Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья

Краткое описание

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 118.49 Кб (Скачать)

 

Богатый материал для этических  и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота  многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

 

Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления  о труде советских людей, их быте. Например, знакомясь с городом, ребята рисуют улицу, на которой дома стоят  стройными рядами, по мостовой в  разных направлениях, но в строгом  порядке движутся машины, по тротуарам  идут люди. В сюжетных рисунках дети отражают свои впечатления о новостройках, изображают различные трудовые процессы.

 

Средствами аппликации дошкольники  составляют декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях по этим темам рассказывает не только о конструкции, форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том  большом труде, который приходится затрачивать человеку на строительство  новых зданий, выращивание сельскохозяйственных продуктов и т.д. Все это значительно  расширяет представления ребенка  о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника.

 

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие  важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые  являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность  и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

 

На формирование этих моральных  качеств должны быть направлены все  методические приемы, используемые воспитателем на занятии. В процессе изобразительной  деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи [40, с. 21].

 

Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу  за советом, помощью. В конце занятия  проводится коллективный анализ детских  работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых  случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается  умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.

 

Значение изобразительной  деятельности для эстетического  воспитания:

 

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении  задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно  у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и  творческие способности. Отношение 2-3-летнего  ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной  расчлененностью вызываемых чувств [2, с. 73].

 

Дошкольника привлекает все  яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение  к объекту, которые проявляются  как в оценочных суждениях  о воспринимаемых явлениях, так и  в деятельности детей. Нередко младший  дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств.

 

Например, старую игрушку  ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают также ярко раскрашенные, динамичные игрушки, имеющие гладкую или  пушистую поверхность, и т.п. Ребенок  старшего дошкольного возраста более  осознанно выделяет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: «Почему это красиво?» - преобладают  мотивировки, указывающие на эстетические особенности объектов: соразмерность, пропорциональность объемных форм, богатство  цветовых оттенков. Изобразительная  деятельность играет большую роль в  воспитании эстетических чувств дошкольника [2, с. 81].

 

Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для  познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности.

 

Изобразительное искусство  показывает человеку мир реально  существующей красоты, формирует его  убеждения, влияет на поведение. Для  успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы  педагог при подготовке к занятию  учитывал, в какой степени задание  отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально. Очень  важно во время объяснения задания  конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах  прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспитатель, поставив в качестве натуры для рисунка ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут затронуты, они спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе [37, с. 102].

 

Для закрепления моральных  чувств, углубления эстетических переживаний  необходимо в процессе занятия создать  определенный эмоциональный настрой.

 

Например, при рисовании  на тему «Весна» хорошо использовать стихотворение о весне, прослушать пьесы П.И. Чайковского «Времена года». Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать  моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке  и т.п.

 

Одним из таких факторов нередко  служит глубокое эмоциональное переживание  ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное  переживание вызовет у ребенка  потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и  показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз  переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время  наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка  возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все  то, что видит вокруг.

 

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или  занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них «Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание» [37, с. 113].

 

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка  оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Ребенку старшего дошкольного возраста доступно понимание  многих выразительных средств, используемых художником. Например, в иллюстрациях к сказке «Снегурочка» художник А.Ф. Пахомов выделяет образ Снегурочки при помощи цвета - все окружающие ее люди и предметы имеют реальную окраску, в то время как Снегурочка изображена голубым цветом.

 

Такой прием помогает подчеркнуть  ее нежность, хрупкость, сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ  требует особых изобразительных  форм, цвета. Также по картинам дети знакомятся с различными композиционными  приемами построения изображения - передачей  первого и второго планов, выбором  формата и т.д.

 

В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной  из важных задач эстетического воспитания. Организация и оборудование занятий  также должны способствовать эстетическому  воспитанию детей [15, с. 68].

 

Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши  аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана  в определенную форму (шар или  валик) и т.д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы  было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами  или кистями необходимо красиво  оформить. Такая обстановка вызовет  у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить  и поддержать красоту и порядок. Наглядные пособия должны быть выполнены  на высоком художественном уровне.

 

Значение изобразительной  деятельности для физического развития:

 

Все виды занятий изобразительной  деятельностью при правильной организации  положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

 

Большое значение для рисования  и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его  и узнать. Изображение предмета требует  четкого представления о его  цвете, форме, конструкции, которое  рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

 

В процессе изобразительной  деятельности активно формируется  зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым  условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта [17, с. 33].

 

Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в  процессе рисования, лепки и т.п. Конечной целью для дошкольника  является такое знание предмета, которое  давало бы возможность владеть умением  совершенно свободно изображать его  по представлению. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего  обучения письму в школе.

 

Трудовые навыки, приобретаемые  детьми в процессе изобразительной  деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так  как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим  положением и определенной позой. Таким  образом, занятия изобразительным  искусством являются важным средством  всестороннего развития детей [2, с. 90].

 

1.2 Развитие изобразительных  способностей и творчества у  детей дошкольного возраста

 

Способности человека - продукт  общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством  в процессе общественно-исторического  развития.

 

Развитие способностей и  дарований в значительной степени  зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывающих каждому  человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. В нашем  государстве создаются все условия  для выявления и развития способностей каждого человека, чтобы он мог  с наибольшим успехом участвовать  в общем труде по построению общества.

 

Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности  личности, которые обеспечивают сравнительную  легкость и высокое качество овладения  определенной деятельностью [40, с. 78].

 

Способности - не врожденные качества, они существуют только в  процессе развития и не могут развиваться  вне конкретной деятельности. Способности  к любой деятельности есть у каждого  человека, но в зависимости от врожденных задатков (задатки - анатомо-физиологические  особенности, определяющие возможность  большего или меньшего развития способностей.) уровень их развития всех разный.

 

Самой высокой ступени  развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное  сочетание разнообразных задатков. В психологии различают понятия  общие и специальные способности. Способность к изобразительной  деятельности относится к числу  специальных. Каждая способность имеет сложную структуру, зависящую от общих свойств психики, которые делятся на ведущие, опорные и составляющие фон.

 

Ведущим свойством способности  к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. В структуре  изобразительных способностей ее опорными свойствами являются высокая природная  зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту восприятий; особая умелость руки, которая помогает скорее и  лучше овладеть навыком.

 

Свойством, обеспечивающим изобразительную  деятельность и составляющим как  бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных  способностей следует учитывать, строя  систему обучения.

 

Способности к изобразительной  деятельности могут быть развиты  у каждого. Но у человека, имеющего хорошие врожденные задатки к  этой деятельности, способности развиваются  до такой степени, что он сможет творчески  работать в области искусства, тогда  как люди с менее благоприятными задатками смогут развить способность  только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов. Рассмотрим те анатомо-физиологические  особенности, которые имеют важное значение для развития изобразительных способностей.

 

В развитии способностей в  любой области большая роль принадлежит  высшей нервной деятельности. И.П. Павлов писал о двух типах высшей нервной  деятельности у человека, определяющих развитие его способностей, - художественном и мыслительном (умственном) [29, с. 64].

 

У первого типа - художественного - представления образны, ярки, эмоциональны.

 

У второго - умственного - представления  абстрактны, облечены в словесные  формы. Большинство людей относится  к смешанному типу, у них представления  и образны, и абстрактны.

Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах