Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья
Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.
Особенности развития изобразительной
деятельности у дошкольников.К четырем
годам дети уже знакомы с конструктивным
и изобразительным материалами, имеют
некоторые навыки пользования ими - делают
простые постройки, владеют карандашом,
кистью, глиной, ориентируются на листе
бумаги, проявляют устойчивое желание
- изобразить то, что видят в окружающей
действительности.Изображая предметы,
дети четырех лет стараются отразить и
свое отношение к ним. Для этого они используют
различные средства: определенный подбор
предметов для изображения; избирательность
цвета; обыгрывание результатов своей
деятельности; дополнение словами, рассказом
об изображенном предмете или явлении.
Обучение детей конструированию, аппликации,
рисованию и лепке начинается с их знакомства
с окружающими предметами и явлениями.
Ребенка учат наблюдать окружающее; целенаправленно
рассматривать, обследовать предметы;
знакомят с многообразием форм, созданных
природой и руками человека, вследствие
чего у него развивается образное видение
мира. Григорович Л.А. Развитие творческого
потенциала как актуальная педагогическая
проблема. - Челябинск, 2006.Кроме предварительных
целенаправленных наблюдений, с детьми
пятого года жизни необходимо организовывать
рассматривание предметов перед занятием
и непосредственно на занятии с целью
уточнить представления о данных предметах,
вызвать к ним интерес, желание перенести
воспринимаемые образы на бумагу, в глину.Следующим
этапом формирования изобразительной
и конструктивной деятельности у ребенка
среднего дошкольного возраста является
ознакомление его с многообразием способов
изображения предметов и явлений в разном
материале, т.е. введение в мир условных
и графических образов.Показ различных
способов изображения приобретает в средней
группе большее значение, чем в младших.
В этом возрасте дети способны замечать
некоторые признаки предмета - цвет, общую
форму, различать его части и детали, и
у них возникает желание передать это
в рисунке. Но развитие зрительного восприятия
несколько опережает развитие специальной
умелости руки. Поэтому ребенок очень
нуждается в наглядном показе способов
изображения, в процессе которого у него
формируются представления о графических
и пластичных условных образах. Воспроизводя
эти способы по памяти или повторяя по
нескольку раз вслед за показом воспитателя,
дети упражняют руки и глаз, в результате
чего у них развиваются формообразующие
движения в рисовании и лепке, совершенствуется
зрительно-двигательная координация.К
четырем годам у детей усиливается интерес
к результатам своей деятельности. Признание
окружающими образа, созданного ребенком,
является эффективным воспитательным
моментом. Дети удивляются и восхищаются
своими изображениями и ждут от товарищей
и педагога такого же любования. Критические
замечания нередко воспринимаются ими
как обида и не дают положительных результатов.
Однако самостоятельно они не могут находить
и исправлять свои ошибки. Поэтому задача
воспитателя - создавать такие ситуации,
в которых ребенок наглядно убеждался
бы в правильности выполненного задания.
Например, в рисунке можно предложить
ребенку отнести нарисованный им предмет
на специально подготовленное место и
поставить в таком положении, в каком ему
хочется. Комарова Т. С. Методика обучения
изобразительной деятельности и конструированию.
- М., 2007. Если рисунок помнется или порвется,
то ребенок наглядно убедится в небрежности
выполненной работы и постарается устранить
недочеты.Формированию у детей оценочного
отношения к результатам рисования способствует
организованное рассматривание всех детских
работ с использованием игровых ситуаций,
а также составление вначале воспитателем,
а затем и самими детьми рассказов по рисункам.
С этой целью воспитатель может заранее
подготовить место, где будут висеть рисунки.
Закончив свой рисунок, ребенок сразу
же относит его и вывешивает в указанном
педагогом месте. При этом ребенок может
сравнить свою работу с другими, придумать
рассказ по особенно понравившемуся рисунку.
Когда закончат рисовать все дети, воспитатель
организует рассматривание, обращаясь
прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть
рисунки, оценить их, придумать хотя бы
очень короткий, элементарный рассказ.Воспитатель
должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая,
не ограничивались простым перечислением
того, что нарисовано, или оценивали рисунки
только с точки зрения аккуратности выполнения.
Необходимо предложить подумать, что делает
(делал) изображенный персонаж или что
было с нарисованным предметом, куда и
зачем его положили и почему нравится
именно эта работа. В этом случае дети
как бы обыгрывают, оживляют статические
элементарные образы, проявляя свое отношение
к изображаемому. Комарова Т. С. Методика
обучения изобразительной деятельности
и конструированию. - М., 2007. Именно в такой
ситуации у ребенка начинает формироваться
устойчивый интерес к предлагаемой тематике,
а также замысел и объективность в оценке
результатов деятельностиИзобразительная
деятельность ребенка среднего дошкольного
возраста дает ему возможность самостоятельно
применять полученные знания на практике,
активно упражняться в художественной
деятельности, приобретать навыки индивидуальной
и совместной работы, получать удовлетворение
от ее результатов.Однако дети 4-5 лет, как
уже отмечалось в главе "Развитие детей",
еще сохраняют в своем развитии ряд черт,
свойственных младшим дошкольникам. В
связи с этим и изобразительная деятельность
ребенка среднего возраста все еще зачастую
имеет игровой характер. Воспитатель должен
учитывать данное обстоятельство при
планировании занятий и включать в них
игровые моменты и ситуации.1.2 Педагогические
условия успешного обучения изобразительному
искусствуУспех обучения зависит от правильного
определения его целей и содержания, а
также от способов достижения целей, то
есть методов обучения. По этому поводу
с самого возникновения школы среди ученых
ведутся споры. Мы придерживаемся классификации
методов обучения, разработанной И.Я. Лернером,
М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым.
Согласно исследованиям этих авторов,
можно выделить следующие общедидактические
методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный и исследовательский.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство
и методика его преподавания в начальной
школе. - М., 2007.Обучение, как правило, начинается
с объяснительно-иллюстративного метода,
который состоит в предъявлении детям
информации разными способами - зрительным,
слуховым, речевым и др. Возможные формы
этого метода - сообщение информации (рассказ,
лекции), демонстрация разнообразного
наглядного материала, в том числе с помощью
технических средств. Учитель организует
восприятие, дети пытаются осмыслить новое
содержание, выстроить доступные связи
между понятиями, запомнить информацию
для дальнейшего оперирования ею.Объяснительно-
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении
Введение
Актуальность проблемы: Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
В лепке ребенок должен
отразить материальные свойства тел -
их объем, форму, плотность, фактуру. Это
возможно лишь тогда, когда в опыте
ребенка уже имеются
Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.
Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).
Дошкольникам доступно овладение
приемами работы лишь с мягкими пластическими
материалами, легко поддающимися воздействию
руки, - глиной и пластилином. Дети лепят
людей, животных, посуду, транспорт, овощи,
фрукты, игрушки. Разнообразие тематики
связано с тем, что лепка, как
и другие виды изобразительной деятельности,
в первую очередь выполняет
Например, передача движения
в рисунке является сложной задачей,
требующей длительного
Основное место на занятиях
лепкой занимает глина, как наиболее
пластичный материал. Хорошо приготовленная,
она легко поддается
Цель исследования: Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
2. Изучить теоретические основы обучения дошкольников лепки;
3. Рассмотреть содержание
обучения лепки детей
4. Провести практическое
исследование по определению
уровня владения приемами
5. Определить выводы по дипломной работе;
6. Разработать рекомендации
для педагогов дошкольных
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что обучение старших дошкольников лепки будет наиболее эффективным если педагог:
- систематически проводит практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки;
- владеет эффективной
методикой обучения
- учитывает индивидуальные
и возрастные особенности
Объект исследования: старшие дошкольники на занятиях лепки.
Предмет исследования: методика обучения лепки.
Организация исследования: Дошкольное образовательное учреждение №31 «Аленушка» г. Бугульма, дети старшей возрастной группы (20 человек).
Теоретическая и практическая значимость исследования: Систематизирован теоретический и практический материал по методике обучения старших дошкольников лепки.
1. Теоретические основы обучения дошкольников лепки
1.1 Значение изобразительной
деятельности для
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразительной деятельности для умственного воспитания Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.
В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета» [16, с. 89].
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными.
Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
В процессе изобразительной
деятельности уточняются и углубляются
зрительные представления детей
об окружающих предметах. Детский рисунок
иногда говорит о неверном представлении
ребенка о предмете, но по рисунку,
лепке не всегда можно судить о
правильности детских представлений.
Замысел ребенка шире и богаче
его изобразительных
Кроме того, иногда дошкольники
сознательно нарушают размеры и
цвет изображения, стремясь передать свое
эмоциональное отношение к
В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления - наглядно-образный.
Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.
Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал [37, с. 13].
Последние исследования в
этой области показывают, что образное
начало в детских рисунках проявляется
уже в младшем дошкольном возрасте
при соответствующей
Исследование В.А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5-7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.
Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания:
Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.
Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни» [17, с. 90].
Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах