Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья

Краткое описание

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 118.49 Кб (Скачать)

 

Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы  знаком детям, поэтому воспитатель  показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост.

 

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении  образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

 

Для создания отчетливых представлений  нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить  с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и  рассматривать иллюстрации, а также  скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее  изображение.

 

Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» - про то, как колобок  встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки, а вы будьте внимательными, старайтесь запомнить, с кем встречался колобок, - иначе  вам будет трудно лепить.

 

Сюжетная лепка также  требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с  этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к  занятию может заключаться в  рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком  положении могут быть котята и  кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения [37, с. 21].

 

В процессе занятия воспитатель  следит за каждым ребенком, за тем, как  создается форма предмета, как  передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель  направляет детей на правильное интересное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить играющих котят, вылепил их в статичном положении, воспитатель говорит: «Подумай, что нужно сделать с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят».

 

Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом». Подобные вопросы  не дают прямых советов, но приучают детей  думать во время занятий над образами.

 

В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку картинку, уточнить его представления; в крайнем случае, показать способ лепки на отдельном куске глины.

 

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые  создаются воспитателем.

 

Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную  посуду они смогут использовать для  игры. Воспитатель добавляет, что  обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а, следовательно, каждый должен постараться  и вылепить красивый сосуд, который  можно украсить рельефом или расписать  красками.

 

Для игры дети используют также  вылепленных птиц, зверей, делая  для них из картона загоны и  клетки. Ситуации могут быть и другого  характера. Детям говорят, что они  будут лепить фигурки для предстоящей  выставки или сделают броши, бусы для мам к празднику 8 Марта.

 

Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия  может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для  того, чтобы создать у детей  хорошее настроение и направить  их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки  должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и  деталей предмета [43, с. 30].

 

Большое значение для детей  старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который  организуется в виде беседы. Воспитатель  задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами  лепили.

 

Иногда оценку работам  дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.

 

Работы, выполненные по замыслу  детей, анализируются несколько  иначе: сначала рассматривается  замысел в целом, а потом разбирается  форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

 

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих  местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к  себе отдельных детей, и они анализируют  чью-то работу; все изделия размещаются  на специальном столе, воспитатель  и дети стоят около стола, рассматривают  их и беседуют о качестве работ [46, с. 156].

 

Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

 

Во второй главе мы рассмотрели  виды лепки: Лепка отдельных предметов, сюжетная лепка, декоративная лепка.

 

Изучили содержание и задачи обучения в старшей группе. Ребенок  на шестом году жизни может анализировать  форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста намного  самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

 

Таким образом, нами сформулированы общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать  любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления  о форме предметов, их различии и  сходстве, характерных признаках, положении  в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.

 

Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей  влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение  техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается  внимание к умению передавать характерные  особенности формы, а также к  изображению динамики.

 

Рассмотрели методы и приемы обучения на занятиях: с первых этапов обучения используется натура, что  для детей довольно сложно, так  как ребенку приходится все время  сравнивать с ней свое изделие.

 

Для создания отчетливых представлений  нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить  с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и  рассматривать иллюстрации, а также  скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д.

 

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении  образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

 

Сюжетная лепка также  требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с  этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к  занятию может заключаться в  рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин.

 

Большое значение для детей  старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который  организуется в виде беседы.

 

Работы, выполненные по замыслу  детей, анализируются несколько  иначе: сначала рассматривается  замысел в целом, а потом разбирается  форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

3.2 Методика обучения старших  дошкольников лепки

 

 

Данная методика представлена В.Б. Косминской [23, с. 78].

 

В этой группе воспитатель  предоставляет детям больше самостоятельности  в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить  детей планировать свою работу можно  во время наблюдений, перед чтением  литературных произведений.

 

Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить гот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это  дает возможность заранее настроить  детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение.

 

Если ребенок будет  твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более  целенаправленно и уверенно заниматься лепкой. Важно, чтобы дети научились  понимать и передавать в лепке  характер изображаемого.

 

Для этого воспитатель  должен подбирать для изображения  предметы с ярко выраженными чертами. Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с  теми игрушками, которые предстоит  детям вылепить. Но игра не дает возможности  планомерно обследовать предмет.

 

В основном для изобразительной  деятельности нужно развивать в  детях зрительное восприятие окружающего  на основе приобретенных знаний и  опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель  проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны  выполнялись одинаково хорошо.

 

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку  противоположную сторону предмета. После этого предмет снова  возвращают в прежнее положение.

 

Дети 5-6 лет уже в состоянии  проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель  это делает сам.

 

Многие способы лепки  детям знакомы. Они умеют создавать  основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности, прибегать  к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность  детей в решении тех или  иных вопросов. Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении.

 

Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный  и подходящий.

 

Важно, чтобы дети из множества  возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

 

Например, собаку или кошку  можно вылепить способом вытягивания  из целого куска глины или из отдельных  частей.

 

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска  дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в  старшей группе дети с ним знакомы  и могут самостоятельно его применять.

 

Трудность вытягивания формы  из целого куска для ребенка заключается  в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или  иной части. Дети 5-6 лет уже могут  на глаз определять, сколько потребуется  глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и  формы - ребенку еще сложен. И здесь  должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта  заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

 

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот  или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней  группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий.

 

Например:

 

С рожками, бородкой,

 

хвост совсем короткий,

 

Забодает, если зол,

 

Кто же это? (Козел.)

 

В конце занятия воспитатель  показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет  их ответы.

 

Важно, чтобы дети научились  критически и доброжелательно оценивать  свою лепку и работу товарищей.

 

Предложенные занятия  для экспериментальной группы представлены в приложении Б. Альбом для лепки представлен в приложении В.

Заключение

 

 

Методика руководства  изобразительной деятельностью  детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и  искусствоведения. Известно, что процесс  изображения предметов и явлений  окружающего мира сложен по своей  природе и связан с развитием  личности ребенка, с формированием  его чувств и сознания.

 

В круг вопросов методики изобразительной  деятельности входит определение таких  методов и приемов воспитания и обучения, которые наилучшим  способом влияли бы на развитие детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие  и закономерности развития психики  ребенка.

 

Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей  от двух до семи лет дает основание  правильно строить работу с детьми, т.е. определить содержание, методы и  приемы их воспитания и обучения.

 

На занятиях лепкой формируются  такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый  ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать  предметы и явления окружающего  мира.

 

Занятия изобразительным  искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах