Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья
Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.
Знание психологии ребенка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности. Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. В первую очередь следует учитывать развитие высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству.
Педагог должен знать, что
для ребенка дошкольного
Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр и т.п.
В ходе выполнения дипломной работы поставленная цель изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста, выполнена.
Нами решены следующие задачи:
- проанализировали
- изучили теоретические основы обучения дошкольников лепки;
- рассмотрели содержание
обучения лепки детей
- провели практическое
исследование по определению
уровня владения приемами
- определили выводы по дипломной работе;
- разработали рекомендации
для педагогов дошкольных
Выдвигаемая гипотеза, что обучение старших дошкольников лепки будет наиболее эффективным если педагог:
- систематически проводит практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки;
- владеет эффективной
методикой обучения
- учитывает индивидуальные
и возрастные особенности
Дипломная работа имеет теоретическую и практическую значимость для сотрудников дошкольных образовательных учреждений, данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке консультаций, при написании рефератов, курсовых работ, при подготовке методических пособий.
изобразительный лепка дошкольник обучение
Список литературы
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004.
3. Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду. - М.: Просвещение, 1999.
4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2002.
5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Просвещение, 2004.
6. Беда Г.В. Основы
7. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М.: Просвещение, 2005.
8. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. - М.: Просвещение, 1993.
9. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Искусство, 2003.
10. Грязнов А.И. Федоскинские таланты. - М.: Педагогика, 2000.
11. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1999.
12. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. - М.: Искусство, 2004
13. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. - М.: Просвещение, 2005.
14. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 2006.
15. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Просвещение, 2000.
16. Кружецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2005.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005.
18. Комарова Т.С. Изобразительное
творчество дошкольников в
19. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2006.
20. Комарова Т.С. Занятия
по изобразительной
21. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 2006.
22. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика
искусства и творческие
23. Методика обучения
24. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. ЛА. Венгер. - М.: Просвещение, 2005.
25. Мухина В.С. Изобразительная
деятельность ребенка как
26. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2004.
27. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М., 2006.
28. Основы педагогического мастерства /Под ред. Зядюн И.А. - М.: Педагогика, 1999.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Просвещение, 1995.
30. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Наука, 1999.
31. Павлова Л.Н. Знакомим малышей с окружающим миром. - М.: Педагогика, 1997.
32. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М.: Искусство, 2003.
33. Радуга: Программа и руководство для воспитателей./ Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2005.
34. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Искусство, 1994.
35. Рубейштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1996.
36. Сакулина Н.П. Роль изобразительного искусства в сенсорном воспитании детей // Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005.
37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2002.
38. Самостоятельная
39. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 1999.
40. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 2004.
41. Страунинг А.М. Занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). - Норильск, 2000.
42. Умственное воспитание
дошкольника. Под ред. Н.Н.
43. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1997.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2003.
45. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2001.
46. Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999.
47. Художественное творчество и ребенок./ Под ред. НА. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1992.
48. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1994.
49. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1998.
2. Классификация методов обучения
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
наглядные;
словесные;
практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
информативно - рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
метод проблемного изложения материала.
В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях - важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе - сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Задачи обучения лепке в возрастных группах детского сада…………….5
Виды лепки…………………………………………………………………
Техника лепки…………………………………………………………………
Методика обучения лепке в возрастных группах детского сада…………...12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Лепка - это
один из видов
Лепка даёт
удивительную возможность
Лепка - самый
осязаемый вид художественного
Занятия лепкой
комплексно воздействуют на
- повышают сенсорную
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать
работу по реализации замысла,
предвидеть результат и
- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах