Анализ эффективности привлечения заемного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:08, курсовая работа

Краткое описание

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА 1. Состав заемного капитала и обеспечение его привлечения. 5
1.1. Экономическая сущность заемного капитала. 5
1.2. Цели и задачи привлечения заемных источников финансирования. 6
1.3. Возможные источники финансирования. 8
ГЛАВА 2. Политика формирования заемного капитала. 11
2.2. Функции управления формированием заемного капитала. 11
2.2. Принципы управления формированием заемного капитала. 12
ГЛАВА 3. Анализ эффективности привлечения заемного капитала. 17
3.1. Задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств. 17
3.2. Анализ динамики, состава и структуры заемных средств. 19
3.3. Расчет Эффекта финансового рычага (левериджа). Метод цепных подстановок. 22
3.4. Приоритетные направления повышения эффективности использования заемного и собственного капитала ОАО «ТАНЕКО». 24
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

Игнатова.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Институт  сервиса (г. Москва) (филиал) 

Факультет Экономический 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Финансовый анализ организаций 

на тему: «Анализ эффективности привлечения заемного капитала» 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Студента 5-го курса Игнатовой Л.А.

            Группы ФКЗ-106

            Научный руководитель: к.э.н., доц. Надежина О.С.         

                                   

Москва 2011г. 

      Содержание. 
 

 

       Введение. 

      Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

      Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

      Управление  заемными средствами  имеет большое  значение как для крупных компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так  и для небольших компаний, у которых краткосрочные обязательства являются основным источником финансирования.

      В условиях рыночных отношений заемные  средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой  часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.

      Прежде  всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса

    Целью курсовой работы является проведение анализа эффективности привлечения заемного капитала. Объект исследования – ОАО «ТАНЕКО». Период исследования: 2010 г. Информационная база для анализа – бухгалтерский баланс предприятия на 31.12.2010г. формы 1, 2, 4.

        Задачами данной курсовой работы является  рассмотрение  состава заемного капитала, обеспечения его привлечения, политики формирования.

      Методологическим  основанием данной курсовой работы являются: «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций» Приказ ФСФО №. 16 от 23.01.01г. 

 

    ГЛАВА 1. Состав заемного капитала и обеспечение его привлечения.

    1.1. Экономическая сущность заемного капитала. 

     Формирование  финансовых ресурсов компании осуществляется за счет собственных и заемных  средств. К собственным источникам финансовых ресурсов относится прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Источниками финансовых ресурсов являются: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др.

     По  мере функционирования предприятия  потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.

     Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят: финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.

     Заемный капитал может использоваться как  для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла. 

    1.2. Цели и задачи привлечения заемных источников финансирования. 

     Использование заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге — повысить рыночную стоимость предприятия.

     Основа любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей народного хозяйства объем используемых заемных финансовых средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых средств является важнейшим аспектом финансовой деятельности предприятия, направленной на достижение высоких конечных результатов хозяйствования.

     Финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

  • Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
  • Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

     Политика  привлечения заемных средств  представляет собой часть общей  финансовой стратегии, заключающейся  в обеспечении наиболее эффективных  форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

     Заемные  средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств  предприятиями являются:

  • Пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
  • Обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
  • Формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
  • Обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
  • Другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
 

    1.3. Возможные источники финансирования. 

     Выбор рационального источника финансирования деятельности предприятия определяется количественными  и качественными  показателями его доступности.

     Методика принятия финансовых решений в области привлечения предприятием заемных средств должна быть основана на следующих принципах: невозможности точного расчета реальной будущей доходности капитала и принятия единственно правильного решения; существенного влияния принятого решения на поведение и ожидание субъектов внешней среды; корректировки финансового решения в зависимости от текущей ситуации, что не устранит полностью последствия ранее принятых неправильных решений.

     Использование беззалоговых инструментов является одним из способов снижения цены привлекаемых предприятием финансовых ресурсов. Риск ценной бумаги включает не только риск самого инструмента, но и риск фондовой инфраструктуры. Стратегия выхода предприятия на рынок публичных заимствований должна быть основана на поэтапном освоении финансовых инструментов. На начальном этапе формирования кредитной истории предприятию целесообразно эмитировать такие ценные бумаги, которые позволяют максимально снизить транзакционные издержки выпуска и обращения, а в условиях сформировавшейся (положительной) кредитной истории — ценные бумаги с минимальной премией инвесторам за риск.

     Приоритетным  направлением совершенствования процесса формирования заемного капитала предприятия является развитие инфраструктуры фондового рынка с целью снижения рисков посредством создания централизованных расчетно-депозитарной и клиринговой структур, улучшения механизма защиты прав всех участников займовых операций, а также осуществления контроля за финансово-инвестиционными потоками.

     Методы и источники финансирования деятельности предприятия определяют формы привлечения заемных средств. При всем многообразии форм привлечения капитала целесообразно выделить следующие наиболее крупные группы: банковские кредиты, займы некредитных учреждений (коммерческие кредиты), корпоративные облигации, привилегированные акции.

     Как правило, риск неплатежеспособности по ценным бумагам денежного рынка, выпущенными коммерческими организациями, ниже, чем по корпоративным облигациям. Во-первых, у краткосрочных займовых операций меньше амплитуда вероятных исходов. Во-вторых, только устойчивая коммерческая организация сумеет получить кредит на денежном рынке.

     Несмотря  на высокое качество займовых операций на денежном рынке, доходность обязательств коммерческих организаций зачастую значительно отличается от доходности ценных бумаг правительства. Одной из причин является риск неплатежа по коммерческим бумагам. Другая причина заключается в том, что займовые операции обладают различной степенью ликвидности. Вкладчики предпочитают казначейские векселя, которые легче обратить в деньги в краткие сроки. Ценные бумаги, конвертируемые в деньги быстро и дешево, имеют относительно низкую доходность.

 

    ГЛАВА 2. Политика формирования заемного капитала.

   2.2. Функции управления формированием заемного капитала. 

     Сущность  управления формированием заемного капитала предприятия проявляется  в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях управления этим процессом, которые  обеспечивают достижение цели и выполнения комплекса задач данного процесса.

     Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением денежного  потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств  в результате кредитно-займовых операций.

     К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.

Информация о работе Анализ эффективности привлечения заемного капитала