Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать социально-культурную программу сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Задачи исследования:
изучить понятие «празднично-обрядовая культура алтайского этноса»
изучить национальный уклад жизни алтайцев, нравы и обычаи
определить структуру празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
изучить опыт работы культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры в Республике Алтай

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Празднично-обрядовая культура алтайского
этноса: теоретические и методологические аспекты………….....……..13
§1.1 Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры
алтайского этноса как проблема…………………………………………….
§1.2 Празднично-обрядовая культура алтайского этноса:
основные понятия……………………………………………………………...13
§1.3 Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: содержательные и технологические аспекты……………………...23

Глава 2: Разработка социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса (на примере Онгудайского района республики Алтай)………..35
§2.1 Анализ деятельности районного центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………….35
§2.2 Разработка авторской социально-культурной программы «Эхо Алтая» по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса……………………………………………………………
§2.3 Эффективность реализации социально-культурной программы
по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………....

Заключение…………………………………………………………….
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом декенова.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Что же такое праздник?

Праздник   -   это   торжественная   форма   ознаменования   различий событий или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народ день, свободный от трудов и повседневных будничных забот, они были формой общественной      жизни,      совпадающей      с      важнейшими      моментам! производственного года охотника, пастуха или земледельца.

Также праздники являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность, они воплощали самобытный комплекс ритуальных условно-символических действий, отражающих определенные идеи и содержание.

В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». В философских исследованиях пока не преодолен некоторый вакуум, недооценивается важное значение категории «праздник» для более глубокого понимания категорий «образ жизни», «духовная жизнь», «общественное сознание» и др.

Форма празднования вообще понимается как способ внутреннего и внешнего выражения содержания празднования.

Содержание празднования включает в себя основные элементы, отражает единство свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития праздников в обществе. Содержание празднования зависит от его   способа.

Отражая основные идеи празднования, она становится моментом содержания. Форма выражает также внешнюю сторону способа празднования через систему праздников. Следует отличать содержание и форму празднования от содержания и формы праздника. Содержание и форма празднования связаны со способом празднования в обществе. Содержание и форма праздника являются конкретным содержанием и формой отдельного праздника или группы праздников. Форма и содержание празднования есть проявление борьбы противоположностей, находящихся в тесном единстве. Типу содержания празднования соответствует определенная форма празднования.

Категории «содержание» и «форма» имеют важное значение для изучения путей развития праздников. Форма празднования, соответствующая его содержанию, ускоряет развитие последнего. Но бывают периоды, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его развитие.

Конфликт между новым содержанием и старой формой празднования разрешается ломкой устаревшей новой формы, которая соответствует новому содержанию. [7, с. 12]

Народные праздники и обряды условно можно разделить на два основных раздела. К первому относятся праздники и обряды, обусловленные хозяйственной деятельностью людей (земледелием, животноводством, рыболовством, охотой). По второму - семейные, связанные с главными этапами жизни человека: с рождением, вступлением в брак, смертью.

Чтобы наиболее полно изучить понятие «празднично-обрядовая культура» нужно рассмотреть и термин «обряд».

Термин «обряд» - происходит от слова «обрядить», «обряжать» - т.е. украшать. Между традициями, обычаями и обрядами многого общего, все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом. Причем передача эта происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

В.Е. Новаторов в словаре справочнике «Культурно-досуговая деятельность» пишет, что обряд – это определенным образом выстроенная цепь символических, как правило групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Следует заметить, что обряд с древних времен сопровождали производственную жизнь человека, являясь неотъемлемой частью культуры народов. Обряды практически всегда носили классовый характер. С их помощью наделенные властью и положением эксплуататоры стремились закрепить выгодные им социальные порядки, навязать массам свои моральные и духовные нормы, правила общежития, торжественно отметить памятные для себя и для своего круга людей события. За длительную историю своего существования обряды потерпели глубокие изменения, они качественно трансформировались и по форме и по содержанию.

В толковом словаре Ожегова С.И. обряд определяется как совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающий определенный смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это - своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Из данного термина следует, что обрядность - это составная часть духовной культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития. Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие обрядов. Как результат изменения действительности, обрядность проходит длительный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.

Многие народные обряды сложились задолго до того, как возникли современные религии. В них отражались уклад жизни, бытовые нормы или обычаи рода, семьи. Обрядами отмечались и все трудовые циклы – охота, переезд на новые пастбища. Каждый обряд содержал в себе большой запас художественных средств народного празднества.

В широком смысле слова обряд – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обрядов определялись и регулировались все отношения, вся производственная деятельность людей их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности людей, обряды являлись и средством выражения коллективных, общественных эмоций.

Народные обряды соответствовали общественным, демократическим потребностям общества. В них отражались характерные черты трудовой деятельности и быта народа, его языка и искусства, народные обычаи, социальный опыт, передаваемый новым поколениям. [41, с. 132]

Народные праздники и обряды всегда были связаны и определялись хозяйственным циклом, который сопровождал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение.

Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды, ритуалы, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни.

Потребность разнообразить быт, красиво и торжественно отмечать важные события своей жизни возникла у людей в самые отдаленные времена. Праздники и обряды, как и другие явления общественной жизни, появились в ответ на запросы человека, на его стремление к познанию окружающего мира, к общению с другими людьми, в ответ на потребности к эстетическому сопереживанию, стремление к прекрасному.

Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа.

Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, осень, зиму, прославляя и поклоняясь деревьям, цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего рода, придерживаясь, правил народного календаря. [4, с.75]

В повторяющихся циклах праздников олицетворялось повторение жизни, отсюда безусловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая повторяемость устоявшихся условно-символических действий.

Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения.

С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей.

 «Праздник, приобщая людей к культурным ценностям и достижениями, всегда был и остается эффективным средством воздействия на духовный мир человека». Одним из главных механизмов развития современной культуры алтайцев стало развитие праздничной культуры. Республиканское Министерство культуры Горного Алтая сосредоточило свои усилия и финансы на проведении национальных праздников.

Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации, затронувший в той или иной мере все страны мира и входящие в них социоисторические организмы, ведет к унификации практически всех областей жизни населяющих их народов, в том числе и их культуры. В Российской Федерации есть регионы, в которых проживают различные этносы с частично сохранившейся этнической культурой – это, в первую очередь, Сибирь и Северный Кавказ. Проблема сохранения, возрождения или модернизации этнической культуры является частью национальной и культурной политики нынешней российской администрации. Нужно ли создавать для этнических регионов специальные программы по сохранению и возрождению этнических культур, если процесс культурной глобализации неизбежен? Какова роль федеральных и местных (республиканских) учреждений культуры в процессе формирования современного культурного социума?

Исследование традиций каждого народа в наши дни приобрело особое значение, поскольку очень возрос интерес к проблемам экологии культуры. Назрела необходимость защиты и сохранения культурных особенностей народов. В наш век технических достижений  все «этническое», «этнокультурное» уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. [Н.А.Тадина «Алтайская свадебная обрядность ХIХ-ХХвв.стр.3 Г-А»]

Рассмотрев выше изложенные определения понятий  «праздник», «обряд» и «культура», следует сказать, что каждый исследователь дает свое определение этим понятиям.  Следует отметить, что обычаи и традиции, какого либо этноса, со всей полнотой раскрываются именно в народных праздниках, так как в них отражается национальный характер. Народные праздники обычно сопровождаются обрядами, которые имеют свои исторические значения и смыслы. Исследователи называют ее празднично-обрядовой культурой народа.

Таким образом, изучив возникновение праздника и обряда и поняв их значение, можно сделать вывод, что во все времена празднично-обрядовая культура была важнейшей составляющей жизни людей. Она передавалась поколениям как особый «ключ», которым открывались все «двери» народного быта. А в наше время главной задачей является не дать погибнуть этому огромному пласту алтайской национальной культуры.

Возрождать и развивать народные празднично-обрядовые формы в современных условиях возможно только на основе современных социокультурных технологий. Суть их состоит в особых способах и приемах, способствующих адаптации содержания, символических и ритуальных действий в празднично-обрядовых действах. Возрождению и развитию празднично-обрядовых форм будут подвержены только те формы, которые соответствуют современным социокультурным условиям:

1.В многонациональной  Республике Алтай приоритетное  внимание должно быть уделено алтайским празднично-обрядовым формам.

2.Приобщение к празднично-обрядовой  культуре алтайского народа не сводится только к изучению фольклора. Это целостное этнокультурное явление, веками создавшееся и продолжающее жить благодаря таланту и творчеству всех групп, слоев, сословий общества.

3.Возрождение и развитие  празднично-обрядовых форм народной культуры невозможно без восстановления и сохранения всех элементов народной культуры (фольклора, народного костюма, быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.)

4.Возрождение и развитие народных праздников и обрядов необходимо рассматривать в контексте диалектического процесса, протекающего в народной культуре поныне: одни формы народных праздников безвозвратно уходят из быта народа, другие сохраняют свою жизнедеятельность, третьи, трансформируясь, становятся основой для создания новых.

5.В современных условиях, когда  практически утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи художественного опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии празднично-обрядовых форм народной культуры должна принадлежать дошкольным учреждениям, школам, социально-педагогическим и учебно-воспитательным комплексам, центрам эстетического воспитания, культурно-досуговым учреждениям и центрам народной культуры.

6.Сохранение и развитие  празднично-обрядовой культуры алтайского народа возможно лишь при наличии подготовленных специалистов, подготовленных на полихудожественной, историко-теоретической основе. [39, с.39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса