Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:52, доклад

Краткое описание

Методы обучения — это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Файлы: 1 файл

Методы обучения.docx

— 18.05 Кб (Скачать)

Методы обучения — это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Прием обучения — составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация — как метод обучения.

Метод включает в себя ряд  приемов, но сам не является их простой  суммой. Приемы определяют своеобразие  методов работы преподавателя и  учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) — конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи — это уже нормативно-описательная модель метода.

Существует три источника  знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные  методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в  процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ — это монологическое, последовательное изложение материала  в описательной или повествовательной  форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех  или иных положений, то применяется  метод объяснения.

Объяснение — это истолкование закономерностей, существенных свойств  изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически  связанных умозаключений, устанавливающих  основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа — диалогический  метод обучения, при котором педагог  путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как  метод обучения Может быть применена  для решения любой дидактической  Юдачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются Группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы ■сем учащимся).

Лекция — монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения  ма-^риала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, ^системным характером освещения знаний, 

Работа с книгой (учебником) также  является одним из важнейших словесных  методов обучения. Главное достоинство  данного метода — возможность  для ученика в доступном для  него темпе и в удобное время  многократно обращаться к учебной  информации. Существует ряд приемов  самостоятельной работы с печатными  источниками:

конспектирование — краткая  запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно  от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, так-как в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование — краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование — обзор  ряда источников по теме с собственной  оценкой их содержания и формы;

составление плана текста — разбивка текста на части и  озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование — дословная  выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие  условия: цитировать корректно, не искажая  смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место  издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного  смысла;

рецензирование — написание  рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка  — сведения о чем-либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др.;

составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического  тезауруса — упорядоченного комплекса  базовых понятий по теме, разделу  или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) — составление в форме таблицы  сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

наглядные методы.  

К наглядным методам обучения относятся такие, при «которых усвоение учебного материала находится в  существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со t* словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно  подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для рас-* крытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутрен-, ним устройством.

|Метод иллюстраций предполагает показ предметов, J процессов и явлений в их символьном изображении с по--.. мощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, t схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее ч время практика наглядности обогатилась целым рядом но-' вьгх средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и  иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение — формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение — многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с  целью овладения ими или повышения  их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т.д.

Лабораторные работы как  метод обучения основаны на самостоятельном  проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением  специального оборудования. Работа может  проводиться индивидуально или  в группах. От учащихся требуется  большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где  они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями  исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися  знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят  обобщающий характер, проводятся после  изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся  практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих  и контролирующих машин.

 

 


Информация о работе Методы обучения