Методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого.
Задачи работы:
проанализировать состояние народного образования в дореформенный период;
рассмотреть сущность дидактических взглядов Л.Н. Толстого;
описать проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого;
охарактеризовать методы и приемы Народной школы Л.Н. Толстого.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ТОЛСТОГО
5
1.1.СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
5
1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
7
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ
15
2.1. ПРОЕКТ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
15
2.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
29

Файлы: 1 файл

Вероника!.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ТОЛСТОГО

5

1.1.СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

5

1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО

7

Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ

15

2.1. ПРОЕКТ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЫ Л.Н. ТОЛСТОГО

15

2.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

29


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время преобразований в образовательной и духовных сферах общества, в педагогических поисках Л.Н.Толстого по сей день актуальны проблемы воспитания и образования нынешнего молодого поколения. В размышлениях о новой школе и педагогической науке Л.Н. Толстого мы открываем идеи и разработки, которые дают ответы на проблемы современной педагогики, предлагают новый актуальный  подход к решению проблемы. Желание научить детей творческим размышлениям, формированию их духовных и нравственных качеств, это заставляло Льва Николаевича о пути изменения системы образования и новых методов обучения [3].

Воспитание творческой высоконравственной личности- это было главной целью школы Толстого. «Если ученик в школе, – указывал он, – не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося. В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л.Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Л.Н. Толстого и его педагогический опыт оказали огромное влияние на многих педагогов-гуманистов [12].

Взгляды и мысли Толстого по поводу образования и воспитания ребенка оформилась именно в период существования Яснополянской школы. Они нашли выражение в статьях разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в Дневнике Яснополянской школы (50-е – 60-е гг.), в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (70 – е г.), в статье «О воспитании» (1909), книгах афоризмов мудрецов мира.

Моя работа представлена в виде анализа педагогической деятельности Л.Н. Толстого. В современное время идеи, мысли и труды Л.Н.Толстого актуальны, так как несут демократический и гуманистический характер.

Цель данной работы – проанализировать методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого.

Задачи работы:

  • проанализировать состояние народного образования в дореформенный период;
  • рассмотреть сущность дидактических взглядов Л.Н. Толстого;
  • описать проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого;
  • охарактеризовать методы и приемы Народной школы Л.Н. Толстого.

Объектом данного исследования является Народная школа Л.Н.Толстого. Предметом исследования являются методы и приемы обучения в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

 

Глава 1. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ педагогиЧЕСКОЙ концепции Л.Н. тОЛСТОГО

 

1.1. Состояние народного образования в дореформенный период

 

В дореформенный период народное образование находилось в критическом положении. Состояние его описывает Толстой в статье «О свободном возникновении и развитии школ в народе». Так, в 1861 г. в Тульской губернии на участке, где проживало 7029 душ, пишет он, не было ни одной школы, кроме Яснополянской. Обучали детей дьячки и солдаты.. На примере показано, как проходило обучение: ребята учили отрывки из Псалтири, на выбор, бессмысленно и громко крича; учитель наказывал пощечинами и подзатыльниками. Ту же безрадостную картину обучения описал в своем сочинении «Как я учился» ученик Яснополянской школы: он учился у разных «учителей», везде учили азбуке и везде лились слезы, так как нещадно секли розгами [7].

В созданных еще с 40-х гг. XIX в. министерских школах для государственных крестьян детей было мало, крестьяне, хотя и платили сборы на них, детей послать в школы не могли.

Церковные школы существовали в основном только в отчетах, числились номинально [5, с. 59].

С начала 60-х гг. обучение приобретает популярность в народе. В статье «О народном образовании» Толстой замечает: «Малообразованный народ хочет образоваться, более образованный класс хочет образовать народ, но народ подчиняется образованию только при насилии». Причина в том, что крестьяне не хотят таких школ, приютов и пансионов, где бы сделали из их детей белоручек и писарей вместо пахарей.

Обучение в школе состояло из зубрежки непонятных текстов, это и являлось основной причиной того, что крестьяне не хотели посещать школу.  Они считали, что можно получить те же знания за более короткий срок.

По мнению Л.Н.Толстого люди из народа открывают перед собой две дороги: религиозное отсталое и древнее учение, считаемое священной истиной, не соответствующие их разумным требованиям. И вторая: неизведанная область-наука, открывающая новые грани и возможности [27].

Некоторые педагоги считали что, cлабые стороны народного образования в России вызваны такими причинами: 1) незнание народа и его потребностей; 2) кажущаяся и подкупающая легкость обучения учеников; 3) склонность к заимствованию от немцев 4) критика старого без выработки новых основ.

Какая же должна быть школа? По мнению Л.Н.Толстого именно сам народ должен сам высказывать, какое образование ему нужно. Поэтому сделаем вывод, что школа в первую очередь должна быть свободной.

Сами крестьяне, а не министерство, не земство, также должны решать вопросы покупки или постройки школьного дома, выбор места для него, выбор учителя. А земству нужно осуществлять контроль «за педагогической стороной дела» [23, с. 141].

Какой бы школа не была, дорогой, дешевой, лучшей или похуже она должна быть доступна любому.

Организация школы крестьянами учитывала потребности народа в чем и имела преимущество перед казенными школами. «Школы, устраиваемые крестьянами, правда, отдаляются от требуемого образца школы, но зато получают самые разнообразные формы, подделывающиеся повсюду к местным условиям» [5, с. 64-65].

Принудительное образование часто бывает заимствованным; образование направляемое самим народом, не может идти вразрез с народным характером и народными взглядами. Благотворным образование станет тогда, когда будет удовлетворять потребности народа и соответствовать характеру .

Правительство не изменит народное образование без помощи крестьян. Глубокое преобразование, развитие и улучшение школьного дела осуществимы лишь при непосредственном взаимодействии руководства с детьми.

 

1.2. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого

 

Лев Николаевич пытался познать и выявить закономерности образовательно-воспитательного процесса. Толстой даже предлагал учителям смело экспериментировать в этом плане, что тем самым, по его мнению, должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Свобода и опыт, единственное на что должна опираться педагогика. Создание новой педагогической системы, это была задача Толстого. В чем ему очень помогла Яснополянская школа, она являлась чем-то вроде педагогической лаборатории для великого писателя. Но Лев Николаевич желал, чтобы каждая школа была «опытом для молодого поколения»

С помощью системы  дидактических взглядов удалось обогатить науку разными решениями проблем связными с образованием и воспитанием.

Главной задачей Школы Толстова являлось расширение кругозора творческих сил ребенка, развитие его инициативности и самостоятельности, а цель воспитания заключалась в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

Л.Н. Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие… к достижению высшего идеала гармонии» [22, с. 97].

Принцип свободы педагогики это новое восприятие сущности учебного процесса. Толстой – первый, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, подметил, что в обязательном порядке нужно изучать внутренний мир ребенка, его желания и интересы. Тем самым, поместив в центр своей доктрины «личность ребенка», он выстраивает вокруг нее систему различных принципов: 

    1. принцип сознательности
    2. активности обучения;

    3)  доступности обучения ;

                   4)принцип прочности усвоения знаний;

                   5)принцип природосообразности.

                   6)принцип связи обучения с жизнью; 

 

Основными из них он считал он считал принципы сознательност и активности обучения. Восприятие знаний, как справедливо утверждал Толстой, – многогранный процесс, а не одно взаимодействие с интеллектом ребенка. Это процесс живого, творческого, осознанного, а не механического усвоения учениками сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз обратим внимание , что в процессе обучения Толстой придавал большое значение самостоятельному развитию, и неординарному восприятию у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов» [26].

Впоследствии ознакомления с саксонскими школами  Толстой подмечал у себя в дневнике, что вся их подготовка выстроена на бессмысленном заучивании, а нервная система искалечена угрозами и битьем.

Наглядно и точно изобразил Толстой различия в психологическом состоянии учеников. «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, – то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, – то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, – существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то другим, полуживотным способностям… одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием – страх, напряжение памяти и внимание…» [19].

Самым большим злом, нарушающим элементарность хода мышления по мнению Толстого это усвоение проблематичных и не ясных обобщений. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.

Принцип связи обучения с жизнью.

Особое положение в нравоучительных понятиях Толстого занимает понятия взаимосвязи обучения с жизнью. Рассматривая преподавательскую концепцию германских средних учебных заведений, что существовало отвлеченно от взаимодействия  с народом, Лев Николаевич правильно замечал, что чем роскошнее и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление связей между предметами и повышение учебной мотивации.

Толстой считал необходимым включить в школьные книги материал из жизни родной страны, т.е. все то, что близко и доступно детям. Этого можно было достигнуть через призму рассказов, сказок либо басен. С их помощью он знакомил детей с жизнью в целом. Конечно же, это безоговорочно вызывало наибольший интерес учащихся к знаниям, к учебному процессу [23, с. 151].

Принцип доступности обучения.

Данный принцип закрепляет сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. Для достижения этого результата Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» [2].

Лев Николаевич считал лучшим способом накопление учащимися как можно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения абстрактных истин. Педагог, тем самым, должен был исходить от определенного жизненного опыта детей, от частных фактов вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал подводить учащихся к самостоятельному выведению правил и умозаключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде «Общие замечания для учителя»: «Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.» [29] .

Информация о работе Методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого