Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:28, дипломная работа
Цель исследования: разработать социально-культурную программу сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Задачи исследования:
изучить понятие «празднично-обрядовая культура алтайского этноса»
изучить национальный уклад жизни алтайцев, нравы и обычаи
определить структуру празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
изучить опыт работы культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры в Республике Алтай
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Празднично-обрядовая культура алтайского
этноса: теоретические и методологические аспекты………….....……..13
§1.1 Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры
алтайского этноса как проблема…………………………………………….
§1.2 Празднично-обрядовая культура алтайского этноса:
основные понятия……………………………………………………………...13
§1.3 Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: содержательные и технологические аспекты……………………...23
Глава 2: Разработка социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса (на примере Онгудайского района республики Алтай)………..35
§2.1 Анализ деятельности районного центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………….35
§2.2 Разработка авторской социально-культурной программы «Эхо Алтая» по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса……………………………………………………………
§2.3 Эффективность реализации социально-культурной программы
по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса………………………………………………………………………....
Заключение…………………………………………………………….
Литература…………………………………………………
Цель:
Народный фольклорный ансамбль «Урсул», создан в 1993году художественный руководитель заслуженный работник культуры Российской Федерации Малчиев К.Ф.
В программе ансамбля алтайские фольклорные песни, традиционные напевы «Данар», «Кай». Игра на национальных инструментах: топшуур, икили, шоор, jaдаган, комус.
Артисты ансамбля обладают высоким исполнительским мастерством, отличаются своеобразием и самобытностью, постоянно пополняют репертуар лучшими образцами народного творчества.
Народный фольклорный ансамбль «Урсул» участник Межрегионального фестиваля «Сибирь молодая», Межрегионального фестиваля национальных культур «Дружба народов» г. Томск, участник на Межэтническом фестивале-форуме «Радуга над полем» г. Славгород.
Народный хор «Ветеран», создан 1985году художественный руководитель Суразакова Ф.Н.
В репертуаре хора патриотические, народные и авторские песни. За 20 лет коллективом исполнено более 200 песен. Постоянные участники Межрегионального праздника «Эл-Ойын», республиканского конкурса «Золотая Осень».
Народный ансамбль «Вечорки», создан 1992году художественный руководитель Белова Н.Г.
В репертуаре ансамбля русские фольклорные, обрядовые и народные песни. Ансамбль возродил традиции в проведении русских народных праздников таких, как «Троица», «Иван Купало», «Покров», «Масленица», «Пасха».
Постоянно принимает участие на Межрегиональном фестивале «Родники Алтая» районных и республиканских мероприятиях.
В феврале 2005г. был создан вокально-инструментальный ансамбль «Кайа». Художественный руководитель Хабаров А. В.
Основу репертуара ВИА «Кайа» составляют авторские алтайские песни Хабарова А. с национальным колоритом, своеобразными мелодическими обработками, а также входят популярные эстрадные песни.
Следует подчеркнуть, что информационно-методическая, просветительская функции в деятельности Онгудайского РЦНК занимает важное место и осуществляется в трех направлениях:
Большая часть информационно-методических материалов Центра размещена на выставках, стендах, иллюстрированных витринах. Другая часть, тоже очень важная и объемная по содержанию, сосредоточена специальных оформленных папках - «накопителях» и систематизирована следующим образом:
В РЦНК с. Онгудай на сегодняшний день достаточно квалифицированные специалисты, а так же современная информационная база осуществляют содержательную методическую работу, используя разнообразные формы повышения квалификации.
Один раз в неделю для работников Центра проходит методический день, для обмена опытом, обсуждения мероприятий, а также с приглашением специалистов по культуре.
По разной тематике для определенной категории работников организуются учебно-практические семинары, такие как: «Национальные костюмы и их значение», «Режиссерские разработки театральных представлений», «Детские игровые развлекательные программы» и т.д.
В творческих коллективах проходят открытые уроки, на которые приглашают родителей, коллег из соседних сел.
Дни открытых дверей - проходят с целью рекламы своей деятельности. Проводятся вечера любимой алтайской песни, танцев, поэзии, выставки-продажи работ местных художников, встречи с интересными людьми и многие другие мероприятия.
Издание методических материалов - распространение (тиражирование) сценариев, концертных программ, разработок и т.п. А также распространение аудио- и видеокассет для руководителей музыкальных, вокальных, танцевальных кассет.
Залогом успешной деятельности Онгудайского РЦНК является постоянная, активная работа коллектива Центра по налаживанию внешних связей, установлению деловых и творческих контактов с представителями властных структур, организаций, предприятий, других учреждений культуры, СМИ и т.д.
Стабильные деловые отношения, безусловно, способствуют поддержке многих инициатив Центра по организации фестивалей, национальных праздников, гастрольных поездок творческих коллективов.
Содержательная и интенсивная работа РЦНК невозможна без взаимодействия с другими учреждениями культуры, расположенными по всей Республике. К ним относятся: Дом культуры города, сельские ДК, городские учебные и культурные организации: Педагогический колледж, школы искусств; музеи и библиотеки; Горно-Алтайский колледж культуры и искусств.
Также особое внимание уделяется сотрудничеству с другими ЦНК и обществами, для обмена опытом и оказания практической и методической помощи в организации работы национальных Центров.
Культурные связи и взаимодействие Центра с другими социальными институтами способствуют формированию положительной работы Центра, делают его привлекательным местом общения, возрождения духовности, национальных традиций – сохранению алтайской культуры.
Анализ деятельности РЦНК показал, что районный центр национальной культуры в той или иной степени сохраняет и развивает празднично-обрядовую культуру алтайского этноса через:
Районным центром национальной культуры Онгудайского района были организованы и проведены такие национальные праздники как: Чага-Байрам, Дьылгайак эти два праздника были проведены как показательное мероприятие для населения и в частности для сельских работников культуры. А также для сельских работников культуры организовываются и проводятся различные учебно-практические семинары по темам: «Возрождение и сохранение алтайских игр», «Национальные костюмы и их значение», «Памятники Каракольской долины» и т.д.
Следует подчеркнуть, что также РЦНК организовывает и проводит общероссийские праздники: «Рождество», «День Защитников Отечества», «День святого Валентина», «Международный женский день» и т.д.
РЦНК Онгудайского района, составив договор с Гоно-Алтайской типографией, выпустили календари с фотографиями творческих коллективов работающих при РЦНК, а также на календарях были отмечены фазы луны, которое имеет большое значение для алтайцев. Эти календари были распространены по населению района, тем самым люди узнали о творческих коллективах своего района (приложение №).
Однако не стоит забывать, что и в различных селах Онгудайского района на сегодняшний день работают над сохранением и развитием празднично-обрядовой культуры алтайского этноса. Так на пример в селе Кулада работает сельский музей. В данном музее находятся предметы быта, каменные балбалы, золотые и серебряные украшения, найденные при раскопках курганов. Во дворе музея стоит алтайский аил, крыша которого покрыта корой лиственницы. Внутри аил, как и полагается, согласно алтайским традициям, разделен на две части (условно) мужскую и женскую. В мужской части аила находятся предметы конской упряжи, кровать и т.д., а в женской части – посуда, не большой стол и т.д. Не стоит забывать, что в селе Кулада также работает фольклорный ансамбль «Jыламаш», художественным руководителем которого является Мандаева Е.Т.. деятельность данного ансамбля тоже направлена на сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайцев. Данный коллектив участвует во всех сельских, районных и республиканских мероприятиях и занимает далеко не последние места.
Также с целью сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса в селе Иня Онгудайского района был создан фольклорный коллектив «Ийин», который активно принимает участие в сельских и районных праздниках.
Активную работу по сохранению празднично-обрядовой культуры алтайского этноса, языка ведут во всех сельских школах. Так в частности в Боочинской средней школе каждый год проводится неделя алтайского языка и литературы. В течение этой недели внутри каждого класса проводятся олимпиады на знание своего родного языка и литературных произведений. В конце недели проводится вечер, посвященный неделе алтайского языка и литературы. На этом вечере каждый класс показывает небольшой отрывок из какого-нибудь алтайского произведения, читают стихи алтайских поэтов, танцуют национальные танцы, поют алтайские песни. После этого награждают победителей олимпиад и самый лучший класс.
Из выше перечисленного следует сказать, что в Онгудайском районе Республики Алтай пусть и не активно, но ведется работа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Для сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса была разработана социально-культурная программа «Эхо Алтая», речь о которой пойдет на следующем параграфе ВКР.
2.2 Авторская программа по сохранению и развитию
празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Паспорт
социально-культурной программы «Эхо Алтая» по сохранению
и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа, как исторической общности.
Академик Г.Н. Волков.
Заказчик программы: - отдел культуры, спорта и туризма Онгудайского района Республики Алтай.
Основные исполнители программы – Онгудайский центр народной культуры.
Объект воздействия: учащиеся 10-11 классов, молодежь.
Место реализации: ЦНК Онгудайского района Республики Алтай.
Срок реализации: программа рассчитана на один год.
Цель: Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса в традиционных и современных формах.
Задачи:
Содержание программы.
Обоснование проблемы.
Программа «Эхо Алтая» определяет основные стратегические направления в сохранении и развитии празднично-обрядовой культуры алтайцев.
В программе отражены анализ состояния и проблемы сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайцев. А также цели, задачи, ресурсное обеспечение и основные мероприятия по реализации программы.
Реализация программы не даст исчезнуть традиционной культуре алтайцев, которую пока еще где-то можно встретить во всем многоцветии.
Само название программы «Эхо Алтая» говорит само за себя – возвращение к прошлому (возрождение потерянных традиций, обычаев, обрядов), именно с этой целью было выбрано такое название программы.
Заказчиком данной программы выступил отдел культуры спорта и туризма Онгудайского района Республики Алтай.
Основной целью программы является сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса в традиционных и современных формах.
Для достижения данной цели программе следует решить ряд поставленных задач: изучение алтайских традиций, обычаев, обрядов, фольклора; совершенствование знаний о культуре алтайцев; воспитание подрастающего поколения в соответствии с алтайскими традициями; организация и проведение алтайских традиционных свадеб и национальных праздников.
Данная программа рассчитана на один год.
Основным исполнительным органом программы является Онгудайской центр народной культуры; главы сельских администраций Онгудайского района; директора сельских клубов и домов культур.
Финансирование данной программы будет осуществляться с бюджета администрации Республики Алтай, с бюджета администрации Онгудайского района и сельских поселений, а также будут привлечены спонсоры.
Данная программа рассчитана на старших школьников и молодежь.
Предполагается, что после реализации программы будут возрождены истинные духовные ценности молодежи, будет сохранена традиционная алтайская культура, также предполагается повышение у молодежи интереса к истории, языку, традициям своего народа.
Контроль над исполнением данной программы будет вести отдел культуры, спорта и туризма Онгудайского района Республики Алтай.
Содержание проблемы сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса и необходимость ее
решения программным методом
Каждый народ обладает своей исторической памятью. В ней запечатлены его духовные ценности, традиции, обычаи, которые отражены в преданиях, песнях, исторических памятниках. История нуждается в том, чтобы нынешнее и последующие поколения с интересом собирали, изучали и пропагандировали все, что связано с традиционно – народной культурой.
Информация о работе Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса