Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья

Краткое описание

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 118.49 Кб (Скачать)

 

Для обучения детей лепке  в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины  и толщины. С помощью каркаса  фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные  на каркасах, часто дают трещины, а  поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

 

В процессе лепки нужно  уметь пользоваться стеками. Они  могут быть деревянными, которые  легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны  и закругленная с другой, но может  быть она и в виде петли, палочки  с петлей из проволоки. Используется стека для обработки деталей  в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается  лишняя глина с формы, делаются надрезы.

 

Для успешного обучения детей  лепке хорошо иметь небольшие  по размеру доски, которые размещаются  на столе. Их размер определяется величиной  лепки. Если фигура размером 15х10 см, то доска может быть размером 35х22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера.

 

Наиболее удобная форма  доски - круг, но она может быть и  квадратной. В старшей и подготовительной к школе группах вместо досок можно пользоваться настольными станками с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать свою работу [46, с. 27].

 

Для демонстрации модели в  старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.

 

Таким образом, отметим, что  занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего  развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому  и физическому воспитанию дошкольников.

 

Ведущим свойством способности  к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.

 

В структуре изобразительных  способностей ее опорными свойствами являются высокая природная зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту  восприятий; особая умелость руки, которая  помогает скорее и лучше овладеть навыком. Свойством, обеспечивающим изобразительную  деятельность и составляющим как  бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных  способностей следует учитывать, строя  систему обучения.

 

Скульптура является одним  из видов изобразительного искусства, в котором, так же как и в  других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она  дает объемно-пространственное изображение  и может быть выполнена как  в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне.

 

Спецификой скульптуры является возможность передавать все особенности  формы с разных сторон. Неживая  природа, среда, окружающая человека, изображаются в пластике крайне редко. Растения, вещи и прочие предметы иногда включаются в скульптуру как детали, дополняющие  основной образ, или служат декоративными  элементами. Показ неживого предмета, в особенности машины, крайне не благодарен - это всегда шестерня, которая  не крутится, это ремень, который  не тянет.

 

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки  составляет для ребенка большую  сложность, и это заставляет воспитателя  с особой ответственностью подходить  к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения. Обычно в детском саду используют глину  и пластилин.

 

2. Содержание обучения  лепки детей дошкольного возраста

 

2.1 Виды лепки

 

Лепка отдельных предметов

 

Изображение предметов в  лепке для ребенка является более  простым, чем в рисовании. Здесь  он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать  к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это  связано со сложностью строения, пластичностью  их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

 

Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному  изображению человека и животного. При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные  признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей  изображению основных форм предметов  с их яркими, характерными признаками.

 

На занятиях дошкольники  должны научиться передавать пропорции  предметов, овладевать определенными  техническими умениями. Эти общие  задачи конкретизируются для каждой возрастной группы.

 

Например, для первой младшей  группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней  группы - уточнять представление о  форме предметов и их строении. Для старшей группы - видеть сходство и различие предметов, их положение  в пространстве, замечать характерные  признаки [3, с. 25].

 

Сюжетная лепка

 

Изображение сюжета в лепке  имеет свою специфику по сравнению  с рисованием. В последнем изображение  сюжетной композиции часто бывает связано  с использованием условных приемов  изображения предметов, находящихся  на земле и в воздухе.

 

В лепке это не всегда удается  сделать. Например, изобразить летящий  самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают  скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно  использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько.

 

Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного  напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные  предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп [20, с. 86].

 

Декоративная лепка

 

Одним из средств эстетического  воспитания является знакомство детей  с неродным прикладным искусством, разными его видами, в там числе  мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

 

Красивые, обобщенные формы  птиц, животных с условной яркой  росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют  кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами  разных народов. Они охотно рассматривают  простые, а порой замысловатые формы  солонок, кружек и других изделий, с  интересом знакомятся с декоративными  пластинками.

 

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, Используя их в играх  или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих  товарищей.

 

Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее  эскиз в виде рисунка и в  процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в  виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

 

Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые  украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает  мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными  к форме.

 

Содержанием декоративной лепки  могут быть сосуды, бусы, настенные  и настольные пластинки. В старшей  группе можно дать задание - изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет  предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения.

 

Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания  или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

 

В подготовительной группе дошкольники  должны уметь пользоваться всеми  вышеприведенными способами, а также  способом кругового налета, который  заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей [37, с. 93].

 

2.2 Содержание и задачи  обучения в старшей группе

 

 

Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее  и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом  отношении ребенок стал более  развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить  трудно.

 

Ребенок на шестом году жизни  может анализировать форму, части  предмета и запоминать их. Дети этого  возраста намного самостоятельнее  в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

 

Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать  любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления  о форме предметов, их различии и  сходстве, характерных признаках, положении  в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.

 

Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей  влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение  техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается  внимание к умению передавать характерные  особенности формы, а также к  изображению динамики [22, с. 75].

 

Программа строится таким  образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии  они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения  научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов. Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного.

 

Данная задача решается в  этой группе несколько по- иному, чем  с детьми четырех лет. Используя  способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов  с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует  особого внимания к форме, характерным  деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой. Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребенку  понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы  несложного выполнения лепки из целого куска. Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться.

 

Особое внимание уделяется  работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с  тем, что тематикой в основном является изображение человека и  животных, появляется необходимость  знакомить ребят с приемами установки  фигур в вертикальном положении  и учить их понимать относительную  величину частей. Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы  они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут  быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники  могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении  дымковских и тульских игрушек [43, с. 59].

 

Для развития мелких мышц кисти  руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны  не только с развитием изобразительных  навыков, но и с упражнением детей  в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т.е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью.

 

Для того чтобы фигурки  были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке  является одним из выразительных  средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так  как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе  бумаги.

 

Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у  животных. Предлагаемая тематика может  быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т.е. даются те предметы, приемы, изображения  которых детям известны.

 

Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с  природой, приобретая новый жизненный  опыт в понимании окружающего [3, с. 118].

 

2.3 Методы и приемы обучения на занятиях

 

При обучении лепке детей  старшей группы воспитатель применяет  многие методы и приемы, которые  определяются конкретной темой и  общими задачами.

 

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней  свое изделие. Лепка с натуры требует  предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей  маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней.

 

На занятии натуру следует  рассмотреть еще раз. Воспитатель  определяет пропорции и уверенным  движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям  вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы.

 

Полный показ приемов  детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы  с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались [49, с. 95].

Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах