Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать социально-культурную программу сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Задачи исследования:
изучить понятие «празднично-обрядовая культура алтайского этноса»
изучить национальный уклад жизни алтайцев, нравы и обычаи
определить структуру празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
изучить опыт работы культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры в Республике Алтай

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Празднично-обрядовая культура алтайского
этноса: теоретические и методологические аспекты………….....……..13
§1.1 Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры
алтайского этноса как проблема…………………………………………….
§1.2 Празднично-обрядовая культура алтайского этноса:
основные понятия……………………………………………………………...13
§1.3 Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: содержательные и технологические аспекты……………………...23

Глава 2: Разработка социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса (на примере Онгудайского района республики Алтай)………..35
§2.1 Анализ деятельности районного центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………….35
§2.2 Разработка авторской социально-культурной программы «Эхо Алтая» по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса……………………………………………………………
§2.3 Эффективность реализации социально-культурной программы
по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………....

Заключение…………………………………………………………….
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом декенова.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

 Из выше сказанного мы можем определить технологию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса по нескольким этапам:

    • Первый этап праздника включает в себя собственно саму подготовку к празднику: выбор места проведения праздника; подготовка места (за день, за два до праздника несколько человек отправляются к месту, собирают плоские камни и выкладывают их особым образом (приложение №1))
    • Второй этап праздника – выполнение алтайского обряда освящения места, где потом будет проводиться основная часть мероприятия. Обряд проводится на невысоком холме или горке с южной стороны. В день праздника рано утром, с восходом солнца начинается ритуал. Самое благоприятное время начала ритуала – это время восхода. Мы встречаем Солнце – дающее нам жизнь, в холоде нас обогревающее, в голоде нас кормящая, праведный путь нам указывающее… Возводим огонь на камнях нетесаных и с белым молоком и с белыми, чистыми мыслями обращаемся к Небу, к Солнцу, благословляем Матушку Землю, просим мира и благоденствия всему человечеству, Глубинному Алтаю, алтайскому народу, нашим соседям, родственникам и всему живому на большом Алтае. Освещаем Кыйра, привязываем к белому дереву, угощаем всех приглашенных сущих и не сущих в этом мире. В этом обряде могут принимать участие пожилые, уважаемые люди села, у которых в течении года в семье или у близких родственников не было смерти. (приложение №2)
    • Третий этап праздника – проведение различных соревнований, в основе которых лежат алтайские традиции. Это – и алтайские традиционные спортивные игры, и состязания, например: стрельба из лука, шатра, кодурги таш, тебек, камчы, гиревой спорт, лазание на кедр, а также очень популярные среди алтайцев скачки на лошадях. После спортивных мероприятий проводится конкурс стилизованного алтайского костюма, под которым подразумевается использование при изготовлении современных мужских и особенно женских костюмов элементов алтайской одежды.
    • На четвертом этапе в селах готовят угощения, накрывают общий стол, на который ставят жирный бульон «кочо» и традиционные мясные блюда. После чего продолжаются игры, состязания.
    • Пятый этап – это вечернее выступление творческих коллективов на сцене и награждение победителей ценными призами.

Однако не стоит забывать, что все алтайские народные праздники проводятся в период новолуния, т.к. это имеет огромное значение. Алтайцы издревле почитают культ Солнца и Луны, для них оно священно. В период старой Луны алтайцы из дома огонь не выносят, из печи золу не выносят, на дальнюю дорогу стараются не отправляться. А также не проводят больших праздников, свадеб, на улице не произносят имя человека в слух, стараются ночью на улицу не выходить, а если и выходят, то только с головным убором и дунув в огонь – огонь бережет человека.

Для алтайцев самое священное и благословенное – это Огонь. Они обращаются к нему «От-Эне» - дословно Мать Огонь. Огонь имеет своего хозяина. Огонь живой. Священнее огня и Больше Огня в мире ни чего нет. Огонь может создавать и может разрушать.

Запреты, связанные с огнем:

    • В период старой Луны алтайцы из дома нельзя выносить огонь, из печи – золу не выкидывают, а собирают до тех пор, пока Луна станет новой, и выливают туда, куда человеческая нога не наступит.
    • В огонь нельзя выливать огонь, мусор, нельзя плевать.
    • В огонь нельзя направлять острые предметы.

А также для алтайцев священным является – «Арчын» - можжевельник. Для алтайцев это самое священное растение. С помощью можжевельника они очищаются, просят благословения.

Запреты, связанные с можжевельником:

    • Человек должен специально ехать за можжевельником.
    • Не всякий может рвать можжевельник: женщине нельзя рвать можжевельник, пьяному, ради денег, если недавно умер близкий.
    • Можжевельник можно рвать только рано утром.

А также для алтайцев священным является – привязывание ленточек – «кыйра». Эти ленточки привязываются на больших перевалах, возле источников «Кара-Суу». Ленточки могут быть белого, желтого, синего цвета. Их можно привязывать только четное количество. Существует своя технология привязывания, т.е. узлы, каждая из которых имеет свое значение.

Запреты, связанные с Кыйра:

    • Нельзя привязывать ночью и вечером.
    • Нельзя делать Кыйра из щелка.
    • Нельзя делать Кыйра из старой ткани или из остатка ткани

Из данной главы следует сделать вывод, что автор, рассмотрев понятия: «праздника», «обряда», «культуры», «этноса», приводит определение понятия «празднично-обрядовой культуры этноса (народа)».

Народные праздники, сопровождающиеся обрядами, которые имеют свои исторические значения и смыслы – называют празднично-обрядовой культурой народа. Следует отметить, что обычаи и традиции, какого либо этноса, со всей полнотой раскрываются именно в народных праздниках, так как в них отражается национальный характер.

Рассмотрев и сравнив алтайские национальные праздники, автор определил технологию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса пятью этапами:

    1. подготовка к мероприятию;
    2. обряд освящения праздника или места проведения праздника;
    3. проведение различных соревнований, например: стрельба из лука, шатра, кодурги таш, тебек, камчы, гиревой спорт, лазание на кедр, а также очень популярные среди алтайцев скачки на лошадях, проводится конкурс стилизованного алтайского костюма;
    4. в селах готовят угощения, накрывают общий стол, на который ставят жирный бульон «кочо» и традиционные мясные блюда (на больших праздниках этого пункта нет, т.к. невозможно накрыть стол для такого количества людей, это делается только в деревнях) после чего продолжаются игры, состязания;
    5. награждение победителей ценными призами, вечернее выступление творческих коллективов на сцене;

Также автором определена структура празднично-обрядовой культуры алтайского этноса и в нее входит:

    • обряд освящения места праздника;
    • национальная праздничная одежда;
    • национальная кухня;
    • национальные игры;
    • национальные песни «данар»;

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2:

          Разработка социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса (на примере Онгудайского района республики Алтай).

 

          §2.1Анализ деятельности центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.

 

         Онгудайский район расположен в центральной части Республики Алтай, площадь 11745 кв. км. Район (аймак) образован в 1921 году. Разделен на  10 сельских муниципальных  поселений, в 27 населенных пунктах проживает   15 777 тыс. человек. Этнический состав представлен- алтайцы (67%), русские (30%) и представители других этнических групп.

        Район занимает центральную часть Республики Алтай. Районный центр - село Онгудай, образован в 1926 году. Развитию села способствовало   близость   к   Чуйскому  торговому   пути.   В   Онгудае      был   первый таможенный пункт, первая почта в Горном Алтае, Сегодня с.Онгудай один из больших сел республики, общее число жителей более 5 тысяч. В селе- школы, библиотека, Центр детского    творчества, Детская школа искусств, стадион, жилые здания и производственные помещения, придающие селу неповторимый облик. Особую историю имеет церковь села.

Богат и разнообразен животный и растительный мир. Большая часть территории покрыта лесами (кедр, лиственница, ель, береза, осина). Произрастает большое количество видов лекарственных растений. Зарегистрированы реликтовые растения и растения-эндемики, занесены в Красную книгу РФ и РА.

Фауна района представлена как редкими видами животных (снежный барс-ирбис, атэгали алтайский улар), так и более распространенными видами- соболь, марал, бурый медведь и кабарга. Из птиц- сова, беркут, филин, журавль- красавка, черный аист. В водоемах водятся хариус, таймень, окунь, налим, пелядь, карась.

Жители Онгудайского района, расположенного в центре гор, живущие здесь с незапамятных времен, сохранили богатство живого мира. Историческое прошлое, дошедшее до сегодняшнего дня в наскальных рисунках и письменах, захоронениях разных эпох от неолита до средневековья. Уникальные сказания-этносы, легенды и предания, дарящие нам – их потомкам, живую связь времен.

Именно в Онгудайском районе получил свое возрождение народный праздник «Эл-Ойын», прошедший в 1988году в селе Ело. Получив статус межрегионального праздника и проведенный в восьми районах республики, «Эл-Ойын» возвращается к месту первого проведения праздника в село Ело урочище Кабайлу Межелик.

Велика талантами наша родная земля. Долина Каярлыка подарила Алтаю великих поэтов Аржана Адарова, Бориса Укачина , Эркемена Палкина . Живы и по ныне песни, сложенные Сорпоном Этеновым из Кулады. Узнают об Алтае далеко за его пределами устами именитых земляков Бронтоя Бедюрова, Ногона Шумарова.

Изучение, сохранение и популяризация народного творчества является сегодня одним из приоритетных направлений творческих коллективов «Энир .Тылдыс» «Вечорки». «Ветеран»,»Урсул», «1аркын», «Ырысту», «Горицвет», «Кайа» , которые работают при Районном Центре народной культуры (далее РЦНК).

В культурной жизни алтайцев РЦНК имеет очень важную роль – организация творческих коллективов, организация и проведение национальных праздников и т.д. Цель работы РЦНК – сохранение родного языка, культуры, традиций и обычаев, развитие национального самосознания.

В 1999г. по инициативе главы администрации Онгудайского района С.С.Тузачинова с целью дальнейшего развития, обогащения, углубленного изучения богатого фольклорного наследия, самобытной национальной культуры был создан Центр алтайской культуры под руководством А.И.Кинова.

Работа Центра алтайской культуры была ориентирована на дальнейшее развитие народного творчества, духовно-культурного наследия народов проживающих на территории Онгудайского района.

Сохранение наиболее ценного из традиционной культуры народов и бережного отношения к истокам – это забота о настоящем и будущем народов, которые живут бок обок с нами в Горном Алтае.

Перед Центром алтайской культуры стоят многообразные задачи. Это и поисковая работа, фиксация и хранение фольклора, которая называется сбором фольклорного фонда, пропаганда фольклора – организация  фольклорных мероприятий, управление народным творчеством,  и экспедиционно-исследовательская  деятельность  и аналитическая  деятельность, паспортизация материального и духовно- культурного  наследия  алтайского народа и других народов проживающих на территории Р.А.

В 2004 году Центр алтайской культуры был ликвидирован и на его месте был создан Районный центр народной культуры, при отделе культуры, спорта и туризма, которому были переданы следующие полномочия:

  • оказание методической помощи;
  • проведение районных и республиканских праздников;
  • отчетность.

При РЦНК работает методический центр, который является структурным подразделением отдела по взаимодействию с сельскими поселениями в штате, которого на сегодняшний день 6 единиц (зав МЦ, режиссер, методист по фольклору, методист по промыслам и ремеслам, звукооператор и художник-оформитель).

 Основные задачи методического  центра это:

    • оказание систематической  методической помощи СК, СДК в разработке методических материалов по вопросам совершенствования организации массового отдыха, досуга, культурных услуг;
    • разработка методических пособий и рекомендаций в помощь учреждениям культуры;
    • изучение, обобщение и распространение  передового опыта работы СК, СДК
    • осуществление мероприятий по подготовке повышения квалификации работников культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности.         

Не стоит забывать, что при РЦНК также работает мастерская «Алтын Оймок» («Золотой Наперсник») под руководством мастера-модельера Ченчулаевой Л.А. и отдел по народному промыслу и ремеслам, которые играют немаловажную роль для сохранения и развития традиционной национальной культуры, в том числе и празднично-обрядовой.

Отдел по народному промыслу и ремеслам занимается изготовлением сувенирной продукции из кожи, дерева, кости. А в свою очередь мастерская «Алтын Оймок», шьет национальные костюмы для творческих коллективов, а также принимает заказы от частных лиц. Отдел по народному промыслу и ремеслам и мастерская «Алтын Оймок» принимают активное участие на различных выставках и занимают призовые места.

Работа Центра народной культуры ориентирована на дальнейшее развитие народного творчества, духовно-культурного наследия народов проживающих на территории Онгудайского района.

Сохранение наиболее ценного из традиционной культуры  народов и бережного отношения к истокам – это забота о настоящем и будущем народов, которые живут бок обок с нами в Горном Алтае.

Перед Центром народной культуры стоят многообразные задачи:

  • Это и поисковая работа;
  • фиксация и хранение фольклора, которая называется сбором фольклорного фонда,
  • пропаганда фольклора – организация  фольклорных мероприятий,
  • управление народным творчеством, 
  • экспедиционно-исследовательская  деятельность, 
  • аналитическая  деятельность, паспортизация материального и духовно- культурного  наследия  алтайского народа и других народов проживающих на территории Р.А..

Внешне  они очень разнородны. Но при  решении они практически сливаются, аналитико-исследовательское, художественное, просветительское направления работ.

Функции деятельности РЦНК:

    1. Практика показала, что основными для Центра оказывается исследовательские и просветительские функции.
    2. Возрождение и распространение культуры;
    3. Является социальным механизмом, осуществляющим передачу 
      общественных ценностей от поколения к поколению;
    4. Формирует внутреннее единство народа;
    5. Является массовой социальной формой организации духовной 
      жизни;
    6. Повышает национальное самосознание;
    7. Имеет воспитательную и художественно-творческую функцию;

Информация о работе Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса