Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 19:19, реферат
Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально – экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами.
Сразу после победы Октябрьской революции перед новой властью встал вопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что следует охранять и брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом невыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в соответствии с которым Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви. Школьное образование исключило духовные дисциплины.
По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.
Советский период
в истории России продолжался 74 года: с
октября 1917 года по август 1991 года. После
победы Октябрьской революции
Советская Россия предприняла грандиозную
попытку воплотить в жизнь великие идеалы
просветительного гуманизма - свободу,
равенство, братство, счастье, солидарность.
То, что не удалось сделать западному миру,
следуя по буржуазно - капиталистическому
пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития.
Революционные события в России стали
также вызовом марксизму, поскольку противоречили
его фундаментальным положениям, согласно
которым та или иная общественная формация
не уходит с исторической сцены до тех
пор, пока не исчерпает свой потенциал
прогрессивного развития. Капитализм
в России того времени не только не исчерпал
свои возможности, но еще только складывался
и не достиг даже зрелого состояния.
Хотя Россия в начале века занимала пятое
место в мире по общему экономическому
уровню, в целом она оставалась страной
достаточно отсталой. К этому следует
добавить то обстоятельство, что Россия
к началу строительства нового общества
пережила три года участия в Первой мировой
войне, три революции и три года гражданской
войны. Она была полностью разрушена и
представляла собой ужасающее зрелище.
Никогда еще никакая другая страна не
испытывала такого истощения и опустошения.
Именно в таких, крайне неблагоприятных
условиях начиналось строительство социалистического
общества и социалистической культуры.
Все это прекрасно видел и понимал главный
вдохновитель строительства новой России
- В.И. Ленин.
Ленин пришел к убеждению, что история
и исключительные условия предоставили
России уникальный шанс: попытаться –
пусть не без риска – построить социалистическое
общество и осуществить мечту о светлом
будущем. Реализация этого шанса продолжалась
74 года.
В военно – экономической области
Советский Союз, в которой Россия преобразовалась
в 1922 году, стал второй мировой державой
– после США. Такого уровня он достиг прежде
всего благодаря успехам научно – технического
прогресса. Однако этот прогресс в полной
мере проявил себя главным образом в военной
области. Созданные здесь новейшие, высокие
технологии не получили должного распространения
в гражданских отраслях производства,
за исключением космоса.
В развитии культуры советского периода
России можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917 – 1932гг.
В центре его находился поиск новой культуры
и путей ее построения, проходивший на
фоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится на 1932 – 1956гг. и
связан с процессом построения социалистической
культуры, с культурной революцией в условиях
тоталитаризма. Содержание последнего этапа (1956 –
1991) составляет исправление допущенных
ранее просчетов и ошибок, поиск путей
к социализму.
Первый этап становления новой, социалистической
культуры протекал в исключительно трудных
условиях разрухи, вызванной Первой Мировой
и гражданской войнами. Главными событиями
данного этапа в социально – экономической
сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация.
Несмотря на большие трудности, первый
этап оказался весьма интересным и насыщенным
самыми различными фактами и процессами.
Сразу после победы Октябрьской революции
перед новой властью встал вопрос об отношении
к доставшемуся культурному наследию,
о том, что следует охранять и брать с собой
в новую жизнь, в светлое будущее. В самом
невыгодном положении оказались религия
и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная
Церковь лишается своих землевладений
и значительной части собственности. В
январе 1918 года правительство издает декрет,
в соответствии с которым Церковь отделяется
от государства, а школа от Церкви. Школьное
образование исключило духовные дисциплины.
По отношению к другим областям духовной
культуры Советская власть проявляет
гораздо большую терпимость и заинтересованность.
Здесь она руководствуется известными
ленинскими положениями, согласно которым
все лучшие достижения культуры прошлого
должны принадлежать и быть доступными
народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская
галерея, Оружейная палата и многие
другие музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых
музеев.
Для создания основ новой культуры Советская
власть разрабатывает широкую программу
по ликвидации безграмотности, которая
составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому
в 1919г., правительство принимает декрет,
по которому все население от 8 до 50 лет
должно обучаться грамоте на родном или
русском языках. В 1925 году введено всеобщее
начальное образование.
Формирование новой интеллигенции потребовало
резкого увеличения числа университетов
и вузов. Чтобы облегчить получение высшего
образования, при вузах и университетах
открывались рабочие факультеты (рабфаки).
В результате принятых мер к 1933 году по
количеству студентов СССР превзошел
Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию,
вместе взятых.
Такая форсированность в подготовке специалистов
объяснялась не только масштабами экономического
и культурного строительства, но и спецификой
послереволюционной ситуации. Новое пролетарское
государство относилось к представителям
старой интеллигенции подозрительно и
настороженно, видя в них явных или скрытых
контрреволюционеров. Результатом такого
отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции.
Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных
ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов,
значительная часть которых приобрела
за рубежом мировую известность.
За пределами России оказались такие
выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С.
Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин.
Поиск и становление новой культуры происходили
в атмосфере интенсивной художественной
жизни. В России 20-х годов существовало
множество разных литературно – художественных
течений, школ и группировок.
Пролеткульт – культурно–просветительная
и литературно-художественная добровольная
организация возникла в 1917г. Ее теоретики
– А. Богданов, В. Плетнев, Ф. Калинин.
РАПП – Российская ассоциация пролетарских
писателей, куда входили Ф. Гладков, Ф.
Панферов, А. Серафимович.
Были художники и писатели, которые предпочитали
остаться «вольными стрелками». Такими
были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков,
Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов.
Особую роль в формировании социалистической
культуры сыграл М. Горький - признанный
«буревестник революции», оказавший огромное
влияние на развитие культуры и искусства
советского периода. В своих «заметках
о революции и культуре» он высказал глубокие
мысли, назвав их «несвоевременными»,
о серьезных опасностях, которые подстерегают
русскую революцию в ее отношениях с культурой.
К сожалению, многих опасностей, о которых
писал М. Горький, русской революции избежать
не удалось.
В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий
о формальном методе в искусстве, благодаря
им появилось большое число новых, хорошо
известных и сегодня журналов: «Новый
мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда»
и другие.
Однако к концу 20-х годов, особенно в связи
с началом коллективизации, ситуация постепенно
меняется. Число художественных течений
начинает неуклонно сокращаться. Некоторые
из них уходят с исторической сцены естественным
путем, другие подвергаются давлению со
стороны официальных органов. В начале
30-х годов этот процесс ускоряется. От
прежнего культурного плюрализма и художественного
многообразия практически ничего не остается.
Поиски новой культуры прекращаются: она
оказывается найденой. В развитии советской
культуры начинается новый этап.