Но самое
важное и ценное заключается
в том, что лепка наряду с
другими видами изобразительного
искусства развивает ребёнка
эстетически. Он учится видеть,
чувствовать, оценивать и созидать
по законам красоты.
Задачи обучения лепке
в возрастных группах детского
сада.
Рассмотрим
конкретно, какими умениями и
навыками по лепке должен овладеть
ребёнок на каждом возрастном
этапе.
Так, детей
третьего года жизни педагог
учит:
- отрывать кусочки глины
и круговыми движениями обеих
рук образовывать несложные предметы
из глины (конфетки, шарики, орешки),
разрывать глину на части, мять,
раскатывать и расплющивать её
ладонями;
- делить глину на части
и прямыми движениями рук, образовывать
несложные предметы (столбики, сосиски,
конфетки);
- раскатывать глину прямыми
движениями рук и создавать
столбики, края которых соединяют
(бублики);
- раскатывать глину круговыми
движениями рук и сплющивать
между ладонями, образовывая дископодобные
формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
- делить глину на 2-3 части,
раскатывать её прямыми и круговыми
движениями и лепить несложные
предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
Для ребёнка
четвёртого года жизни, который
уже имеет определённый опыт
работы с глиной, эту работу
нужно несколько усложнить,
одновременно закрепляя навыки,
которые он приобрёл в предыдущей
группе:
- делить глину на части
и раскатывать её между ладонями
прямыми движениями рук, образовывая
несложные предметы (столбики, колбаски,
рогалики, конфетки);
- раскатывать глину круговыми
движениями рук и образовывать
разные предметы (орешки, конфетки,
мячики);
- расплющивать глину, образовывая
диск, и на основе этой формы
лепить несложные предметы (пирожки,
вареники, котлеты), сгибать и защипывать
форму пальцами рук;
- делить глину на 2-3 части
и лепить предметы, в основе
которых лежит шар (башенка,
матрёшка-неваляшка, птичка), диск
и цилиндр (гриб);
соединять части прикладыванием
и прижиманием.
С детьми
пятого года жизни повторяют
и закрепляют приобретённые прежде
знания и умения, а кроме того,
им дают новые знания и умения,
а именно:
- делить глину на части
и образовывать несложные предметы,
в основе которых лежит шар
(орех, яблочко);
- создавать предметы, в
основе которых лежит цилиндр
(огурец);
- раскатывать глину прямыми
движениями рук и создавать
овальную форму и на основе
этой формы лепить такие предметы:
слива, лимон, груша;
заострять и закруглять предметы;
- раскатывать глину круговыми
движениями рук, расплющивать, загибать,
защипывать края, вдавливать глину
пальцами и создавать такие
предметы: мисочка, чашечка, рыбка,
грибок, корзина, пирожки, вареники;
- делить глину на части
и соединять их в целое прикладыванием
и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка,
снеговик, птичка, зайчик).
С детьми
шестого года жизни, как и
в предыдущих возрастных группах,
сначала повторяют и закрепляют
навыки и умения, а потом
вводят новые задачи:
- делить глину на 3-4 части
и создавать несложные предметы,
в основе которых лежит шар,
цилиндр, конус (лепка овощей,
фруктов, ёжика, мышки, котика,
лисички);
- лепить части в основе которых
лежит диск (тарелочка, чашечка);
- лепить предметы комбинированным
и пластическим способами, приёмам
крепкого соединения деталей,
сглаживание поверхности пальцами,
стекой и увлажнённой тряпкой
(собака, зайчик, белочка, самолёт,
черепаха, курочка, петушок, птичка
- свистулька, лисичка и др.).
Взрослый обращает
внимание на то, чтобы ребёнок
передавал характерные признаки
предметов, их форму, придерживался
пропорций и использовал усвоенные
навыки и умения: скатывание, сплющивание,
вдавливание, вытягивание, загибание,
примазывание и т.п..
В работе
с детьми седьмого-восьмого года
жизни взрослый обращает внимание
на правильное отображение предметов,
учит добиваться точности в
воспроизведении их характерных
признаков, замечать черты сходства
и отличия, придерживаться пропорций,
соотносить отдельные детали
с общим изображением (лепка фруктов,
овощей, птиц, зверей, посуды, человека
и др.).
Виды лепки.
В работе
с детьми используются три
вида лепки: лепка предметная,
сюжетная и декоративная. Каждый
из этих видов имеет свои
особенности и задачи.
В предметной
лепке изображение отдельных
предметов для ребенка является
более простым, чем в рисовании.
Дети с интересом лепят фигуры
людей и животных. В результате
обучения детей можно подвести
к относительно правильному изображению
человека и животного, хотя
при лепке этих предметов они
придают лишь наиболее яркие ,
характерные признаки, а форма основных
частей остается обобщенной .
В связи
с этим перед детским
садом встает задача обучить
детей умению изображать в
лепке основанную форму предметов
и наиболее яркие, характерные
их признаки.
Сюжетная
лепка требует от детей большого
объема работы, так как нужно
вылепить каждый предмет, входящий
в композицию, установить его
в нужном положении на подставке
или без нее дополнить лепку
деталями.
Сюжетом
для лепки могут служить
эпизоды из окружающей жизни,
содержание некоторых сказок,
рассказов.
Выразительность
сюжетных композиций зависит
не только от того как дети
умеют изображать форму, но
и от того, как они связывают
фигуры между собой изображением
действия.
Основные
задачи при обучении сюжетной
лепке следующие: научить детей
задумывать и изображать лепные
композиции из 2-3 предметов; учить
творчески подходить к решению
сюжета, выделяя основное; использовать
во время лепки знание формы,
пропорций предметов, свои наблюдения
за действиями живых объектов,
различные приемы лепки.
Сюжетная
лепка проводится лишь в старшей
и подготовительной группах. Связано
это с тем, что ребенку нужно
много знать о предметах и
уметь пользоваться разными приемами
изображения. В предшествующих
группах дети лишь подводятся
к сюжетной лепке и накапливают
необходимые знания и умения.
Декоративная
лепка. Одним из средств эстетического
воспитания является знакомство
детей с народным прикладным
искусством, с разными его видами,
в том числе и мелкой декоративной
пластикой народных умельцев. Красивые
обобщенные формы, изображающие
кукол, зверей, птиц с условной
яркой росписью, радуют детей
и положительно влияют на развитие
их художественного вкуса, расширяют
детские представления и фантазию.
Ребятам нравятся декоративные
сосуды, созданные гончарами разных
народов. Дети охотно рассматривают
простые, а иногда и замысловатые
формы кружек, солонок, кашпо и
других изделий.
Наблюдая
мелкую декоративную пластику
народных мастеров, старшие дошкольники
могут сами создавать интересные
изделия, которые в дальнейшем
можно применить для игр,
для украшения комнаты, как
сувениры. Хорошо и охотно ребята
лепят бусы и подвески для
кукол, создают декоративные сосуды:
солонки, подставки для яиц
и вазы для мелких весенних
цветов, стаканы и подносы
для карандашей . Эти изделия могут
иметь форму листьев, цветов, зверей, их
можно интересно расписать ангобами и
гуашью. К этому виду лепки следует отнести
и создание декоративных птиц с расписными
крыльями и хвостами.
Декоративная
лепка позволяет учить детей
предварительно обдумывать тему,
создавать заранее эскиз в
виде рисунка, условно решать
форму предмета и роспись.
Например, солонка в виде цветка,
крылья птицы или жука расписываются
растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент включает в себя различные
декоративные элементы. Это различные
геометрические формы (круги, квадраты,
ромбы, треугольники и т. д.), растительные
формы (ягоды, листья, травы, цветы и
др.).
Техника лепки.
Техника лепки
доступна детям дошкольного
возраста во всём богатстве
и разнообразии способов и
приёмов. Следует иметь в
виду, что классификация способов
достаточно условна, возможны
переходы одного способа в
другой и дополнение основного
способа одним или несколькими
другими при изготовлении одной
поделки.
Конструктивный способ.
При этом
способе лепки образ создаётся
из отдельных частей, как из
деталей конструктора (отсюда
и название). Ребёнок задумывает
образ, мысленно представляет, из
каких частей он состоит, и
начинает лепить. Конструктивным
способом все дети начинают
лепить очень рано - уже в
2-3 года - и часто сами "открывают"
его для себя. Чаще всего в
лепке маленьких детей наблюдаются
следующие варианты:
- объединение одинаковых
форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих
форм, отличающихся по величине (пирамидка,
башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных
форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).
Скульптурный способ.
Этот способ
иногда ещё называют пластическим
или лепкой из целого куска.
Ребёнок представляет задуманный
образ, берёт подходящий по
цвету и размеру кусок пластилина
или глины, разминает его.
Вспоминает самые общие очертания
образа и старается придать
материалу такую же форму.
Это может быть форма вытянутого
яйца, если задумано какое-то животное
или хочется вылепить пришельца
из космоса; лепёшка, если лепится
светильник, и т.д. На этой общей
основе ребёнок создаёт образ,
вытягивая отдельные, более
мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь
передать характерные особенности (длинную
шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие
или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует
форму-основу разнообразными движениями:
оттягивает, загибает, скручивает, сминает,
придавливает, прищипывает и т.д. там, где
нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ.
Этот способ
объединяет два способа: конструктивный
и скульптурный Он позволяет
сочетать особенности лепки из
целого куска и из отдельных
частей. Как правило, крупные детали
выполняются скульптурным способом,
а мелкие создаются отдельно
и присоединяются к скульптурной
форме. К 5-8 годам дети предпочитают
именно этот способ как более
доступный и универсальный
по своим возможностям.
Модульная лепка.
Этот способ
напоминает составление объёмной
мозаики или конструирование
из отдельных деталей. С его
помощью можно очень быстро
и легко создать любой образ
из нескольких или многих одинаковых
элементов - модулей. В зависимости
от формы модуля различают
несколько видов модульной
лепки.
Лепка на форме.
Иногда для
лепки удобно использовать готовые
прочные формы - банки, пластиковые
бутылки, втулки от бумажных
полотенец и пр. Они служат
прочной и удобной основой,
а также позволяют избежать
лишней работы.
Материал раскатывают
равномерным слоем, оборачивают
вокруг формы, отрезают лишнее,
соединяют края и разглаживают
шов. Если необходимо, форму осторожно
вынимают. Из оставшегося материала
делают основание и другие
детали (крышку, ручки и др.). Украшают
налепами или прорезным узором. Таким
способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Методика обучения лепке
в возрастных группах детского
сада.
Первая младшая группа.
На занятиях
лепкой в начале обучения детей
лучше всего объединять группами
по 5-6 человек. Воспитатель садится
за стол рядом с детьми и
медленно, размеренно показывает
необходимые действия с глиной,
в увлекательной форме поясняет,
что делает. Занятия лепкой
должны стать для ребенка
интересным делом. Заставлять
заниматься детей лепкой, если
они не хотят, нельзя. И все-таки
воспитатель может попробовать
эмоционально воздействовать на
ребенка: слепив при нем какую-нибудь
игрушку, дать потрогать глину,
помять ее, показать, как отрывать
маленькие кусочки и снова
соединять их. Первоначальные занятия
проводятся в течение 5-8 минут
с каждой подгруппой.
По мере
того как дети ознакомятся
с материалом, научатся им
пользоваться, можно переходить
к фронтальным занятиям со
всей группой. Приемы обучения
носят наглядно-действенный характер.
Ребята сначала подражают действиям
воспитателя, повторяя формообразующие
движения.
Важно, чтобы
дети отметили взаимосвязь
характера действий с получаемой
формой, а поэтому воспитатель
не только показывает, но и
объясняет: «Положу шарик на
ладонь и накрою его другой
ладонью, а потом сожму его
между ними - получилась лепешка.-
И еще раз повторяет: - Когда
расплющиваем шарик между ладонями,
то получается лепешка».
Подобные пояснения
необходимы малышам на каждом
занятии, и лишь в возрасте
трех лет они уже смогут
самостоятельно использовать некоторые
умения в своей деятельности.
Кроме занятия по заданию,
воспитатель предлагает детям
лепку по замыслу, где они
могут закрепить приобретенные
знания, комбинировать полученные
формы по собственному желанию.