Методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого.
Задачи работы:
проанализировать состояние народного образования в дореформенный период;
рассмотреть сущность дидактических взглядов Л.Н. Толстого;
описать проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого;
охарактеризовать методы и приемы Народной школы Л.Н. Толстого.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ТОЛСТОГО
5
1.1.СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
5
1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
7
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ
15
2.1. ПРОЕКТ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
15
2.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
29

Файлы: 1 файл

Вероника!.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Но это не означает, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен., Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся, т.к. это часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий.

Принцип прочности усвоения знаний.

Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков [12, с. 124].

Прочность усвоения взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципами сознания и активности. Толстой не считал зазубренные наизусть слова даже наличием каких-либо знаний. Критике также подверглась схоластическая система повторения, основанного на зазубривании.

Важным Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, осознание жизненной значимости изучаемого материала. То есть можно снова выявить тесную взаимосвязь основных принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имел права потребовать от ученика закрепления в памяти знания или навыка. «Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, – писал Толстой, – ежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать… Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем» [23, с. 146].

Прочность знаний, как отмечал Лев Николаевич, это один из важнейших результатов именно правильного обучения. Прочные знания учащегося – это лучшая оценка работы учителя. [23, с. 97].

Принцип природосообразности.

 «Желание учиться в детях так сильно, – отмечал он, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков». Природное стремление ребенка к открытию нового для себя является наиважнейшим условием, которое педагог должен оберегать. «Образование есть потребность всякого человека, – писал Толстой в статье «Сельский учитель», – поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» [26, с. 151].

Таким образом, педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого появилась в ответ на необходимость народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения. Она сформировалась в ходе его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Но уверенность есть даже в том,если она она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности и нравственных убеждений.

Толстой требовал свободы в образовании и непрерывного развития не только самого учащегося, но и педагога, поскольку самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример. Его деятельность в Ясной Поляне подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием как для них, так и для себя самого.

 

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ

 

2.1. Проект Яснополянской  школы Л.Н. Толстого

 

Яснополянская школа явилась примером организации школы, учитывающей народные запросы; открытые вслед за нею другие школы побуждали крестьян создавать их и у себя. Одной из важнейших проблем при их открытии (сразу появилось более 20 школ) стала проблема учителя. Л.Н. Толстой писал, что ему приходилось на сходах убеждать крестьян не в том, что нужно открыть школы, они это уже и сами осознавали, а в том, что нужно иметь хорошего учителя. Он обратился к профессору Московского университета Чичерину и другим лицам с просьбой о помощи в подборе учителей. Среди учителей школ, открытых по инициативе Л.Н. Толстого, были студенты, исключенные из университета за участие в студенческих волнениях, бывшие гимназисты и семинаристы. Учителя включались в издание журнала «Ясная Поляна». И несмотря на мизерное жалованье, учителя работали с энтузиазмом. Жили они в крестьянских избах вместе с хозяевами или в избе, где была школа, работая в ней с утра до вечера. По воскресеньям все собирались в Ясной Поляне на совещания, где обсуждались статьи для журнала и школьные дела. Предварительно, до начала самостоятельной работы, студенты-учителя знакомились с педагогическими идеями и педагогической практикой Л.Н. Толстого, который был счастлив общению с ними.

Этот опыт руководства деятельностью учителей привел Толстого к убеждению, что нужны школы — методические центры с руководителем из учителей во главе, объединяющие группы школ [26, с. 91].

Особенностью школ, созданных Толстым, было то, что они отказались от традиционных представлений крестьян о необходимости розги и строгости; опыт успешной работы убедил и родителей в возможности другого обучения. «Прежде нашим учителям кололи глаза дьячковскими и солдатскими школами; теперь старинным учителям колют глаза нашими школами, в которых выучиваются быстро и без побоев», — писал Толстой в журнале «Ясная Поляна» [24].

Молодые учителя, воспринявшие идеи АН. Толстого, в своих школах установили те порядки, которые видели в Яснополянской школе: свобода и непринужденность в отношениях с детьми, самостоятельность и творчество детей; их ученики также с увлечением читали, писали сочинения, заслушившись рассказами учителей по истории, наблюдали за явлениями природы и т.п. Так как грамоте выучивались по методу Л.Н. Толстого быстро, за два месяца, также скоро приобщались к книгам, зачитывая их до дыр. В этих школах, так же как и в Яснополянской, осуществлялось развитие в гармонии.

Учителя не просто копировали педагогическую систему своего руководителя, но и сами экспериментировали, в процессе работы отбирая содержание, методы, приемы обучения. Отношение населения к школам и учителям устанавливалось одобрительное [29].

Л.Н. Толстой полюбил своих единомышленников-учителей. «Какой это был народ! Чистые, самоотверженные...» — записал он впоследствии о студентах [23, с. 154]. Такие же ответные чувства питала к своему наставнику и молодежь, она оставалась навсегда приверженной его педагогике. Оставшись педагогами, они «не изменили его знамени», стараясь распространять идеи своего учителя.

Однако новаторство, признанное и принятое крестьянами, вызвало недоверие и недоброжелательство местных помещиков и духовенства; их представители обращались к губернатору с просьбой об увольнении Л.Н. Толстого с должности мирового посредника, с требованием отказаться от учителей — бывших студентов. Настороженно следили за школой и жандармы. Но идеи Толстого о народной школе жили в памяти и делах его учеников и последователей.

Таким образом, деятельность Л.Н. Толстого вышла за рамки простой организации народных школ и привела к созданию принципиально нового их типа, основанного на новых взглядах на ученика и целях его образования. Поле экспериментального поиска расширялось, теперь это была не только Яснополянская, но целая сеть других школ. Педагогические идеи Толстого нашли в них не только применение, но и дальнейшее развитие, благодаря энтузиазму учителей, доказав таким образом свою жизненность.

Знакомство с педагогическими идеями и практикой Л.Н. Толстого позволяет заключить следующее.

Л.Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанной на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для их проявления является свобода, отрицающая принуждение.

Педагогическая деятельность, основанная на любви к ребенку, пробуждает все лучшее, что есть в ним от рождения.

Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он вместе со своими учениками определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их право свободы выбора.

Необходима свобода волеизъявления населения при решении педагогических вопросов: как устроить школу, чему в ней учить [19].

Таким образом, прогресс в образовании возможен при установлении демократической, гуманной атмосферы в обществе и школе, уважении и внимании к каждой личности, предоставлении возможности для нее свободы выбора решений. Любовь к детям лежит в основе всей педагогики.

Велик вклад Л.Н. Толстого в педагогическую науку, ратовавшего за права личности ребенка и разработавшего новые оригинальные подходы к обучению и гармоничному развитию ученика. Его преданность делу народного образования, вера в творческие силы своего народа, горячая любовь к детям, смелость в решении теоретических и практических вопросов педагогики служат ярким примером для учителя. Время, отданное служению школе и детям в период наибольшего подъема и расцвета своих творческих сил, гениальный писатель считал счастливейшим в своей жизни.

 

2.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса

 

На основе экспериментов в Яснополянской школе, Толстой убедился, что традиционный набор методов и приемов, используемый для обучения, часто неадекватен возрасту и психике ребенка, в связи с чем его активность падает и появляется некая скованность и равнодушие по отношению к педагогу и изучаемому материалу. В свою очередь, он разработал свою целую систему различных методов и приемов, которые стимулировали учеников, на совершение творческой деятельности, создающей раскованную и благоприятную среду для обучения на уроке. И вот эти методы и приемы обучения, разработанные самим Львом Николаевичем:

  1. Наглядность в обучении.(метод)
  2. «Рассказ – рассказывание»(метод)
  3. Методика эмоциональных воздействий. (метод)
  4. «Ситуация затруднения».(прием)
  5. Индивидуальный подход к учащимся. (прием)
  6. Работа с сочинениями учащихся (прием) [17].

Наглядность в обучении.

Одним из средств достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность. Это средство обеспечивало ребенку, как считал Лев Николаевич, восприятие действительности с помощью чувств и образов. Наглядность в обучении также нужна для обеспечения яркого эмоционального запоминания ребенком живых образов, возбудить творческую фантазию, стремление к познанию явлений.

Использование средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места и постепенного усложнения. Это понималось Толстым как недопустимость перегрузки картинами и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Он резко негативно относился к тому, что практически каждое слово сопровождалось показом картинки, причем не бралось во внимание то, знаком ли ребенок с реальным предметом, явлением или нет. И это, тем самым, было бесполезно на определенном уровне развития ребенка предъявлять ему изображения предмета, с которым он никогда не встречался и не имеет никакого отношения.

Толстой был против предметных уроков, считая их не имевшими никакого положительного влияния на учеников [17].

Учитель должен знакомить ученика только с той наглядностью, которая выработает новые восприятия, ибо в противном случае на уроке будет господствовать, как обычно, скука [25].

 «Рассказ – рассказывание».

Значительное место среди методов обучения, активизирующих учебный процесс, занимает «рассказ-рассказывание». Л.Н. Толстой образно описывал переживания и поступки действующих героев, увлекал детей и заставлял их сопереживать. Он ещё писал: «Когда идет новый рассказ – все замерли, слушают. Когда повторение – тут и там раздаются самолюбивые голоса, не могущие выдержать, чтобы не подсказать учителю» [19].

Эта эмоциональная приподнятость на уроке достигалась за счет педагогического мастерства Толстого, его писательского таланта и исключительной любовью к детям. Безусловно, что не каждый педагог, даже опытный педагог-мастер может осуществить данный метод на уроке.

Толстой отмечал, что каждому из них хотелось вставить своё слово, каждый следил за рассказчиком, не пропуская ни единой ошибки. Когда рассказ заканчивался, все собирались в группы и пересказывали содержание друг другу.

В «Азбуке» Толстой указывал, что учителям необходимо заставлять детей не только рассказывать содержание, но и делать выводы,  вытекающие из басни, притчи, и т.д. В результате рассказа у детей должны возникать возникать вопросы, и чтоб они отстаивали собственную точку зрения [24].

Методика эмоциональных воздействий.

Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая использовалась для пробуждения интереса к активизации мыслительной деятельности школьников. В этом отношении характерен урок о войне 1812 года, описанный в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» [25]:

«Я начал с Александра 1, рассказал о французской революции, об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне, окончившейся Тильзитским миром. Как только дело дошло до нас, со всех сторон послышались звуки и слова живого участия… Отступление наших войск мучило слушателей, так что со всех сторон спрашивали объяснений: зачем? и ругали Кутузова и Барклая… Когда пришла Бородинская битва, и когда в конце ее я должен был сказать, что все мы все-таки не победители, мне жалко было их; видно было, что я страшный удар наношу всем». Рассказ учителя о войне продолжался до поздна. Исторические события Толстой умел превращать в сказочные события, которые затягивали детей, делая их сочувствующими. Искусство живого, образного, выразительного рассказа, задушевное общение с детьми приковывали к уроку все внимание детей, все их мысли и чувства. Об этом свидетельствовало описание состояния детей: «слова живого участия», «все выразили одобрение», «все замерли от волнения», «все загрохотало от сознания непокорности», «вся комната застонала от гордого восторга». Такие уроки надолго оставались в памяти учащихся.

Информация о работе Методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого