Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.

Файлы: 1 файл

Педогогика Контр. раб.docx

— 46.58 Кб (Скачать)

     цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

     — аннотирование - краткое свернутое изложение со держания прочитанного без потери существенного смысла.

     рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

     составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

     составление формально-логической модели - словесно- схематического изображения прочитанного.

     составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

     составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

     Таковы  краткие характеристики основных видов  словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

     Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых  усвоение учебного материала находится  в существенной зависимости от применяемых  в процессе обучения наглядного пособия  и технических средств. Наглядные  методы используются во взаимосвязи  со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для  наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

     Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

     Метод иллюстраций предполагает показ  ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

     Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

     Такое подразделение средств наглядности  на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

     В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер  индивидуального пользования. В  настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный  процесс компьютеров. Они позволяют  учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались  из текста учебника. Компьютеры дают возможность  моделировать определенные процессы и  ситуации, выбирать из ряда возможных  решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно  расширяют возможности наглядных  методов в учебном процессе,

     При использовании наглядных методов  обучения необходимо соблюдать ряд  условий:

     а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

     б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

     в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

     г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

     д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

     е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием  материала;

     ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

     Практические  методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют  практические умения и навыки. К  практическим методам относятся  упражнения, лабораторные и практические работы.

     Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного  или практического действия с  целью овладения им или повышения  его качества. Упражнения применяются  при изучении всех предметов и  на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит  от особенностей учебного предмета, конкретного  материала, изучаемого вопроса и  возраста учащихся.

     Упражнения  по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

     По  степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

     а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие  упражнения.

     б) упражнения по применению знаний в  новых условиях - тренировочные упражнения;

     Если  при выполнении действий ученик про  себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование  действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

     Рассмотрим  особенности применения упражнений.

     Устные  упражнения способствуют развитию логического  мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют  затрат времени на ведение записей.

     Письменные  упражнения используются для закрепления  знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности  в работе. Письменные упражнения могут  сочетаться с устными и графическими.

     К графическим упражнениям относятся  работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических  карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при  проведении лабора-торно-практических работ, экскурсий и т.д.

     Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

     К учебно-трудовым упражнениям относятся  практические работы учащихся, имеющие  производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в  трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

     Упражнения  являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений -сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

     Лабораторные  работы - это проведение учащимися  по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

     Проводятся  лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

     Разновидностью  исследовательских лабораторных работ  могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над  ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора  и пополнения экспонатами местных  краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель  составляет инструкцию, а ученики  записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может  быть частью урока, занимать урок и  более.

     Практические  работы проводятся после изучения крупных  разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться  не только в классе, но и за пределами  школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

     Особый  вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами  и репетиторами.

     Такова  краткая характеристика методов  обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике  в педагогической литературе. Главным  ее недостатком считается то, что  данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень  их самостоятельности в учебной  работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов. Поэтому, чтобы полнее представить характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представим их в следующей таблице:

     Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения,

     классифицируемых по источникам получения учебной информации.

     Краткое содержание метода, методические приемы его реализации.

     Словесные методы. Основное назначение данной группы методов - сообщение учебной ин формации при по мощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы — рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.

     Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов — сообщение учебной  информации при помощи различных  средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, „таблиц, муляжей,

     Деятельность  обучающего учителя (преподавателя  теоретического обучения (УКК, ПТК)

     Постановка  основного вопроса, подлежащего  изучению, выявлению признаков, определение  исходных позиций в анализе процессов  и объектов, осуществление сравнения, обобщение, получение выводов и  т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных  методических приемов и т.д.

     Постановка  основного вопроса, подлежащего  изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель  или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании  различных методических приемов  и т.д.

     Деятельность  учащегося, обучаемого (слушателя различ ных курсов УКК, ПТК)

     Деятельность  обучаемых заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке  чертежей, схем, работе с дидактическим  материалом, предъявляемым обучаемым  и т.д.

     Деятельность  обучаемых заключается в наблюдении за демонстрация ми, которые проводить учитель, преподаватель или сам обучаемый, осмыслении полученных данных и принятия основ ной дидактической цели конкретного урока, выполнении различных записей, схем, зарисовок и т.д.

     Демонстрация диафильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических методических приемов. Практические методы. Основное назначение данной группы методов заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические работы, лабораторные работы, решение задач, моделирование объектов и т.д. Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. Деятельность обучаемых заключается в осмысливании практических действий обучающего, своих практических действий, в выполнении различных записей, зарисовок, схем и т.д. и принятии основной дидактической цели урока и т.д. Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать один какой-либо метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы обучения - систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу обоснование метода обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, упустили главное, существенное в учебном процессе — характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие школьников. Данные теоретических исследований педагогов и психологов за последние несколько десятилетий свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения (Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С.567).

Информация о работе Методы обучения