Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья

Краткое описание

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 118.49 Кб (Скачать)

Расширяя представление  детей о форме, пропорциях предмета и способах лепки, важно во время  анализа результата проводить небольшие  беседы по поводу того, что получилось. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной  работы, обращая внимание на то, как  получалась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части, но всегда следует активизировать детей, задавая им вопросы, которые будут их побуждать думать над тем, что у них вышло.

 

 

"Методика обучения  изобразительной деятельности и  конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

 

 

 

     Лепка - это  один из видов изобразительного  творчества, в котором из пластических  материалов создаются объёмные (иногда  рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже  маленьким  детям.

 

     Лепка даёт  удивительную возможность моделировать  мир и своё представление о   нём в пространственно-пластичных  образах. Каждый ребёнок может  создать  свой собственный  маленький пластилиновый  или  глиняный мир, но как настоящий!  Вот почему с пластилиновыми  игрушками  так хорошо играть  и ставить маленькие  спектакли.

 

     Лепка - самый  осязаемый вид художественного   творчества. Ребёнок не только  видит  то, что создал, но и  трогает, берёт  в руки и  по мере необходимости  изменяет. Основным инструментом в  лепке  является рука (вернее, обе  руки), следовательно, уровень умения  зависит от владения собственными  руками, а не кисточкой, карандашом  или ножницами. С этой точки  зрения технику лепки  можно  оценить как самую безыскусственную  и наиболее доступную для самостоятельного  освоения. Из одного комка пластилина  можно создавать бесконечное   множество образов, каждый раз  находить новые варианты и  способы, даже без  участия  педагогов и родителей. А если  материала достаточно, и  рядом  есть умелый и в то же  время  деликатный взрослый, который  вовремя  поможет и поддержит,  лепка становится любимым занятием  на долгие годы.

 

     Занятия лепкой  комплексно воздействуют на развитие  ребёнка:

 

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию  формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

 

- развивают воображение,  пространственное мышление, общую  ручную умелость, мелкую моторику;

 

- синхронизируют работу  обеих рук;

 

- формируют умение планировать  работу по реализации замысла,  предвидеть результат и достигать  его; 

 

- при необходимости вносить  коррективы в первоначальный  замысел.

 

     Но  самое  важное и ценное заключается   в том, что лепка наряду с  другими  видами изобразительного  искусства  развивает ребёнка  эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать  и созидать  по законам красоты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Задачи  обучения  лепке в  возрастных группах   детского сада.

 

     Рассмотрим  конкретно, какими умениями и  навыками по лепке должен овладеть  ребёнок  на каждом возрастном  этапе. 

 

     Так, детей  третьего года жизни педагог   учит:

 

- отрывать кусочки глины  и круговыми движениями обеих  рук образовывать несложные предметы  из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её  ладонями;

 

- делить глину на части  и прямыми движениями рук, образовывать  несложные предметы (столбики, сосиски,  конфетки);

 

- раскатывать глину прямыми  движениями рук и создавать  столбики, края которых соединяют  (бублики);

 

- раскатывать глину круговыми  движениями рук и сплющивать  между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);

 

- делить глину на 2-3 части,  раскатывать её прямыми и круговыми  движениями и лепить несложные  предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

 

     Для ребёнка  четвёртого года жизни, который   уже имеет определённый опыт  работы с глиной, эту работу  нужно несколько  усложнить,  одновременно закрепляя  навыки, которые он приобрёл в предыдущей  группе:

 

- делить глину на части  и раскатывать её между ладонями  прямыми движениями рук, образовывая  несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);

 

- раскатывать глину круговыми  движениями рук и образовывать  разные предметы (орешки, конфетки, мячики);

 

- расплющивать глину, образовывая  диск, и на основе этой формы  лепить несложные предметы (пирожки,  вареники, котлеты), сгибать и защипывать  форму пальцами рук;

 

- делить глину на 2-3 части  и лепить предметы, в основе  которых лежит шар (башенка,  матрёшка-неваляшка, птичка), диск  и цилиндр (гриб);

 

соединять части прикладыванием и прижиманием.

 

     С детьми  пятого года жизни повторяют   и закрепляют приобретённые прежде  знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а  именно:

 

- делить глину на части  и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар  (орех, яблочко);

 

- создавать предметы, в  основе которых лежит цилиндр  (огурец);

 

- раскатывать глину прямыми  движениями рук и создавать  овальную форму и на основе  этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

 

заострять и закруглять предметы;

 

- раскатывать глину круговыми  движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину  пальцами и создавать такие  предметы: мисочка, чашечка, рыбка,  грибок, корзина, пирожки, вареники;

 

- делить глину на части  и соединять их в целое прикладыванием  и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

 

     С детьми  шестого года жизни, как и   в предыдущих возрастных группах,  сначала  повторяют и закрепляют  навыки и  умения, а потом  вводят новые задачи:

 

- делить глину на 3-4 части  и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар,  цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);

 

- лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);

 

- лепить предметы комбинированным  и пластическим способами, приёмам  крепкого соединения деталей,  сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой  (собака, зайчик, белочка, самолёт,  черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

 

     Взрослый  обращает  внимание на то, чтобы ребёнок   передавал характерные признаки  предметов, их форму, придерживался   пропорций и использовал усвоенные   навыки и умения: скатывание, сплющивание,  вдавливание, вытягивание, загибание,  примазывание и т.п..

 

     В работе  с детьми седьмого-восьмого года  жизни взрослый обращает внимание  на правильное отображение предметов,  учит добиваться точности в  воспроизведении  их характерных  признаков, замечать черты сходства  и отличия, придерживаться пропорций,  соотносить отдельные детали  с общим изображением (лепка фруктов,  овощей, птиц, зверей, посуды, человека  и др.).

 Виды  лепки. 

 

     В работе  с детьми используются три   вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый  из этих видов имеет свои  особенности и задачи.

 

      В предметной  лепке изображение отдельных  предметов для ребенка является  более простым, чем в рисовании.  Дети с интересом лепят фигуры  людей и животных. В результате  обучения детей можно подвести  к относительно правильному изображению  человека и животного, хотя  при лепке этих предметов они  придают лишь наиболее яркие , характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной .

 

      В связи  с этим перед  детским   садом встает задача обучить  детей  умению изображать в  лепке основанную форму предметов  и наиболее яркие, характерные  их признаки.

 

      Сюжетная  лепка требует от детей большого  объема работы, так как нужно  вылепить каждый предмет, входящий  в композицию, установить его  в нужном положении на подставке  или без нее дополнить лепку  деталями.

 

      Сюжетом  для лепки могут служить   эпизоды  из окружающей жизни,  содержание некоторых  сказок, рассказов.

 

      Выразительность  сюжетных композиций зависит  не только от того как дети  умеют изображать форму, но  и от того, как они связывают   фигуры между собой изображением  действия.

 

      Основные  задачи при обучении сюжетной  лепке  следующие: научить детей  задумывать и изображать лепные  композиции из 2-3 предметов; учить  творчески подходить  к решению  сюжета, выделяя основное; использовать  во время лепки знание формы,  пропорций предметов, свои наблюдения  за действиями живых объектов, различные  приемы  лепки.

 

      Сюжетная  лепка проводится лишь в старшей   и подготовительной группах. Связано   это с тем, что ребенку нужно   много знать о предметах и   уметь пользоваться разными приемами  изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

 

      Декоративная  лепка. Одним из средств эстетического  воспитания является знакомство  детей с народным прикладным  искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной  пластикой народных умельцев. Красивые  обобщенные формы, изображающие  кукол, зверей, птиц с условной  яркой росписью, радуют детей  и положительно влияют на развитие  их художественного вкуса, расширяют  детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные  сосуды, созданные гончарами разных  народов. Дети охотно рассматривают  простые, а иногда и замысловатые  формы кружек, солонок, кашпо и  других изделий.

 

      Наблюдая  мелкую декоративную пластику  народных мастеров, старшие дошкольники  могут  сами создавать  интересные  изделия, которые в дальнейшем  можно применить  для игр,  для украшения комнаты, как  сувениры. Хорошо и охотно ребята  лепят бусы и подвески для  кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц  и вазы для  мелких  весенних  цветов, стаканы  и подносы  для карандашей . Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

 

      Декоративная  лепка позволяет учить детей   предварительно обдумывать тему, создавать  заранее эскиз в  виде рисунка, условно решать  форму предмета и  роспись.  Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются   растительным или геометрическим  орнаментом. Орнамент включает в  себя различные  декоративные  элементы. Это различные  геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и  др.).

 

 

 

 

Техника лепки.

 

 

     Техника лепки  доступна детям дошкольного   возраста во всём богатстве  и разнообразии способов и  приёмов. Следует иметь  в  виду, что классификация способов  достаточно условна, возможны  переходы одного способа в  другой и дополнение основного  способа одним или  несколькими  другими при изготовлении одной  поделки.

 

Конструктивный  способ.

 

     При этом  способе лепки образ создаётся   из отдельных частей, как из  деталей  конструктора (отсюда  и название). Ребёнок  задумывает  образ, мысленно представляет, из  каких частей он состоит, и  начинает лепить. Конструктивным  способом все  дети начинают  лепить очень рано - уже  в  2-3 года - и часто сами "открывают"  его для себя. Чаще всего в  лепке  маленьких детей наблюдаются   следующие варианты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах