Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья

Краткое описание

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.

Файлы: 1 файл

изо.docx

— 118.49 Кб (Скачать)

Особенности развития изобразительной  деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним. Для этого они используют различные средства: определенный подбор предметов для изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей деятельности; дополнение словами, рассказом об изображенном предмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию и лепке начинается с их знакомства с окружающими предметами и явлениями. Ребенка учат наблюдать окружающее; целенаправленно рассматривать, обследовать предметы; знакомят с многообразием форм, созданных природой и руками человека, вследствие чего у него развивается образное видение мира. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьми пятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов перед занятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данных предметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы на бумагу, в глину.Следующим этапом формирования изобразительной и конструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений в разном материале, т.е. введение в мир условных и графических образов.Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки предмета - цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти или повторяя по нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется зрительно-двигательная координация.К четырем годам у детей усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача воспитателя - создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, в рисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специально подготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007. Если рисунок помнется или порвется, то ребенок наглядно убедится в небрежности выполненной работы и постарается устранить недочеты.Формированию у детей оценочного отношения к результатам рисования способствует организованное рассматривание всех детских работ с использованием игровых ситуаций, а также составление вначале воспитателем, а затем и самими детьми рассказов по рисункам. С этой целью воспитатель может заранее подготовить место, где будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок, ребенок сразу же относит его и вывешивает в указанном педагогом месте. При этом ребенок может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особенно понравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все дети, воспитатель организует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарный рассказ.Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая, не ограничивались простым перечислением того, что нарисовано, или оценивали рисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложить подумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованным предметом, куда и зачем его положили и почему нравится именно эта работа. В этом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007. Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к предлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатов деятельностиИзобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.Однако дети 4-5 лет, как уже отмечалось в главе "Развитие детей", еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам. В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации.1.2 Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусствуУспех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. -- МГПИ, 2002. С. 45.Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. -- МГПИ, 2002. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:развитие интереса к изучению изобразительного искусства;сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;отбор произведений изобразительного искусства для изучения;использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). -- Гомель, 2003.Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.1.3 Импровизация в изодеятельностиВключение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. В соответствии с возможными подходами к проблемному обучению, изложенными в начале этой главы, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решения проблемных задач, как постановка перед дошкольниками вопросов. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у дошкольников видение новых функций уже знакомых объектов, например превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у детей умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, мобилей, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из "бросовых" материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным искусством поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т.п. всегда выступает для детей проблемной задачей Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. -- МГПИ, 2002. С. 67.Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Детям для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная или тонированная бумага различных размеров и др. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей.На занятиях изобразительного искусства необходимо стремиться к тому, чтобы дети постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.Дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве дети успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Очень любят дети рисовать тушью - пером или кистью. Комарова Т. С., Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. Сочетание на занятиях изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы - важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы занятия и педагогических задач.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\начало

Методика обучения детей лепке  в дошкольном образовательном учреждении

Введение

Актуальность проблемы: Лепка  необходима для развития у детей  ощущений, восприятий и наглядных  представлений. Считается, что ведущим  в познании предметов реального  мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что  «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым  поверхностям предметов, всегда более  или менее скрытым от глаз, и  к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное  изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать  углы, выпуклости, углубления и пр.».

 

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это  возможно лишь тогда, когда в опыте  ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение  этих качеств предмета в отличие  от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.

 

Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно  теми частями, за которые ребенок  его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку  сведения об отдельных свойствах  предмета, в целостный образ они  не объединяются. Но для изображения  предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет  в совокупности его свойств и  качеств.

 

Процесс лепки требует  тончайшего анализа и синтеза  объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

 

Своеобразие лепки как  одного из видов изобразительной  деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая  включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).

 

Дошкольникам доступно овладение  приемами работы лишь с мягкими пластическими  материалами, легко поддающимися воздействию  руки, - глиной и пластилином. Дети лепят  людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как  и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.

 

Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет  в статичном положении, а затем  сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке  также упрощается - объекты, как в  реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения  в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

 

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию  руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные  глиняные работы могут храниться  длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне  групповых занятий.

 

Цель исследования: Изучить  и подобрать наиболее эффективную  методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи исследования:

 

1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую  литературу по проблеме обучения  дошкольников методики лепки;

 

2. Изучить теоретические  основы обучения дошкольников  лепки;

 

3. Рассмотреть содержание  обучения лепки детей дошкольного  возраста;

 

4. Провести практическое  исследование по определению  уровня владения приемами лепки  и эффективности подобранной  методики для детей старшего  дошкольного возраста;

 

5. Определить выводы по  дипломной работе;

 

6. Разработать рекомендации  для педагогов дошкольных образовательных  учреждений.

 

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что обучение старших  дошкольников лепки будет наиболее эффективным если педагог:

 

- систематически проводит  практическое исследование по  определению уровня владения  приемами лепки;

 

- владеет эффективной  методикой обучения дошкольников  лепки;

 

- учитывает индивидуальные  и возрастные особенности дошкольников;

 

Объект исследования: старшие  дошкольники на занятиях лепки.

 

Предмет исследования: методика обучения лепки.

 

Организация исследования: Дошкольное образовательное учреждение №31 «Аленушка» г. Бугульма, дети старшей возрастной группы (20 человек).

 

Теоретическая и практическая значимость исследования: Систематизирован теоретический и практический материал по методике обучения старших дошкольников лепки.

 

1. Теоретические основы  обучения дошкольников лепки

 

 

1.1 Значение изобразительной  деятельности для всестороннего  развития дошкольников

 

 

Занятия по изобразительной  деятельности, кроме выполнения учебных  задач, являются важным средством всестороннего  развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому  и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразительной деятельности для умственного воспитания Изобразительная  деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи  действий с полученным результатом.

 

В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет  обусловлен стремлением передать в  изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. О значении рисования для умственного  развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А  это значит, что он глубже проникнет  в самую суть предмета» [16, с. 89].

 

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление  о нем, т.е. видеть характерные черты  предмета, их соотношение друг с  другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько  наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными.

 

Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными  деталями. В результате целенаправленного  обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

 

В процессе изобразительной  деятельности уточняются и углубляются  зрительные представления детей  об окружающих предметах. Детский рисунок  иногда говорит о неверном представлении  ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о  правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков.

 

Кроме того, иногда дошкольники  сознательно нарушают размеры и  цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры  командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в  яркие цвета и т.п. Чтобы ребенок  мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании  одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями [23, с. 75].

 

В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи  с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных  форм мышления, связанных непосредственно  с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень  развития мышления - наглядно-образный.

 

Ребенок на основе умственных операций может представить результат  своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.

 

Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал [37, с. 13].

 

Последние исследования в  этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется  уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.

 

Исследование В.А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5-7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

 

Значение изобразительной  деятельности для нравственного  воспитания:

 

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач  нравственного воспитания. Эта связь  осуществляется через содержание детских  работ, закрепляющих определенное отношение  к окружающей действительности, и  воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и  выполнять задание, доводить начатую  работу до конца.

 

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые  потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение  к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

 

Поэтому большое влияние  на формирование личности ребенка оказывает  содержание работы. Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни» [17, с. 90].

Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах