестроек и реконструкций
зданий, забота о самоустойчивости содействовали
раннему возникновению стандартных элементов,
конструктивной четкости соотношения
всех частей любого сооружения. Вместе
с тем эта рациональность отнюдь не убила
живую красоту японской архитектуры. Японцы,
с древности обожествлявшие природу, считали,
что она не умирает, продолжая свою жизнь
в вещах. Отсюда их необыкновенное бережное
стремление не убить ее естественной красоты
и развившаяся на протяжении многих веков
тенденция превратить религию в искусство,
а искусство сделать своей религией.
ИССКУСТВО VIII ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
О существовании древней культуры Японии долгое время ничего не было известно. Лишь в начале XX столетия археологи обнаружили в разных частях страны следы неолитических поселений. Наиболее ярко особенности художественного мышления той эпохи продемонстрировали керамические сосуды, восходящие к VIII - середине I тысячелетия до н. э. Типичный для них орнамент, напоминавший след соломенного жгута, послужил основой наименования всей культуры неолита на территории Японии - Дземон (след веревки).
Самые ранние остродонные, грубо вылепленные сосуды примитивной конусообразной формы, восходящие к VIII – середине IV тысячелетия до н. э., служили утилитарным целям. С середины IV до середины II тысячелетия до н. э. произошло значительное усложнение форм сосудов. Появились светильники, кубки и котлы, употреблявшиеся уже и для торжественных жертвоприношений. Вместе с развитием представлений о природе, властвующей над человеком, примитивный узор сменился изощренным и сложным лепным декором, включающим причудливые геометрические, растительные и зооморфные мотивы. Увеличились почти до метровой высоты размеры многих сосудов. Часть из них превратилась в неподвижные предметы культа, предназначенные для созерцания. Исполненные безудержной фантастики и монументального величия, подобные сосуды были для человека того времени как бы малой моделью мироздания, воплощением стихий обитаемых им вулканических островов.
С конца II тысячелетия до н. э. сосуды становятся проще и утилитарнее. Уменьшаются их вес и размер, появляются лощение и окраска. Все это свидетельствует о том, что на стадии перехода к бронзовому веку ритуальная керамическая утварь утратила свой универсальный магический смысл, уступив место другим видам искусства. С началом земледелия и олицетворения магических сил, охраняющих посевы, возникли керамические фигурки идолов - догу. Эти фигурки условно передавали черты человеческого и животного облика и были покрыты магическим орнаментом - зигзагами, дисками, треугольниками.
Новый этап в истории Японии начался во второй половине I тысячелетия до н. э., когда на территории островов Хонсю и Кюсю сложился ряд крупных родоплеменных союзов. Отрезок времени с V века до н. э. по IV век н. э. получил условное наименование Яей. Племена Яей - пришельцы из Азии, оттеснившие коренное население к северу,- были носителями более высокой культуры. Они освоили рисосеяние, животноводство и ткачество, выплавку меди и бронзы. В этот период значительно расширился круг бытовых и ритуальных предметов. Керамика типа яей - вазы, чаши, кувшины, блюда и кубки,- изготовленная на гончарном круге и обожженная при высокой температуре, отличается легкостью, простой и функциональностью форм, графической ясностью строгих геометрических узоров - полос зубчатых и волнистых линий.
В
период Яей почитание сил природы
постепенно оформилось в
религиозно-мифологическую систему, получившую
впоследствии
название - синто (путь богов). Синтоизм
развил мифы и легенды, в
которых отразился характер социальных,
политических и духовных
преобразований, совершавшихся в жизни
древнего японского
общества. Божества в религии синто первоначально
не получили
антропоморфного воплощения. Обожествлялся
весь мир, окружающий человека. Среди бесчисленных
духов и богов, населяющих природу, особо
почитались покровители земледелия. В
их честь устраивались торжества и возводились
святилища.
Архитектурное
мышление периода Яей определилось
ритмами
жизни сельскохозяйственной общины. В
первых веках нашей эры
складывается тип поселений с иерархическим
порядком распределения построек. Стиль
"адзэкура", возникший от слова "кура"
(житница), положил начало длительной архитектурной
традиции. Приподнятые на сваях бревенчатые
амбары приобрели значение священного
места в поселении. Перед ними на расчищенной
площадке совершались сельскохозяйственные
обряды, приносились жертвы богам.
Дальнейшая
эволюция архитектурно-пространственных
форм
совершается в Японии на протяжении IV
- VI веков. С образованием в центре острова
Хонсю первого сильного японского государства
- Ямато, с утверждением власти правителей
и развитием культа предков связано рождение
нового типа сооружений - грандиозных
курганов-кофун (древний холм), давших
название целому периоду истории. Курганы
представляли собой большие искусственные
острова, окруженные рвами с водой. Их
внешние очертания в виде круга или замочной
скважины (символ союза солнца и земли)
и внутреннее убранство отражали сложившиеся
представления о вселенной. Останки царя
помещались в подземную камеру внутри
холма. Массивные каменные или керамические
саркофаги, как и стены погребений, покрывались
графическими узорами с космогонической
символикой.
Сооружение курганов повлекло за собой развитие целого ряда видов искусства. IV - VI века - время бурного расцвета погребальной пластики - ханива. Полые внутри керамические фигурки (от 30 см до 1,5 м высотой) составляли своеобразный посмертный эскорт правителя. Первые ханива были полыми столбиками - цилиндрами, составляющими символическую ограду вокруг кургана. И хотя их форма эволюционировала и сюжетно преобразилась, глиняный столб продолжал оставаться основой каждой статуи. Круг сюжетов ханива весьма разнообразен. Это - воины, жрецы, придворные дамы, слуги, крестьяне, животные и птицы. Правила расположения фигур были строго зафиксированы и соответствовали общей космогонической ориентации погребения. Пластическое воплощение ханива свидетельствует о большой развитости художественного мышления. Мастера тонко чувствовали возможности податливой глины. При большой обобщенности в трактовке лиц, они умели живо и точно воспроизвести характерность мимики, придать фигуркам разную настроенность.
С оформлением царских погребений связано быстрое развитие декоративных ремесел (в погребальных камерах курганов встречались разнообразные предметы из золота, серебра, золоченой бронзы – шлемы вождей, ритуальное оружие, подвески, браслеты). В курганах обнаружены многочисленные образцы керамики типа суэ или иваибэ.
Правильные
и четкие по формам, они восходят
к корейским
сосудам и, хотя напоминают изделия яей,
отличаются большей
стройностью и завершенностью очертаний.
Важное место в погребениях принадлежало
бронзовым зеркалам, которые клали на
грудь усопшему. Все эти предметы свидетельствуют
об умении японских мастеров подчеркнуть
свойства материала, выявить его достоинства
и красоту. Так в древней Японии сложились
свои обычаи, особенности строительства,
понимания декоративных форм.
ИСКУССТВО
VI-VIII ВЕКОВ.
ПЕРИОДЫ АСУКА, НАРА.
Для
Японии VI-VIII века стали временем крупнейших
социальных и духовных сдвигов. С середины
VI века начался процесс феодализации страны,
завершившийся в VII столетии созданием
единого централизованного государства.
Молодая японская государственность складывалась
под сильным воздействием соседних стран
- Кореи и особенно Китая, откуда были восприняты
новые формы законодательства, письменности,
идеологии, земельной собственности и
территориального устройства (в результате
реформы 645 в Японии, по примеру Китая,
установилось единовластие императора).
Хотя синтоизм продолжал оставаться народной религией, важным политическим актом было введение в середине VI века буддизма. Миссия буддизма на стадии раннего средневековья была многообразной. Он помогал преодолению былой родоплеменной разобщенности, содействовал сближению Японии с другими державами.
Первыми этапами, воплотившими черты раннефеодальной художественной культуры, явились период Асука (552-645), получивший наименование по месту императорской резиденции, и период Пара (645-794), названный по местонахождению первой японской столицы.
Черты
нового ранее всего проявились в
японском зодчестве. Распространение
буддизма содействовало повсеместному
возведению ансамблей нового типа - буддийских
монастырей, восходящих к китайским и
корейским образцам. Подобно синтоистским
святилищам, они представляли собой группы
деревянных храмовых построек (числом
семь, девять, а затем и более), расположенных
в строгом порядке на обнесенном стенами
прямоугольном участке. Однако от синтоистских
святилищ их отличали как масштабы значительно
увеличившихся сооружений, так и общая
акцентированная парадность. Особую значимость
приобрели широкая аллея, ведущая к парадным
воротам, площадь перед храмом, видимые
издалека ярусы и острые шпили пагод. В
отличие от древних святилищ, деревянные
буддийские храмы были окрашены красным
лаком, приподняты на каменные платформы,
имели широкие изогнутые по углам двойные
черепичные крыши
типа иримоя.
Новый этап в развитии принципов японского зодчества начался с VIII века. Централизация государства и укрепление государственной власти вызвали необходимость создания единой стабильной столицы. Ею стал первый японский город, заменивший временные резиденции правителей - Хэйдеке (современный Нара). Освященная в 710 году жрецами синто живописная долина в короткие сроки превратилась в цветущий город, выстроенный по образцу регулярных Китайских столиц. Хэйдеке представлял собой в плане прямоугольник, насчитывающий с севера на юг около 8,5 км, а с запада на восток около 10 км. Главная магистраль разделяла западную и восточную части, каждая из которых членилась на кварталы девятью продольными и восемью поперечными улицами. В северной части располагался комплекс императорского дворца. Значительное место в городе отводилось буддийским монастырям, могущество которых достигло к этому времени своего апогея.
Новое ощущение города как ансамбля повлияло на масштабные соотношения зданий, их планировку и организацию. Увеличились размеры храмовых сооружений, площадей, предназначенных для пышных празднеств.
Буддизм
определил эволюцию японского изобразительного
искусства и в первую очередь скульптуры.
На протяжении VII века постепенно прекратилось
сооружение кофунов и изготовление ханива.
В Японию проникли новые темы, образы и
иконографические приемы, сформировавшиеся
в Индии, а затем утвердившиеся в Китае
и Корее. Находясь в тесном взаимодействии
с храмовым зодчеством, японская пластика
VII-VIII веков совершает столь же сложный
путь развития. Первые японские статуи,
привозные или копирующие иноземные образцы,
по своим
стилистическим признакам весьма разнородны.
Эстетическим эталоном в период Асука
были простые и строгие образцы дальневосточной
пластики V-VI веков. Но если в Корее и Китае
буддийские легенды нашли наиболее яркое
художественное воплощение в рельефах
гигантских скальных монастырей, то в
маленьком островном государстве получили
преимущественное развитие статуи, предназначенные
для алтарей деревянных храмов. Статуи
воспроизводили канонизированные образы
Будды, врачевателя Якуси и основателя
вероучений Шакьяму-ни,
представленных в виде проповедников-аскетов,
сопровождаемых двумя юными божествами
милосердия - бодхисатвами. В пантеон входили
и образцы охранителей храма, стражей
стран света, олицетворяющие идею защиты
мира от скверны. Изображения этих божеств
в иерархическом порядке размещались
на алтарном постаменте в центре храма.
Главное божество всегда помещалось посередине
композиции, стражи располагались по четырем
углам алтаря, а также в боковых отсеках
ворот. Хотя движения, позы и жесты божеств
были строго канонизированы и связывались
с емкой
буддийской символикой, пропорции и размеры
статуй не были четко зафиксированными.
Нравственные нормы раннего буддизма
требовали повышенной духовности образов
пластики. В статичных фронтальных фигурах
подчеркивалась бесплотность, отрешенность
от всего земного. Робкая угловатость
жестов и юношеская чистота ликов были
в VI-VII веках не только следствием подражания
чужим вкусам, но и отражением молодости
религии и самого государства.