Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:33, статья
Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников.К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.
II квартал
Во II квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей. Они лепят куклу, девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Все эти предметы состоят из частей, созданием которых дети овладели, но передача пропорций, строения предметов, способы соединения частей вызывают затруднение.
Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если начать с лепки снеговика. Во второй младшей группе дети лепили снеговика из двух шаров. В средней они будут лепить его из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу большой шар, в середине поменьше, а верхний шар самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. После этого можно лепить куклу а платье или девочку в длинной шубке. Обе фигурки создаются из отдельных плотно соединенных частей.
Постепенно задачи усложняются: дети переходят к изображению животных. Например, изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы и хвоста; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не бывает видно).
Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.
III квартал
В этом квартале решаются новые задачи: научить детей оттягивать глину при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.
Оттягивать глину от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы, одновременно они учатся правильной передаче формы этих предметов, сравнению частей между собой по форме и величине. Например, при лепке рыбы из целого куска сначала создается основа туловища овальной формы, а затем, немного вытягивая и закругляя одну из сторон, лепят голову, более сильно вытягивают противоположную сторону для лепки хвоста, делая его плоским по сравнению с головой. Плавники изображаются путем защипывания глины, затем по желанию дети изображают чешую, делая ее палочкой (стекой) или путем налепа (накладывание на поверхность изделия более мелких деталей).
Нужно научить детей делить глину на необходимое количество частей. Например: чтобы вылепить птичку, ком глины величиной с детский кулак нужно разделить пополам. Из одной половины делается туловище, а из другой — голова и подставка.
В III квартале дети учатся лепить посуду. Для этого им показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом — примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика.
Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, стремлению сделать свою работу красивой и законченной.
IV квартал
В летний период создаются возможности для закрепления приобретенных детьми умений. Как правило, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года, кроме того, воспитатель предлагает другие предметы, изображение которых соответствует умениям детей, например мышку, ежика, свинью, блюдо с ягодами, корзину с грибами, посуду.
В каждом квартале все занятия
носят предметный характер. Часть
из них проводится по заданию воспитателя,
а часть по собственному замыслу
детей. В процессе занятий по замыслу
ребята чаще всего повторяют то,
чему научились. Основная задача этих
занятий — научить детей
Методы и приемы обучения
Для успешного прохождения
и закрепления программы в
течение года воспитатель отбирает
соответствующие приемы обучения. Используются
приемы, активизирующие внимание ребят
во время лепки, а также приемы,
расширяющие представления
Положение в пространстве воспитатель связывает с тем, что делает животное: если птица клюет зерна, она наклоняет голову, а если пьет, то сначала она наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, а затем запрокидывает ее, чтобы проглотить воду. Ежик свернулся в комок — он испугался. Подобные объяснения воспитателя способствуют образованию у детей связи между образом животного и положением, которое оно принимает в зависимости от производимого действия.
С целью более тщательного
знакомства проводится обследование,
в которое включается движение рук.
Сначала взрослый сам рукой охватывает
туловище, голову и словами определяет
форму частей, затем обращает взгляд
детей на более мелкие части, проводит
по ним пальцами и предлагает повторить
эти действия. В результате такого
обследования у детей должно сложиться
представление о предмете (животном)
в целом, о форме его частей
и о пропорциональных соотношениях
между ними. Эти предварительные
обследования должны помочь во время
лепки, направить детей на осознанное
изображение формы. Но ограничиться
лишь предварительным
Умения детей 4 лет еще невелики, многое им еще не удается. Вначале не всегда хорошо получается у них овальная форма, плохо умеют дети соединять между собой части путем примазывания. В связи с этим воспитатель прибегает к объяснению с полным или частичным показом. В основном же детям показывают лишь незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно усвоены. Например, при изображении ежа, поросенка может понадобиться показ лепки овального туловища. Воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня будет изображать ежа. Форма его тела напоминает яичко. Посмотрите, как его нужно лепить: «Кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда — обратно, вот так, проверяю, что получилось, — шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа».
Бывает так, что не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях для активизации внимания и памяти воспитатель может предложить тем, кто усвоил данный способ, показать его всем детям.
В средней группе нужно научить детей пользоваться некоторыми выразительными средствами: изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассмотрении предметов следует направлять внимание детей на такие особенности, как углубление у яблока, вытянутый черенок у кабачка и т. п. Чтобы повысить у ребят интерес к результату лепки, можно приготовить для морковок черенки из картона, а для яблока листочки. Однако к подобному приему рекомендуется прибегать лишь в самом начале, пока дети не накопили соответствующих умений для передачи этих особенностей способами ленки. Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем и листочки из глины.
Чтобы подвести ребят к созданию более яркого образа, кроме наблюдений за живыми объектами, можно организовать рассматривание с детьми игрушек, скульптуры малой формы или фигурок, выполненных воспитателем. Для рассматривания отбираются две однородные фигурки, но в различном положении. Например, дети могут лепить на тему «Птички клюют корм». Одна из птиц изображается в покое — ее туловище горизонтально к плоскости стола, а вторая в наклонном положении — она клюет — ее туловище расположено под углом. При выполнении другой темы — «Кролики грызут морковку» — один кролик лепится с поджатыми под себя лапками, и около него находится морковка, а другой сидит на задних лапах и в передних держит морковку.
Подобное преподнесение темы интересно детям и побуждает их думать о возможном разнообразии в изображении. Однако следует помнить, что детям трудно за одно занятие вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое ребенка больше привлекло.
Другим не менее действенным приемом обучения может быть обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Эту кормушку лучше всего вылепить заранее из глины, так, чтобы дети видели, как ее делает воспитатель (можно использовать для этой цели также доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия детям предлагают вылепить угощение для кукол, а в конце вылепленные изделия помещают на стол, вокруг которого сидят куклы. Если же дети изображали животных, то зайчат они могут разместить около картонных елок или зайчихи, которую слепил педагог, а поросят — около свиньи или корытца для корма.
Чтобы научить детей правильно
передавать пропорции, нужно показать
прием сравнения. Например, при изображении
рук у куклы педагог берет
заранее вылепленный столбик, делит
его пополам и, сравнивая получившиеся
части, устанавливает их длину. Учить
детей сравнивать длину деталей
можно и в процессе лепки корзиночки
из колец. Детям предлагают вылепить
дно-диск и 4 столбика одинаковой длины.
Из трех столбиков делается сама корзинка,
а четвертый используется для
ручки. Уточнение длины частей проходит
путем сравнения столбиков: дети
прикладывают один из столбиков ко
дну, и если он получился длиннее
его окружности, то его укорачивают;
каждый последующий столбик
Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы о характере формы, деталей, пропорциях, способах лепки, стимулирующие их умственную активность. Например, спрашивает, как можно вылепить пятачок у свинки или как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки.
Чтобы вызвать у детей
интерес и положительное
Для создания более выразительных образов можно предлагать стеку-палочку. Детям нужно показать, как резать ею глину на части, снимать лишнюю глину, а также наносить мелкие детали, узоры на некоторые предметы. Например, чтобы изобразить глаза кролику, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой рукой, в которой находится стека, намечают глаза.
Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель обучает ребят выбору темы и для этого просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После того как дети определили тему и приступили к работе, взрослый вопросами и советами направляет их внимание на выразительность создаваемых образов: особенности ушей у зайца, свиньи, кошки, мишки, их расположение, действия персонажа. «Что делает твой зайка? — спрашивает воспитатель у ребенка. — Сделай так, чтобы всем было ясно, что он сидит». Или, заметив, что положение вылепленной ребенком птички неярко выражено, говорит: «Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались, что она пьет воду». Подобные вопросы активизируют мыслительную деятельность во время лепки, учат детей работать над образом.
Информация о работе Методы и приемы обучения лепке в разных возрастных группах