Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями).

Файлы: 1 файл

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.docx

— 16.69 Кб (Скачать)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

№1

Общее понятие о методах  обучения

      Метод (от  греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

      В педагогике  имеется множество определений  понятия «метод обучения. К ним  можно отнести следующие: «методы  обучения — это способы взаимосвязанной  деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса  задач учебного процесса» (Ю.К.  Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

      Методы лежат  в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются  через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и  средства достижения цели. Изменение  целей всегда влечет за собой  и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить  методы преподавания (деятельность  педагога) и методы учения (деятельность  учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности  учителей и учащихся приводит  дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности.

      В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод— объективно возникшая субстанция; 2) метод — личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения. Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов и другие педагоги.

      Прием обучения. Анализируя определения понятия  из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать  так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный  способ, частное понятие по отношению  к общему понятию “метод”.  Одни и те же приемы могут  входить в состав разных методов  обучения. Или один и тот же  метод может включать разные  приемы, исходя из уровня мастерства  педагога. К ним можно отнести:  показ учителя, сообщение плана  работы, прием записей учащихся  базовых понятий, прием сравнения  и т.п. Приемы используются  в целях активизации восприятия  детьми учебного материала, углубления  познания, стимулирования познавательной  деятельности.

      Приемы обеспечивают  решение задачи, выполняемой тем  или иным методом. В обучении  имеют место возможные переходы  методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

      История  развития методов обучения получила  свое начало в древности, в  первобытном обществе. Обучение  детей проходило в процессе  практической жизни взрослых. Оно  совершалось через практику, наглядность,  слово. Подражая взрослым, наблюдая  и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт  жизни. Так, первым среди исторически  обусловленных методов можно  назвать метод подражания. Дальнейшее  развитие человеческого общества  и потребность в совершенствовании  обучения стали причиной и  условием развития словесных  методов. Усложнение передаваемой  информации вызвало к жизни  наглядные методы и методы, обеспечивающие  практическое усвоение знаний. В  простейших вариантах эти методы  использовали первобытные охотники. (На песке или глине почти в натуральных масштабах изображали сцены предстоящей охоты. Молодые охотники упражнялись в отработке необходимых навыков и умений, способов охоты: метали копья, окружали животное, согласовывали действия).

      Несмотря  на свои возможности, отдельные  группы методов не могли обеспечить  достижения все более высоких  целей обучения. Возникали потребности  их комплексного применения, что  и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.

      В последующие  периоды социального развития  величайшим изобретением человечества  стала книга, а в наши дни  — видеотехника и компьютерные  системы. Они тоже являются  самостоятельными и многоаспектными  методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы  можно рассматривать и как  источники информации.


Информация о работе Методы обучения