Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.

Файлы: 1 файл

Педогогика Контр. раб.docx

— 46.58 Кб (Скачать)

     Исходя  из этого, ученые-педагоги уже с середины двадцатого века все больше стали  обращать внимание на разработку проблемы классификации методов обучения с учетом выше названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

     Так, в шестидесятые годы нашего века все  большей популярностью в образовании  стали пользоваться методы дидактических  игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических  игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы  наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.

     Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию  изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

  1. моделируемый объект учебной деятельности;
  2. совместная деятельность участников игры;
  3. правила игры;
  4. принятие решения в изменяющихся условиях;.
  5. эффективность применяемого решения.

     Технология  дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При  этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней  познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку  информация не поступает извне, а  является внутренним продуктом, результатом  самой деятельности. Полученная таким  образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой  следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

     Цикл  дидактической игры представляет собой  непрерывную последовательность учебных  действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

    1. подготовка к самостоятельным занятиям;
    2. постановка главной задачи;
    3. выбор имитационной модели объекта;
    4. решение задачи на ее основе;
    5. проверка, коррекция;
    6. реализация принятого решения;
    7. оценка его результатов;
    8. анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
    9. обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

     Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные  возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем, школьная практика и результаты проведенных экспериментов  показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную  роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал  традиционных методов, а не как их заменитель.

     Распространенной  классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.

     Эта классификация соответствует определению  метода на теоретическом уровне, которое  было дано выше.

     Количество  методов здесь строго ограничено, что характеризует теоретическое  знание вообще: применяя процедуры  научного познания к тем или иным объектам (в данном случае к обучению), мы превращаем объекты с принципиально  бесконечным множеством свойств  в объекты, имеющие конечное, фиксированное  число свойств, связей и отношений.

     Суть  объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

     Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит  в повторении (многократном) способа  деятельности по заданию учителя.

     Деятельность  учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.

     Суть  проблемного метода изложения заключается  в том, что учитель ставит перед  учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие  противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и  познания, образец культуры развертывания  познавательных действий.

     В целях постепенного приближения  учащихся к самостоятельному решению  познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический  метод обучения. Суть его состоит  в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на под проблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

     Этой  цели служит исследовательский метод  обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется  опыт исследовательской деятельности. В обобщенном виде содержание деятельности учителя и учащихся при использовании  различных методов обучения, классифицируемых поуровням познавательной деятельности, можно представить в следующей таблице:

     Краткое содержание метода

     1. Объяснительно-иллюстративный метод  (информационно-рецептивный). Основное  назначение метода — организация  усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.

     2. Репродуктивный метод. Основное  назначение метода -формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

     3. Проблемный метод (проблемное изложение).

     4. Частично-поисковый метод или  эвристический метод. Основное  назначение метода — постепенная  подготовка обучаемых к самостоятельной  постановке и решении проблем.

     5. Исследовательский метод. Основное  содержание" метода — обеспечить  овладение обучаемыми методами  научного познания, развить и  сформировано ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.

     4. Подведение обучаемых к постановке  проблемы, показ им, как необходимо  находить доказательства, делать  выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов  и т.д. Обучающий широко применяет  эвристическую беседу, в процессе  которой ставит систему взаимосвязанных  вопросов, каждый из которых является  шагом к решению проблемы.

     5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д.

     приятии, осмыслении и запоминании готовых  научных выводов, но и в прослеживании  за логикой доказательств, за движением  мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.).

     4. Деятельность обучаемого заключается  в активном участии в эвристических  беседах, в овладении приемами  анализа учебного материала с  целью постановки проблемы и  нахождения путей ее решения  и т.д. -

     5. Деятельность обучаемых заключается  в освоении ими приемов самостоятельной  постановки проблем, нахождения  способов их решения и т.д.

     Формировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Эта дидактическая система методов обучения, являясь частью целостной дидактической теории, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы методов обучения, отражает системное рассмотрение всех аспектов методов обучения, соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся (Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1. С. 567).

     Таким образом, согласно этой классификации  методы обучения отличаются друг от друга  характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания материала  и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную  деятельность учеников.

     Существуют  и другие подходы к классификации  методов обучения.

     Например, A.M. Данилов, Б.П. Есипов предложили классифицировать методы обучения по основным дидактическим целям и соответственно выделяли:

     методы  приобретения знаний;

     методы  формирования умений и навыков;

     методы  применения знаний,

     методы  контроля, точнее - методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

     Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

     1. Методы организации и осуществления  учебно- познавательной деятельности:

     а) словесные, наглядные и практические (аспект передали и восприятия учебной  информации);

     б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

     в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

     г) самостоятельной работы и работы под руководством препо давателя (аспект управления учением).

     2. Методы стимулирования и мотивации:

     а) интереса к учению;

     б) долга и ответственности в  учении.

     3. Методы контроля и самоконтроля  в обучении:

     а) устный, письменный, лабораторно-практический.

     В.А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяет:

     1. Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия:  усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение учителем нового  материала, в том числе проблемное  изложение, и восприятие его  учащимися; б) беседа по содержанию  нового учебного материала, в  том числе эвристическая или  проблемно-поисковая; в) работа  с текстом учебника, в том числе  самостоятельное изучение учащимися  текста; г) оценка работы.

     2. Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися  нового мате риала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, из учение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.

     Преобразовательный  метод обучения. Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и на выков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.

     Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: а) обобщающее изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы, б) обобщающая беседа; составление  систематизированных таблиц и т.д.

Информация о работе Методы обучения