Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике, а также проанализировать эффективность его использования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ : ВИДЫ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 9
1.2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал 9
1.2.2. Основные методики оценки человеческого капитала 13
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 24
2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 24
2.2 ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 47
3.1 ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНОВ 47
3.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 51
3.3 ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И 53
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 697.50 Кб (Скачать)
  • полных затрат на персонал (см. метод 1), производимых ведущим конкурентом (с учетом сопоставимых мощностей производства);
  • индивидуальных премий каждому работнику компании (полученных на основе квалифицированных экспертных оценок), которые могла бы заплатить конкурирующая компания за его переход к ним;
  • дополнительных затрат компании, необходимых на поиск эквивалентной замены работника в случае его перехода в другую компанию, затраты на самостоятельный поиск, рекрутинговые агентства, объявления в прессе;
  • экономического ущерба, который понесет компания на период поиска замены, снижение объема продукции или услуг, затраты на обучение нового работника, ухудшение качества продукции при замене работника новым;
  • потери уникальных интеллектуальных продуктов, навыков, потенциала, который работник унесет с собой в компанию конкурента;
  • возможности потери части рынка, роста продаж конкурента и усиления его влияния на рынке;
  • изменения системных эффектов синергии и эмерджентности (усиления взаимного влияния и появления качественно новых свойств) членов группы, в которой находился работник.
 

    Структура  приведенной оценки человеческого  капитала показывает, что реальная  стоимость человеческого капитала  в 3–500 раз выше номинально  оцениваемой сегодня в большинстве российских компаний в зависимости от уровня интеллекта и квалификации работника. Это минимальная оценка для малоквалифицированного труда, но даже здесь она выше, чем оценка простой оплаты труда, так как теряется опыт работника и сложная система его взаимодействия с другими работниками. Оценка максимальна для “золотых воротничков”, наиболее квалифицированных работников фирмы в сфере менеджмента, информационных системах, инновационных интеллектуальных процессах.

      Этот метод сложнее, но он  дает гораздо более эффективную оценку реальной стоимости человеческого капитала фирмы. Опыт массового переезда за рубеж и перехода многих российских работников в зарубежные фирмы показывает, что многие работники, имевшие в российских условиях ежемесячную заработную плату в размере 700–1500 руб. получили за рубежом работу с заработной платой более $100 тыс. в год.

    3. Метод перспективной стоимости человеческого капитала.   

      Учитывает в дополнение к методу  конкурентной стоимости оценку  динамики стоимости человеческого  капитала в перспективе на 3, 5, 10 и 25 лет. Эта оценка ,в первую очередь, необходима для компаний, занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов, например, проводящих исследования в сфере создания инноваций или строящих крупные высокотехнологичные объекты, так как стоимость ряда сотрудников при этом меняется неравномерно, резко вырастая в период достижения ими наиболее важных результатов по истечении достаточно длительного периода времени и приближения ими к получению ожидаемых конечных результатов, когда возможный уход из компании части персонала сопряжен с большими экономическими потерями.

     4. Оценка стоимости человеческого капитала на основе испытаний в среде бизнеса. Эта оценка может быть получена на основе двух подходов:

    — по конкретным результатам, полученным работником, исходя из прибыли, которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных.  Эта оценка широко распространена в бизнесе, так как наиболее проста. Но одновременно она наиболее жесткая и нередко ошибочна. По мнению одного из ведущих российских бизнесменов, если менеджер проваливает бизнес один раз, он теряет 50% своего имиджа, если второй раз — он полностью теряет свою репутацию. Однако в рамки такого подхода не вписываются многие ведущие менеджеры мировых корпораций-лидеров, которые неоднократно терпели неудачи, но поднимались вновь и создавали еще более эффективный бизнес. Кроме того, во многих случаях провал бизнеса может быть вызван совершенно непрогнозируемым мировым кризисом или случайным крупным колебанием конъюнктуры. В результате будет “списан” менеджер, имеющий огромный потенциал, талант и перспективы, но ставший жертвой действия двух крупных кризисов. Однако нельзя не считаться и с тем, что оценка по конечному результату, а не по обилию дипломов, отзывов, мнений, связей (что наиболее характерно для российских условий) — наиболее точный и правильный подход. Поэтому предлагается другой подход, основанный на концепции, которая позволяет получить оценку на базе конечных результатов, но, образно говоря, с «человеческим отношением к человеческому капиталу», которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных.

    - оценка человеческого капитала на основе системы Деловых Учений по менеджменту, экономике и маркетингу на базе высоких информационных технологий. Эта концепция основывается на прогнозе результатов работы менеджера в среде бизнеса, максимально приближенной к его реальной среде. По мере усложнения рыночных условий предприниматели быстро поняли, что каждый доллар, вложенный в подготовку кадров менеджмента, дает наиболее высокую отдачу в экономике. Для того, чтобы привлечь менеджеров, обеспечивающих прорыв компании на рынке и переход из зоны убытков в зону прибылей, компании готовы затратить суммы, измеряемые десятками миллионов долларов. Неудивительно, что наиболее высокооплачиваемым трудом в рыночных условиях является труд менеджера, от квалификации и таланта которого зависит процветание или разорение на рынке.

    Если  смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США. Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце ХХ в. Россия так же начинает понимать высокую роль инвестиций в человеческий капитал как средство экономического развития нашей страны.

    1.3. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал

    Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал используют целый ряд критериев и показателей. В экономической литературе используются следующие показатели, или критерии, эффективности инвестиций в человеческий капитал:

    1. Максимизация разности между прибылью и издержками.
    2. Период окупаемости (отдачи) инвестиций.
    3. Чистая текущая (приведенная) стоимость.
    4. Соотношение издержек и прибыли.
    5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек.
    6. Ежегодный чистый доход
    7. Внутренняя норма отдачи.

    Период  окупаемости – это отношение общих издержек С к постоянному предельному доходу b (вычисляется за заданный промежуток  времени, месяц или год). При определенных условиях величина, обратная периоду окупаемости, равна ожидаемому внутреннему коэффициенту отдачи. Чтобы это случилось, необходимо, чтобы все издержки приходились на начальный период времени, а доходы были постоянны.

    Этот  показатель связывает издержки и  доходы, и с его помощью различные  программы инвестирования могут  быть приближенно оценены с точки  зрения их относительной эффективности. Критерием служит выбор инвестиционного проекта с наиболее коротким периодом окупаемости.

    Более общая формула периода окупаемости, с помощью которой проводятся расчеты для непостоянных доходов  и издержек, имеет вид

     ,                                                                                         

    где b и с – предельные доходы и издержки, t – номер временного периода (минимизируется).

Однако  критерий окупаемости имеет ряд  недостатков:

  1. Он не учитывает тот факт, что издержки и доходы конкурентных альтернативных инвестиционных проектов разделены во времени и имеют различные временные характеристики. Чтобы сделать разные показатели временных издержек и прибыли сравнимыми, необходимо провести дисконтирование.
  2. Абсолютный объем чистых доходов  в альтернативных проектах может  быть различным. Период окупаемости этого не учитывает.
  3. Этим критерием вообще нельзя воспользоваться, когда альтернативные инвестиционные проекты взаимно исключают друг друга.

    Наиболее  распространенными инвестиционными критериями является чистая приведенная стоимость, соотношение издержек и прибыли, а также внутренний коэффициент отдачи. Они могут дать одни и те же результаты, но при определенных условиях:

  • рынки капитала являются рынками совершенной конкуренции;
  • все имеющиеся проекты абсолютно обусловлены друг от друга;
  • между ними не существует взаимной зависимости;

    Все чистые доходы могут реинвестированы  при тех же внутренних коэффициентах  отдачи до конечной даты самого долгосрочного  из проектов.

    Показатель  чистой приведенной  стоимости. С учетом указанных допущений и данной процентной ставке, по которой производится дисконтирование, можно одобрить любой инвестиционный проект. Если существует несколько фондов для инвестиций, то принимается проект со следующим по величине значением текущей стоимости и т.д., пока фонды не иссякнут или не останется проектов с положительной или нулевой чистой текущей стоимостью.

    Математическое  равенство для такой ситуации следующее:

,                                       

    где – чистая приведенная стоимость; i- ставка процента, используемая при дисконтировании; – сумма доходов.

    Данная  формула учитывает тот факт, что  издержки могут возникать не обязательно в самом начале потока доходов. Если ожидается, что изменяются условия, влияющие на стоимость ставки процента во временном промежутке потока доходов, в этих точках могут быть использованы различные значения для ставки процента.

    Критерий  отношения прибыли  и издержек может быть полезен тогда, когда принимается решение об инвестициях в те проекты, для которых отношение текущей стоимости доходов к текущей стоимости издержек больше единицы. Уравнение этого критерия имеет вид

                                                       

    Вариантом соотношения прибыли и издержек является отношение измерения предельных издержек между двумя альтернативными проектами. Алгебраически это отношение можно выразить следующим образом:

                                      

    где b  - предельный доход; с – предельные издержки; i – ставка процента, используемая при дисконтировании; t – номер временного периода; индексы и – соответствующие проекты.

    Данный  критерий показывает, что пока отношение  изменения чистых дисконтированных доходов к изменению чистых дисконтированных издержек больше единицы, дополнительные общественные фонды должны быть инвестированы в проект х, а не в проект у.

    Внутренняя  норма прибыли – это такой процентный показатель, который сравнивается со ставкой процента, представляющей допустимый коэффициент отдачи от общественных или частных образовательных инвестиций. Внутренняя норма прибыли – процентная ставка, при которой дисконтированная стоимость издержек равна дисконтированной стоимости доходов. Для данного показателя должно выполняться условие:

                                                                                 

    где r – внутренняя норма прибыли; b – доход в определенный период времени; с – издержки в определенный период времени.

    Чтобы определить эффективность проекта, связанного с инвестициями в образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. Если выгоды превысят затраты, то индивиду выгодно продолжить обучение.

    Также, для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал (образование) можно использовать показатель внутренней нормы отдачи образования, при которой текущая стоимость будущих доходов равна текущей стоимости осуществляемых затрат. Она представляет ту норму дохода, которую можно ожидать при реализации данного инвестиционного проекта.

    В связи с тем существует большое количество показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, следует отметить, что абсолютно безупречных критериев нет. В каждом конкретном случае необходимо изучить конкретные условия, определить наилучший инвестиционный критерий, который может быть успешно применен только в системе взаимосвязанных критериев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

2.1. Анализ  современного состояния  человеческого капитала  в России

Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда