МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
№1
Общее понятие о методах
обучения
Метод (от
греч. metodos) означает способ познания, исследования
явлений природы и общественной жизни,
прием, способ или образ действия; путь
продвижения к истине.
В педагогике
имеется множество определений
понятия «метод обучения. К ним
можно отнести следующие: «методы
обучения — это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса
задач учебного процесса» (Ю.К.
Бабанский); «под методами понимают совокупность
путей и способов достижения целей, решения
задач образования» (И.П. Подласый); «метод
обучения — это опробованная и систематически
функционирующая структура деятельности
учителей и учащихся, сознательно реализуемая
с целью осуществления запрограммированных
изменений в личности учащихся» (В. Оконь).
Методу обучения можно дать и такое определение:
это способ упорядоченной деятельности
субъекта и объекта учебного процесса,
направленный на достижение поставленных
целей обучения, развития, воспитания.
Уже в этих определениях метод выступает
как многомерное явление, как сердцевина
учебного процесса. Он выступает механизмом
реализации поставленных целей, во многом
определяет конечные результаты учебного
процесса.
Методы лежат
в основе всего учебного процесса.
Поставленные цели достигаются
через правильно выбранный путь,
соотнесенные с ним формы и
средства достижения цели. Изменение
целей всегда влечет за собой
и изменение методов обучения.
В методах обучения можно выделить
методы преподавания (деятельность
педагога) и методы учения (деятельность
учащихся по овладению знаниями).
Разнообразие видов деятельности
учителей и учащихся приводит
дидактов к разному толкованию этого понятия
и на этой основе побуждает выделять разное
количество методов обучения, давать им
соответствующую терминологию. И тем не
менее большинство авторов имеют точку
зрения, согласно которой метод обучения
— это способ организации учебно-познавательной
деятельности.
В методе обучения
находят, таким образом, воплощение особенности
работы по достижению цели в соответствии
с дидактическими закономерностями, принципами
и правилами, содержанием и формами учебной
работы, а так же способами обучающей работы
педагога и учебной работы детей, обусловленные
личностными и профессиональными свойствами
и качествами педагога, совокупностью
различных особенностей учащихся и условиями
протекания учебного процесса. Соотношение
двух составляющих метода позволяет рассматривать
его как развивающуюся педагогическую
категорию, обладающую неограниченными
возможностями совершенствования. В то
же время есть определенные суждения,
согласно которым: 1) метод— объективно
возникшая субстанция; 2) метод — личное
творчество педагога, его детище, его педагогический
шедевр. Такая полярность суждений все
же позволяет диалектически подойти к
высокой оценке личного мастерства и искусства
педагога в развитии методов обучения.
Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов,
Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов
и другие педагоги.
Прием обучения.
Анализируя определения понятия
из разных педагогичных источников,
прием обучения можно сформулировать
так: это составная часть метода,
единичное действие, конкретный
способ, частное понятие по отношению
к общему понятию “метод”.
Одни и те же приемы могут
входить в состав разных методов
обучения. Или один и тот же
метод может включать разные
приемы, исходя из уровня мастерства
педагога. К ним можно отнести:
показ учителя, сообщение плана
работы, прием записей учащихся
базовых понятий, прием сравнения
и т.п. Приемы используются
в целях активизации восприятия
детьми учебного материала, углубления
познания, стимулирования познавательной
деятельности.
Приемы обеспечивают
решение задачи, выполняемой тем
или иным методом. В обучении
имеют место возможные переходы
методов в приемы и нооборот
(метод в прием, прием в метод), вызванные
спецификой обучения.
История
развития методов обучения получила
свое начало в древности, в
первобытном обществе. Обучение
детей проходило в процессе
практической жизни взрослых. Оно
совершалось через практику, наглядность,
слово. Подражая взрослым, наблюдая
и повторяя действия взрослых
(делай, как я), совершенствуя их,
дети приобретали свой опыт
жизни. Так, первым среди исторически
обусловленных методов можно
назвать метод подражания. Дальнейшее
развитие человеческого общества
и потребность в совершенствовании
обучения стали причиной и
условием развития словесных
методов. Усложнение передаваемой
информации вызвало к жизни
наглядные методы и методы, обеспечивающие
практическое усвоение знаний. В
простейших вариантах эти методы
использовали первобытные охотники.
(На песке или глине почти в натуральных
масштабах изображали сцены предстоящей
охоты. Молодые охотники упражнялись в
отработке необходимых навыков и умений,
способов охоты: метали копья, окружали
животное, согласовывали действия).
Несмотря
на свои возможности, отдельные
группы методов не могли обеспечить
достижения все более высоких
целей обучения. Возникали потребности
их комплексного применения, что
и повлекло за собой необходимость
как в теории, так и в педагогической практике
проанализировать, сгруппировать, систематизировать
и классифицировать их.
В последующие
периоды социального развития
величайшим изобретением человечества
стала книга, а в наши дни
— видеотехника и компьютерные
системы. Они тоже являются
самостоятельными и многоаспектными
методами обучения. Следует отметить,
что книгу и видеоматериалы
можно рассматривать и как
источники информации.