Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:59, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого.
Задачи работы:
проанализировать состояние народного образования в дореформенный период;
рассмотреть сущность дидактических взглядов Л.Н. Толстого;
описать проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого;
охарактеризовать методы и приемы Народной школы Л.Н. Толстого.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ТОЛСТОГО
5
1.1.СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
5
1.2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
7
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ
15
2.1. ПРОЕКТ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЫ Л.Н. ТОЛСТОГО
15
2.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
29
Толстой умело возбуждал интерес к изучаемым предметам. Он умел найти подход к любой из дисциплин, открывал ученикам интересные стороны каждого учебного предмета. Например, географический интерес возбуждается или знаниями естественных наук, или путем путешествий. Путешествия, считал Лев Николаевич, являются «первым шагом к изучению науки».
Эмоциональное возбуждение ребят Толстой направлял в нужное русло познавательной деятельности. Оживление учеников поддерживалось на всем протяжении урока. Л.Н. Толстой писал: «Задача учителя, которую почти каждый исполняет бессознательно, состоит в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему».
Толстой добивался активизации учебного процесса и в преподавании рисования. Он писал, что часто рисовал специально неправильно,для того чтобы убедиться, насколько у учеников выработалось верное суждение о правильности линий. Рисуя фигуру, Толстой обращался к ученикам с вопросами, какие добавления, изменения, по их мнению, следует внести в рисунок. Нередко он предлагал ученикам самим вычертить ту или иную фигуру. Такой прием в обучении поощрял учеников, стимулировал их активность [26].
«Ситуация затруднения»
Случалось, что Толстой в процессе обучения создавал «ситуацию затруднения», использовав её как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Толстой был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения. Любой метод, считал он, можно извратить, если подойти к нему не поняв его существа. В этом его выводы совпадали с высказываниями немецкого учителя А. Дистервега, утверждающего, что всякий метод плох, если приучает учащихся к п пассивности, и хорош, если возбуждает в них самостоятельную деятельность.
Индивидуальный подход к учащимся.
В активизации учебной работы большое значение, конечно же, имеет индивидуальный подход к учащимся. Л.Н. Толстой непрерывно изучал особенности своих, так сказать, питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика.
В этом отношении особый интерес представляет его рассказ о двух школьниках – Марфутке и Савине. Марфутка была очень стеснительной, а Савин, несмотря на свои математические способности, не умел рассказывать. Эти недостатки Толстой объяснял страхом перед учителем, недоверием к себе, низкой самооценкой. Индивидуальный подход к ученице Марфутке и ученику Савину, привели к тому, что они были выведены из этого состояния забитости и молчания [23]. Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он всегда прислушивался к ошибкам детей, устанавливал причины их ошибок, проникал в интимные переживания. Он изумительно выявил такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.
Вот как писал об этом таланте П. Анненков в 1869 году в «Санкт-
Петербургских ведомостях»: «Ни общество, ни литература никогда не забудут великих педагогических заслуг Толстого по открытию целого мира богатой внутренней жизни детей, мира, существование которого только предчувствовали до него немногие. Он проник в самые скрытые уголки этого мира и, вероятно, не один раз придется всякому учителю и наставнику, понимающему свое призвание, справляться с открытиями Толстого для того, чтобы проверить свои планы образования, уяснить многие загадочные проявления детской воли и души» [22].
Особый интерес представляют взаимоотношения Толстого – учителя и учащихся. Они были основаны на уважении к личности ребенка, проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия [19].
Работа с сочинениями учащихся.
В развитии способностей учащегося большое значение имеют детские сочинения, заявлял Лев Николаевич. Творческие работы он считал одной самыой яркой формой связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал сразу же практиковать краткие сочинения.
Толстой уделял большое внимание разработке особой методики выбора тем для сочинений. В начальных классах он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы, но были случаи, когда он предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Чтобы научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:
1) предоставлять ученикам большой и разнообразный выбор тем, не придумывая их собственно для детей;
2) темы должны быть в то же время серьезными и интересовать самого учителя;
3) давать детям в качестве образцов детские сочинения, так как они всегда «справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых»;
4) во время рассмотрения детских сочинений не говорить ученикам об ошибках (орфографических и каллиграфических) и о недостатках построения предложений.
В результате разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В статье «Кому у кого учиться…» Толстой сделал такой вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у обычных крестьянских ребяток. Лучшие повестион считал «образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний». И он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке только все лучшее. Систематическое написание творческих работ смотивировало к познанию, развитию образного мышления [12].
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на потребность народа в образовании. Она появилась в ходе его рассуждений и размышлений. Но, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности. Следовательно, Л.Н. Толстой старался выявить закономерности учебного процесса и характер педагогики. Он предлагал учителям смело экспериментировать. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.
2. Лев Николаевич был за свободу в образовании и воспитании не только обучаемого, но и самого учителя. Его принципы подтвердились после Яснополянской школы : он учил детей с удовольствием для себя и для них. Нужно переосмыслить сущность педагогической профессии, ее целей и задач, чтобы выявить новую модель воспитания. Философские идеи о безграничности развития значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого,что тем самым открывает новые подходы в работе школы, в воспитательной и образовательной деятельности педагога, смысл которой все яснее видится как созидание человека.
Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен – она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Л.Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Задача школы, семьи, общества – развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.
Согласно концепции Л.Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути – это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее. Л.Н. Толстой ведет нас путямиd великих педагогических идей , учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л.Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога будет вечно.
Информация о работе Методы и приемы обучения в Народной школе Л.Н. Толстого