Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике, а также проанализировать эффективность его использования.
ВВЕДЕНИЕ	2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА	4
1.1  КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ	4
1.2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ : ВИДЫ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА	9
1.2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал	9
1.2.2. Основные методики оценки человеческого капитала	13
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ	19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ	24
2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ	24
2.2 ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ	34
3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА	47
3.1 ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНОВ	47
3.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА	51
3.3 ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И	53
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА	53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	63
ПРИЛОЖЕНИЯ	67
Таблица 
8.2 – Индекс развития человеческого потенциала 
(1999 г) 
| Индекс ожидаемой продолжительности | Индекс уровня образования | Индекс уровня бедности | Индекс уровня неравенства в распределении доходов | Индекс уровня безработицы | Индекс реального ВВП на душу населения | Сумма | ИРЧП | |
| Российская Федерация | 0,70 | 0,86 | 0,76 | 0,6240 | 0,87 | 0,14414 | 3,954 | 0,6590 | 
| Белгородская | 0,74 | 0,81 | 0,80 | 0,6900 | 0,89 | 0,115013 | 4,040 | 0,6733 | 
| Брянская | 0,70 | 0,80 | 0,73 | 0,6470 | 0,84 | 0,070076 | 3,787 | 0,6312 | 
| Владимирская | 0,69 | 0,84 | 0,72 | 0,6640 | 0,88 | 0,085193 | 3,884 | 0,6473 | 
| Воронежская | 0,73 | 0,81 | 0,75 | 0,6740 | 0,91 | 0,083465 | 3,944 | 0,6573 | 
| Ивановская | 0,68 | 0,83 | 0,71 | 0,6370 | 0,81 | 0,062546 | 3,727 | 0,6212 | 
| Калужская | 0,69 | 0,85 | 0,74 | 0,6720 | 0,90 | 0,086645 | 3,932 | 0,6553 | 
| Костромская | 0,68 | 0,80 | 0,73 | 0,6600 | 0,89 | 0,097176 | 3,860 | 0,6433 | 
| Курская | 0,70 | 0,81 | 0,74 | 0,6730 | 0,90 | 0,110127 | 3,933 | 0,6555 | 
| Липецкая | 0,72 | 0,81 | 0,81 | 0,6904 | 0,89 | 0,119454 | 4,0404 | 0,6734 | 
| Московская | 0,70 | 0,88 | 0,73 | 0,6910 | 0,90 | 0,134375 | 4,041 | 0,635 | 
| Орловская | 0,71 | 0,83 | 0,74 | 0,6700 | 0,87 | 0,098385 | 3,920 | 0,6533 | 
| Рязанская | 0,70 | 0,82 | 0,70 | 0,6660 | 0,93 | 0,094699 | 3,986 | 0,6643 | 
| Смоленская | 0,68 | 0,82 | 0,77 | 0,6580 | 0,84 | 0,092172 | 3,848 | 0,6413 | 
| Тамбовская | 0,71 | 0,79 | 0,74 | 0,6550 | 0,87 | 0,07700059 | 3,835 | 0,6392 | 
| Тверская | 0,67 | 0,83 | 0,69 | 0,6540 | 0,89 | 0,094799 | 3,824 | 0,6373 | 
| Тульская | 0,68 | 0,83 | 0,79 | 0,6760 | 0,88 | 0,093098 | 3,956 | 0,6593 | 
| Ярославская | 0,70 | 0,83 | 0,76 | 0,6850 | 0,89 | 0,136813 | 4,005 | 0,6675 | 
Источник: Новицкий С.А., Евченко А.В. Целевой подход к управлению уровнем жизни регионов //Управление качеством жизни,
образования, продукции И окружающей среды в регионах России. Материалы научно-практической конференции 17-20 апреля 2001 г. Часть
1. – Орел: ОрелГТУ, 2001. – С. 18
Таблица 
9– Традиционный и инновационный подход 
в профессиональном образовании 
| Традиционный подход | Критерии сравнения | Инновационный подход | 
| Передача и воспроизводство знаний преподавателя студентам с использованием упрощенных примеров и схем | Назначение обучения (цель) | Самостоятельное 
  усвоение знаний при поддержке преподавателя и развитие навыка анализа и решения реальных экономических проблем | 
| Преподаватель 
  и его знания, регламентированные программами 
  и формы обучения | Центральная фигура процесса обучения | Студент и выбранные им технологии и средства обучения методы | 
| Практически 
  единственный и основной источник информации и эксперт в оценке объема и качества знаний студентов | Роль преподавателя | Организатор и 
  консультант студентов в их активном самообразовании с использованием разнообразных мировых источников информации и общение с ведущими специалистами в области знаний | 
| Пассивное 
  усвоение готовых знаний, часто их заучивание и воспроизведение по учебнику или конспекту | Роль студента | Активное стремление 
  осознать реальные приоритетные проблемы, выбрать способы их решения, привлекая необходимые знания | 
| Регламентированные 
  кафедрой с множественными согласованиями и жестким контролем со стороны университета и министерства | Учебная программа 
  и учебный курс | Модульная динамичная 
  с выделением базисных (фундаментальных) проблем и представлением набора методов и средств их решения | 
| Жестко 
  регламентированное распределение времени на лекции, семинары самостоятельную работу студентов | Время обучения | Определяется 
  способностями студентов и индивидуальным планом освоения учебного курса | 
| Печатный, 
  черно-белый, пассивный, по стандарту, без средств активизации познания | Учебник по курсу | Компьютерный, 
  мультимедийный, активный, ежегодно обновляемый, цветной, с набором адресов для вызова внешних программ и баз данных в глобальном информационном пространстве | |
| Предоставляемые 
  университетом аудитории и компьютерные классы, библиотека и читальные залы | Материальные 
  условия и технические средства обучения | Домашняя компьютерная 
  сеть и базы данных и Интернет – сеть компании, виртуальные научные и учебные семинары | |
| Локальные, 
  ограниченные, недостаточные, без возможности выбора часто | Дополнительные информационные источники | Глобальные, лучшие 
  мировые информационные источники, возможность выбора | |
| Аудиторные 
  занятия, 50-60% времени на лекции, 40-50% времени на семинары, со слабо контролируемой самостоятельной работой над источниками, курсовые работы | Основные 
   формы учебного процесса | Самостоятельное 
  изучение источников, решение проблем, подготовка докладов и рефератов, проблемные лекции, творческие семинары и дискуссии, виртуальные конференции и семинары | |
| Научные 
  кружки студентов, рефераты, доклады, контрольные и курсовые работы, конкурсы УНИРС и УИРС, индивидуальные консультации | Дополнительные формы активизации обучения | Проблемно ориентированные 
  кружки, конкурсы студенческих проектов и работ на всех уровнях, сквозной план УИРС по заказам фирм и органов власти | |
| Информационно-познавательные 
  с разъяснением основных понятий, иллюстративным и упрощенными структурно- логическими схемами, часто под конспект | Содержание 
  и характер лекций  | Проблемно-ориентированные 
  с показом всей сложности явлений и процессов, с опорой не учебник, анализом истории идей и способов решения проблемы ведущими учеными и научными школами мира | |
| Вопросно-ответный 
  метод с ориентацией не контроль самостоятельной работы и усвоения материала, прослушивание рефератов, частные и редкие дискуссии | Характер 
  и методы проведения семинаров | Творческий, проблемно-ориентированный на использование знаний, дискуссии по жизненным проблемам, проблемные рефераты, метод малых групп, целевые междисциплинарные семинары, виртуальные семинары | |
| Рейтинговая 
  оценка учебной и творческой активности, анонимный письменный зачет или экзамен под контролем государственной комиссии, письменные творческие разработки и проекты | |||
| Индивидуальный 
  зачет или экзамен, принимаемый одним преподавателем, чаще в устной форме собеседования, с большой вероятностью субъективизма и протекционизма | Формы аттестации контроля и | ||
| Минимальный 
  объем знаний по Госстандарту со слабой выживаемостью, часто формальных, не связанных с реальной жизнью, без навыка использования | Результат обучения (эффект) | Аналитические 
  и познавательные способности, навык использования знаний для решения конкретных проблем на микро-, мезо-и макроуровнях. | |
 
     
| Оплата труда | Вознаграждение 
  за человеческий капитал | Инвестиции 
  фирмы в человеческий капитал | ||
| •Базисная 
  (тарифная) заработная плата •Сверхурочные •Программы текущего премирования •Доплаты за условия труда (вредность, риски, 
  вечерние и ночные смены,  •Доплаты за совмещение профессий | • Оплачиваемые 
  отпуска и больничные • Медицинское страхование • Пенсионные программы • Компенсация подоходного налога • Участие в капитале и прибыли • Роялти (доходы от интеллектуальной собственности) • Бонусы менеджерам • Опционы акций • Выслуга лет (плата за приверженность) | • Расходы на 
  охрану труда и технику безопасности • Оздоровительные программы • Повышение квалификации и переквалификация • Информационное 
  обеспечение • Системы  изобретательства • Оплата инициативных НИОКР • Программы закрепления кадров • Статусные льготы и привилегии | 
Перманентный доход = Текущий доход + % от сбережений + Дивиденды на капитал (предпринимательские доходы)
Рисунок 1 – Структура оплаты труда и вознаграждений за использование человеческого капитала
 
Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда