Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья

Краткое описание

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 118.49 Кб (Скачать)

Важно, чтобы дети научились  понимать и передавать в лепке  характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают  предметы. Иногда можно придумывать  игры с теми игрушками, которые предстоит  детям вылепить. Но игра не дает возможности  планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной  деятельности нужно развивать в  детях зрительное восприятие окружающего  на основе приобретенных знаний и  опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель  проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны  выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку  противоположную сторону предмета. После этого предмет снова  возвращают в прежнее положение. Дети 5-6 лет уже в состоянии  проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки  детям знакомы. Они умеют создавать  основные формы, видоизменять их, а следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.

Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали  способ лепки, нужно доказать, что  есть другой, наиболее удобный и  подходящий.

Важно, чтобы дети из множества  возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку  можно вылепить способом вытягивания  из целого куска глины или из отдельных  частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска  дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в  старшей группе дети с ним знакомы  и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы  из целого куска для ребенка заключается  в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или  иной части.

Дети 5-6 лет уже могут  на глаз определять, сколько потребуется  глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и  формы - ребенку еще сложен. И здесь  должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта  заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот  или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней  группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия воспитатель  показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет  их ответы. Важно, чтобы дети научились  критически и доброжелательно оценивать  свою лепку и работу товарищей.

Подготовительная группа. В этой группе большое внимание воспитатель  должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности  и творческой активности. Здесь детям  так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и эпизодов из сказок и рассказов.

Во время наблюдения и  рассматривания разных предметов воспитатель  предлагает ребятам внимательнее присмотреться  к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям  и дополнительным предметам, усиливающим  характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные  черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить  их с выразительными, легко запоминающимися  образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксер, овчарка, такса). С интересом ребята будут рассматривать  сказочных персонажей: Бабу Ягу, Емелю, Снегурочку, Василису Прекрасную, Царевну-лягушку  и др.

Отличительные черты быстрее  запомнятся детям, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную  шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и  специфические пропорции ног, а  поэтому воспитатель выделяет несколько  отличительных признаков. Так, при  рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове - уши, рожки.

Кроме того, важно, чтобы дошкольники  параллельно овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как  они реально действуют с частями  предмета и им не нужно прибегать  к условным способам изображения, как  в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д.

Для выразительного изображения  движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются  в процессе познания окружающего  мира. Воспитатель обращает внимание детей на то, как бегут лыжники, скользят по льду конькобежцы. Для того чтобы ребята могли понять действия сказочных персонажей, можно показать им иллюстрации с изображением одного и того же героя в разных положениях. Воспитатель предлагает ребятам  самим принять те позы, которые  они собираются изобразить.

Например, кому-нибудь из детей  предлагается принять то положение, в котором находится лыжник во время бега. Уже в начале занятия  воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, он показывает детям  некоторые средства лепки, которые  помогут сделать образ более  точным и выразительным.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно  показать всем ребятам сразу, но в  основном приходится подсказывать или  показывать отдельно каждому.

Индивидуальная работа в  данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так  как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог  направляет ребят на правильное изображение  характерной и выразительной  формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой  толщины шея около головы и  около туловища?»

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто  затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет  с целью уточнения формы. Лепка  с модели (натуры) предлагается ребятам  с большой осторожностью, только для более глубокого анализа  формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в  детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил  задание и дал необходимые  указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность  самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые  указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. В конце занятия все обсуждают  вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что  когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную  доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим  работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они  лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время  рисования изобразить будущую пластинку  на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для  того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать  пластинку, педагог проделывает  всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии  ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями  можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что  они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы  они стали яркими, блестящими и  прочными.

Ребятам объясняют, что они  сами смогут сделать такие же, чтобы  украсить ими комнату, а для этого  предлагают каждому придумать пластинку  и во время занятия по рисованию  составить предварительный эскиз.

От воспитателя дети должны узнать, что глина для изготовления пластинок должна быть очень мягкая, а краска, которой их окрашивают, называется ангобом, ее готовят из глины  и воды (глину разводят водой до густоты жидкой сметаны) и наносят  кистью на изделие толстым слоем  путем примакивания кисти к изделию. Если изделие из белой или серой глины, то ангоб должен быть из красной, и наоборот.

За день до занятия воспитатель  предлагает ребятам вместе с ним  приготовить глину и ангоб  для изготовления пластинок.

Размоченную, мягкую глину  дети с воспитателем тщательно перебирают руками, очищая ее от примесей и делая  более эластичной, и в готовом  виде складывают в полиэтиленовые мешочки  или бак. Затем они готовят  ангоб, разводя водой глину в  стеклянных банках и размешивая ее палочками до нужного состояния, банки с ангобом плотно закрываются  крышками.

После проведенной подготовки (на следующий день) они приступают к работе над пластинками. Работа рассчитана на два занятия: на первом изготавливают пластинки, на втором работают над рельефом и окраской.

///////////////////////////////////////////конец

 

Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы

 

Дети пятого года жизни  по своему развитию отличаются от детей  предшествующего возраста. У них  в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи.

Дети начинают выделять некоторые  функциональные признаки предметов, что  облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время  объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении  предметов нарушаются пропорции, нет  четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это  потому, что дети не владеют в  нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления  о предметах, их форме и строении.

 

Задачи обучения

 

Воспитатель продолжает воспитывать  устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать активность мышления и  воображения, координацию движения рук. Учит лепить всей кистью руки и  пальцами. Уточняет представления о  форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учит передавать эти представления  в лепке. Например, что голова у  человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может  быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению  с туловищем.

В большей мере, чем в  предыдущей группе, развивается эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении  самостоятельного использования некоторых  способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.

Повышаются требования к  технике лепки: дети должны уметь  лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания  мест скрепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.

 

Прохождение программы

 

I квартал

На первых занятиях детям  предлагают раскатывать ком глины  прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между  ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки  и более точного выполнения требований педагога. Для этого детей учат не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные  детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму моркови. Процесс этот трудный. Он требует  понимания формы предмета, умения отчетливо представить себе образ, зрительного контроля за действиями пальцев. Таким образом, в начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки.

Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах