Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:24, контрольная работа
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.
Введение
Методам обучения, от которых зависит
немалый успех работы учителя
и школы в целом, посвящен не один
десяток фундаментальных
В настоящее время в педагогической литературе
выделено довольно большое число методов
обучения и воспитания (более 50 по подсчетам
В.И. Андреева) [1]. Кроме традиционных М.И.
Махмутов дает по бинарной классификации
5 методов преподавания и 5 методов учения.
Выделяется целая группа методов организации
дидактических, деловых и других игр. Интенсивно
разрабатываются эвристические методы
(мозгового штурма, эмпатии, инверсии,
эвристических вопросов и др.).
Но, несмотря на это, проблема методов
обучения, как в теории обучения, так и
в реальной педагогической практике, остается
весьма актуальной и время от времени
порождает на страницах педагогической
печати острые дискуссии.
Категория методов обучения выводит на
ответ на традиционный дидактический
вопрос – как учить. Без методов невозможно
достичь поставленной цели, реализовать
намеченное содержание, наполнить обучение
познавательной деятельностью. Метод
– сердцевина учебного процесса, связующее
звено между запроектированной целью
и конечным результатом. Его роль в системе
«цели – содержание – методы – формы
– средства обучения» является определяющей.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Более
подробно остановимся на этой классификации.
Словесные методы занимают ведущее
место в системе методов
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
РАССКАЗ,
Метод рассказа предполагает устное
повествовательное изложение
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно- проверенные факты:
— включать достаточное количество ярких и убеди тельных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений:
иметь четкую логику изложения;
быть эмоциональным;
излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
ОБЪЯСНЕНИЕ.
Под объяснением следует
Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
—
точного и четкого
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
использования сравнения, сопоставления, аналогии;
привлечения ярких примеров;
безукоризненной логики изложения. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
БЕСЕДА- Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие "сократическая беседа". В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода бесед в школе не практикуются.
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.
Цель
вводной беседы - актуализировать
ранее усвоенные знания, сконцентрировать
внимание, интеллектуальные, потенциальные
и реальные возможности учащихся
для активного включения их в
предстоящую учебно-
Беседа-сообщение
предполагает включение ученика
в сам процесс активного
Синтезирующая,
или закрепляющая, беседа нацелена
на систематизацию уже имеющихся
у учащихся теоретических знаний
и способов их применения в нестандартных
ситуациях, на перенос их в решении
новых учебных и научных
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ беседа ) или учащимся всего класса (ФРОНТАЛЬНАЯ беседа).
Одной из разновидностей беседы является СОБЕСЕДОВАНИЕ. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы
должны быть краткими, четкими, содержательными,
сформулированными так, чтобы будили
мысль ученика. Не следует ставить
двойных, подсказывающих вопросов или
наталкивающих на угадывание ответа.
Не следует формулировать
В целом метод беседы имеет следующее преимущество:
— активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
развивает их память и речь;
делает открытыми знания учащихся;
имеет большую воспитательную силу;
является
хорошим диагностическим
требует много времени;
содержит элемент риска (школьник может дать не правильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
необходим запас знаний.
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (И.П. Подласый, Педагогика, М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.
Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.
Хорошо
проведенная дискуссия имеет
большую обучающую и
ЛЕКЦИЯ.
Лекция - монологический способ изложения
объемного материала
Школьная
лекция может применяться также
при повторении пройденного материала.
Такие лекции называются ОБЗОРНЫМИ.
Проводятся они по одной или нескольким
темам для обобщения и
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством Учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
-
конспектирование - краткое изложение,
краткая запись содержания
составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
тестирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.