Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 19:19, реферат
Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в исключительно  трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально – экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами. 
   Сразу после победы Октябрьской революции перед новой властью встал вопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что следует охранять и брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом невыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в соответствии с которым Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви. Школьное образование исключило духовные дисциплины. 
    По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.
 
Советский период 
в истории России продолжался 74 года: с 
октября 1917 года по август 1991 года. После 
победы Октябрьской революции    
Советская Россия предприняла грандиозную 
попытку воплотить в жизнь великие идеалы 
просветительного гуманизма - свободу, 
равенство, братство, счастье, солидарность. 
То, что не удалось сделать западному миру, 
следуя по буржуазно - капиталистическому 
пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития.  
   Революционные события в России стали 
также вызовом марксизму, поскольку противоречили 
его фундаментальным положениям, согласно 
которым та или иная общественная формация 
не уходит с исторической сцены до тех 
пор, пока не исчерпает свой потенциал 
прогрессивного развития. Капитализм 
в России того времени не только не исчерпал 
свои возможности, но еще только складывался 
и не достиг даже зрелого состояния.  
    Хотя Россия в начале века занимала пятое 
место в мире по общему экономическому 
уровню, в целом она оставалась страной 
достаточно отсталой. К этому следует 
добавить то обстоятельство, что Россия 
к началу строительства нового общества 
пережила три года участия в Первой мировой 
войне, три революции и три года гражданской 
войны.  Она была полностью разрушена и 
представляла собой ужасающее зрелище. 
Никогда еще никакая другая страна не 
испытывала такого истощения и опустошения.   
    Именно в таких, крайне неблагоприятных 
условиях начиналось строительство социалистического 
общества и социалистической культуры. 
Все это прекрасно видел и понимал главный 
вдохновитель строительства новой России 
- В.И. Ленин.  
     Ленин пришел к убеждению, что история 
и исключительные условия предоставили 
России уникальный шанс: попытаться – 
пусть не без риска – построить социалистическое 
общество и осуществить мечту о светлом 
будущем. Реализация этого шанса продолжалась 
74 года.  
     В военно – экономической области 
Советский Союз, в которой Россия преобразовалась 
в 1922 году, стал второй мировой державой 
– после США. Такого уровня он достиг прежде 
всего благодаря успехам научно – технического 
прогресса. Однако этот прогресс в полной 
мере проявил себя главным образом в военной 
области. Созданные здесь новейшие, высокие 
технологии не получили должного распространения 
в гражданских отраслях производства, 
за исключением космоса.    
    В развитии культуры советского периода 
России можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает  1917 – 1932гг. 
В центре его находился поиск новой культуры 
и путей ее построения, проходивший на 
фоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится  на 1932 – 1956гг. и 
связан с процессом построения социалистической 
культуры, с культурной революцией в условиях 
тоталитаризма. Содержание последнего этапа (1956 – 
1991) составляет исправление допущенных 
ранее просчетов и ошибок, поиск путей 
к социализму.  
    Первый этап становления новой, социалистической 
культуры протекал в исключительно  трудных 
условиях разрухи, вызванной Первой Мировой 
и гражданской войнами. Главными событиями 
данного этапа в социально – экономической 
сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. 
Несмотря на большие трудности, первый 
этап оказался весьма интересным и насыщенным 
самыми различными фактами и процессами.  
   Сразу после победы Октябрьской революции 
перед новой властью встал вопрос об отношении 
к доставшемуся культурному наследию, 
о том, что следует охранять и брать с собой 
в новую жизнь, в светлое будущее. В самом 
невыгодном положении оказались религия 
и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная 
Церковь лишается своих землевладений 
и значительной части собственности. В 
январе 1918 года правительство издает декрет, 
в соответствии с которым Церковь отделяется 
от государства, а школа от Церкви. Школьное 
образование исключило духовные дисциплины.  
    По отношению к другим областям духовной 
культуры Советская власть проявляет 
гораздо большую терпимость и заинтересованность.  
Здесь она руководствуется известными 
ленинскими положениями, согласно которым 
все лучшие достижения культуры прошлого 
должны принадлежать и быть доступными 
народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская 
галерея, Оружейная палата и многие 
другие музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых 
музеев.         
     Для создания основ новой культуры Советская 
власть разрабатывает широкую программу 
по ликвидации безграмотности, которая 
составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому 
в 1919г., правительство принимает декрет, 
по которому все население от 8 до 50 лет 
должно обучаться грамоте на родном или 
русском языках. В 1925 году введено всеобщее 
начальное образование.  
     Формирование новой интеллигенции потребовало 
резкого увеличения числа университетов 
и вузов. Чтобы облегчить получение высшего 
образования, при вузах и университетах 
открывались рабочие факультеты (рабфаки). 
В результате принятых мер к 1933 году по 
количеству студентов СССР  превзошел 
Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, 
вместе взятых.  
     Такая  форсированность  в подготовке специалистов 
объяснялась не только масштабами экономического 
и культурного строительства, но и спецификой 
послереволюционной ситуации. Новое пролетарское 
государство относилось к представителям 
старой интеллигенции подозрительно и 
настороженно, видя в них явных или скрытых 
контрреволюционеров. Результатом такого 
отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. 
Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных 
ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, 
значительная часть которых приобрела 
за рубежом мировую известность.  
     За пределами России оказались такие 
выдающие художники, как Ф. Шаляпин,   С. 
Рахманинов,   И. Бунин,   К. Коровин.  
     Поиск и становление новой культуры происходили 
в атмосфере интенсивной художественной 
жизни. В России 20-х годов существовало 
множество разных литературно – художественных 
течений, школ и группировок.  
    Пролеткульт  –  культурно–просветительная 
и литературно-художественная добровольная 
организация возникла в 1917г. Ее теоретики 
– А. Богданов,  В. Плетнев,  Ф. Калинин.  
    РАПП – Российская ассоциация пролетарских 
писателей, куда входили  Ф.  Гладков,  Ф. 
Панферов,  А. Серафимович.  
  Были художники и писатели, которые предпочитали 
остаться «вольными стрелками». Такими 
были  М. Цветаева,  С. Есенин,  М. Булгаков,  
Е. Замятин,  Б. Пастернак,  А. Платонов.  
       Особую роль в формировании социалистической 
культуры сыграл  М. Горький   -  признанный 
«буревестник революции»,  оказавший огромное 
влияние на развитие культуры и искусства 
советского периода. В своих «заметках 
о революции и культуре» он высказал глубокие 
мысли, назвав их «несвоевременными», 
о серьезных опасностях, которые подстерегают 
русскую революцию в ее отношениях с культурой. 
К сожалению, многих опасностей, о которых 
писал М. Горький, русской революции избежать 
не удалось.  
        В 1922  -1924 гг.  проводилось много дискуссий 
о формальном методе в искусстве, благодаря 
им появилось большое число новых, хорошо 
известных и сегодня журналов: «Новый 
мир»,  «Молодая гвардия»,   «Октябрь»,   «Звезда»   
и другие.  
     Однако к концу 20-х годов, особенно в связи 
с началом коллективизации,  ситуация постепенно 
меняется. Число художественных течений 
начинает неуклонно сокращаться. Некоторые 
из них уходят с исторической сцены естественным 
путем, другие подвергаются давлению со 
стороны официальных органов. В начале 
30-х годов этот процесс ускоряется. От 
прежнего культурного плюрализма и художественного 
многообразия практически ничего не остается. 
Поиски новой культуры прекращаются: она 
оказывается найденой.  В развитии советской 
культуры начинается новый этап.