Этапы развития японской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении истории развития японского искусства.
Задачи работы:
1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства Японии.
2. Ознакомиться с видами японского искусства.

Оглавление

Введение 3
1. Этапы развития искусства Японии 4
2. Декоративно-прикладное искусство, архитектура и сады 15
3. Литература и театр 18
Заключение 25
Библиография 26
Приложения 27

Файлы: 1 файл

исторические этапы в развитии японского искусства. тема 15.docx

— 1.73 Мб (Скачать)

     Оглавление 

     Введение          3

  1. Этапы развития искусства Японии     4
  2. Декоративно-прикладное искусство, архитектура и сады 15
  3. Литература и театр       18

     Заключение         25

     Библиография           26

     Приложения         27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Культура  Японии сложилась в результате исторического  процесса, начавшегося с переселения  предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

     Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

     На  культуру и менталитет японцев большое  влияние оказало изолированное  территориальное положение страны, географические и климатические  особенности, а также особые природные  явления (частые землетрясения и  тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе  как к живому созданию. Умение восхищаться  сиюминутной красотой природы, как  особенность национального характера  японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

     Актуальность  выбранной нами темы состоит в  необходимости знать традиции и уважать культуру другой страны, тем более, что в настоящее время все чаще мы обращаемся к японским мотивам, как в искусстве, так и в повседневной жизни (бонсай, кимоно, икебана, фарфор, оригами и др.).

     Цель  работы состоит в изучении истории  развития японского искусства.

     Задачи  работы:

  1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства Японии.
  2. Ознакомиться с видами японского искусства.

     Объект  исследования: искусство Японии.

     Предмет исследования: развитие японского искусства. 

     
  1. Этапы развития искусства Японии
 

     Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы.

     Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.  Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства.1

     Архаический период. Древнейшие произведения японского искусства – глиняные горшки типа дзёмон (оттиск шнура). Название происходит от украшения поверхности спиральными оттисками шнура, обмотанного вокруг палочек, которые использовал мастер при изготовлении сосуда. В культуре Дзёмон возникла первая японская скульптура.

     Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые  находки из культуры Дзёмон могут относиться к 6–5 тыс. до н.э., однако столь ранняя датировка не является общепринятой. Приблизительно во 2 в. до н.э. керамика Дзёмон уступила место керамике Яёй, характеризующейся изяществом форм, простотой рисунка и высоким техническим качеством. Черепок сосуда стал тоньше, орнамент менее причудливым. Этот тип преобладал до 3 в. н.э.

     С художественной точки зрения, возможно, лучшими произведениями раннего  периода являются ханива, глиняные цилиндры, датирующиеся 3–5 вв. н.э. Характерные памятники этой эпохи – огромные холмы, или курганы, погребальные сооружения императоров и могущественной знати. Часто очень большого размера, они являются свидетельствами могущества и богатства императорской семьи и придворных. Постройка такого сооружения для императора Нинтоку-тенно (ок. 395–427 н.э.) потребовала 40 лет.

     Архаический период часто рассматривают как  время, лишенное произведений высокого художественного уровня, время доминирования  вещей, обладающих в основном археологической  и этнологической ценностью. Однако следует помнить, что произведения этой ранней культуры в целом обладали большой жизнеспособностью, поскольку  их формы выжили и продолжали существовать как специфические национальные особенности японского искусства  в более поздние периоды.2

     Период  Асука (552–710 н.э.). Приход буддизма из Китая через Корею традиционно датируется 552 н.э., однако, вероятно, он был известен и раньше. В этот период основывались храмы, которые служили не только целям пропаганды веры, но были центрами искусства и образования.

     Монастырь-храм в Хорюдзи является одним из наиболее важных для изучения раннебуддийского искусства. Помимо других сокровищ там находится статуя великой триады Сяка-Нерай (623 н.э.). Это произведение Тори Бусси, первого известного нам великого японского скульптора, представляет собой стилизованное бронзовое изображение, подобное аналогичным группам в больших пещерных храмах Китая.

     Единственный  сохранившийся образец живописи, дающий представление о стиле начала 7 в., – роспись Тамамуси Дзуси, «крылатого святилища». Это миниатюрное святилище получило название от радужных крыльев жуков, вставленных в перфорированную металлическую окантовку; позднее оно было украшено религиозными композициями и фигурами отдельных персонажей, выполненными цветным лаком. Подобно скульптуре этого периода, некоторые изображения свидетельствуют о большой свободе рисунка.3

     Период  Нара (710–784). В 710 столица была перенесена в Нара, новый город, построенный по образцу китайской столицы Чанъань. Там были широкие улицы, большие дворцы, многочисленные буддийские храмы. Не только буддизм во всех его аспектах, но вся китайская культурная и политическая жизнь воспринималась как образец для подражания.

     В скульптуре строгая фронтальность  и симметрия предшествующего  периода Асука уступили место более свободным формам. Кроме бронзовой скульптуры известно большое количество произведений из дерева, глины и лака. Камень был редкостью и почти никогда не использовался для скульптуры. Сухой лак был особенно популярен, возможно, потому, что при всей сложности процесса приготовления состава произведения из него выглядели эффектнее деревянных и были прочнее, чем более простые в изготовлении глиняные изделия.

     Лаковые фигуры формировались на деревянной или глиняной основе, которая затем  удалялась, или на деревянной или  проволочной арматуре; они были легкими  и прочными. Несмотря на то, что эта  техника диктовала некоторую  жесткость поз, в изображении  лиц допускалась большая свобода, которая частично способствовала развитию того, что может быть названо собственно портретной скульптурой.

     Сохранилось очень мало живописных произведений этого времени. На многоцветном рисунке  на бумаге изображены прошлые и настоящие  жизни Будды. Это – один из немногих древних образцов эмакимоно, или живописи на свитках. Свитки медленно разматывались справа налево, и зритель мог наслаждаться только тем участком картины, который находился между разворачивающими свиток руками. Иллюстрации находились прямо над текстом, в отличие от более поздних свитков, где участок текста чередовался с пояснительным изображением. В этих древнейших сохранившихся образцах свитковой живописи очерченные контуром фигуры располагаются на фоне едва намеченного пейзажа, причем центральное действующие лицо, в данном случае Сяка, появляется в различных эпизодах.

     Ранний  Хэйан (784–897). Скульптура 9 в. была в основном деревянной. Изображения божеств отличались суровостью и недоступным величием, что подчеркивалось торжественностью их облика и массивностью.

     Увеличение  количества богов создавало большие  трудности для художников. В сложных, похожих на карты мандалах (геометрический рисунок с магическим значением) божества в соответствии с иерархией располагались вокруг помещенного в центр Будды, который сам был лишь одним из проявлений абсолюта. В это время появилась новая манера изображения окруженных пламенем фигур божеств-охранителей, ужасных по виду, но благодетельных по природе. Эти божества располагались асимметрично и изображались в подвижных позах, с грозными чертами лиц, яростно защищающими веру от возможных опасностей.4

     Средний и Поздний Хэйан, или период Фудзивара (898–1185). Период 10–12 вв. часто ассоциируется с именем Фудзивара. Это был век роскоши и замечательных достижений в литературе, каллиграфии и искусстве; во всем чувствовалась томность и эмоциональность, которая редко достигала глубины, но в целом была очаровательна. Элегантная утонченность и бегство от действительности отразились в искусстве этого времени. Массивность и сдержанность статуй 9 в. в 10–11 вв. уступили место неге и очарованию. Божества изображаются мечтательными, задумчиво-спокойными, резьба становится менее глубокой, поверхность – более красочной, с богато разработанной фактурой. Наиболее важные памятники этого периода принадлежат скульптору Дзётё.

     Произведения  художников тоже приобрели более  мягкие черты, напоминая рисунки  на ткани, и даже ужасные божества – защитники веры стали менее  устрашающими. Сутры (буддийские тексты) писали золотом и серебром на бумаге глубокого синего тона, прекрасной каллиграфии текста часто предшествовала небольшая иллюстрация. Наиболее популярные направления буддизма и связанные  с ними божества отражают предпочтения аристократии и постепенный отход  от суровых идеалов раннего буддизма.

     К 10–12 вв. светская живопись была почти полностью японской – и в технике, и в композиции и сюжетах. Отличительной особенностью этих японских свитков, называвшихся ямато-э, было преобладание сюжетов энги (происхождение, история).

     Явно  своеобразный стиль ранних свитков  происходил от простых набросков  тушью на страницах буддийских тетрадей. Это искусные рисунки, карикатурно  передающие человеческое поведение  через образы животных: обезьяна в  монашеской одежде, поклоняющаяся надутой  лягушке, состязания между зайцами, обезьянами и лягушками. Эти и  другие свитки позднего Хэйана послужили основой более сложных повествовательных свитков развитого стиля 13–14 вв.5

     Период  Камакура (1185–1392). Конец 12 в. принес серьезные изменения в политическую и религиозную жизнь Японии и, конечно, в ее искусство. Элегантность и эстетизм двора Киото сменился или, в традициях «особого» правления, «получил дополнение» в виде нового, сурового и мужественного правления – сёгуната Камакура. Хотя столицей номинально оставался Киото, сёгун Минамото-но Ёритомо (1147–1199) учредил свою штаб-квартиру в городе Камакура и всего за 25 лет установил жесткую систему военной диктатуры и феодализма. Буддизм, который стал столь сложным и ритуализованным, что был малопонятен для простых мирян, также претерпел серьезные изменения, отнюдь не обещавшие покровительства искусствам.

     Итак, это было время, когда религиозная  мысль ограничила количество произведений живописи и скульптуры, прежде необходимых  для культа. Тем не менее, в период Камакура были созданы одни из прекраснейших произведений японского искусства.

     Одним из самых популярных сюжетов был  райго (желанный приход), где изображался Будда Амида со своими спутниками, спускающийся на облаке, чтобы на смертном одре спасти душу верующего и перенести ее в рай. Краски таких изображений часто были усилены накладным золотом, а волнистые линии, развевающиеся накидки, клубящиеся облака придавали ощущение движения сошествию Будды.

Информация о работе Этапы развития японской культуры