Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике, а также проанализировать эффективность его использования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ : ВИДЫ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 9
1.2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал 9
1.2.2. Основные методики оценки человеческого капитала 13
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 24
2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 24
2.2 ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 47
3.1 ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНОВ 47
3.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 51
3.3 ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И 53
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Таблица
8.2 – Индекс развития человеческого потенциала
(1999 г)
Индекс ожидаемой продолжительности |
Индекс уровня образования | Индекс уровня бедности | Индекс уровня неравенства в распределении доходов |
Индекс уровня безработицы | Индекс реального ВВП на душу населения | Сумма | ИРЧП | |
Российская Федерация | 0,70 | 0,86 | 0,76 | 0,6240 | 0,87 | 0,14414 | 3,954 | 0,6590 |
Белгородская | 0,74 | 0,81 | 0,80 | 0,6900 | 0,89 | 0,115013 | 4,040 | 0,6733 |
Брянская | 0,70 | 0,80 | 0,73 | 0,6470 | 0,84 | 0,070076 | 3,787 | 0,6312 |
Владимирская | 0,69 | 0,84 | 0,72 | 0,6640 | 0,88 | 0,085193 | 3,884 | 0,6473 |
Воронежская | 0,73 | 0,81 | 0,75 | 0,6740 | 0,91 | 0,083465 | 3,944 | 0,6573 |
Ивановская | 0,68 | 0,83 | 0,71 | 0,6370 | 0,81 | 0,062546 | 3,727 | 0,6212 |
Калужская | 0,69 | 0,85 | 0,74 | 0,6720 | 0,90 | 0,086645 | 3,932 | 0,6553 |
Костромская | 0,68 | 0,80 | 0,73 | 0,6600 | 0,89 | 0,097176 | 3,860 | 0,6433 |
Курская | 0,70 | 0,81 | 0,74 | 0,6730 | 0,90 | 0,110127 | 3,933 | 0,6555 |
Липецкая | 0,72 | 0,81 | 0,81 | 0,6904 | 0,89 | 0,119454 | 4,0404 | 0,6734 |
Московская | 0,70 | 0,88 | 0,73 | 0,6910 | 0,90 | 0,134375 | 4,041 | 0,635 |
Орловская | 0,71 | 0,83 | 0,74 | 0,6700 | 0,87 | 0,098385 | 3,920 | 0,6533 |
Рязанская | 0,70 | 0,82 | 0,70 | 0,6660 | 0,93 | 0,094699 | 3,986 | 0,6643 |
Смоленская | 0,68 | 0,82 | 0,77 | 0,6580 | 0,84 | 0,092172 | 3,848 | 0,6413 |
Тамбовская | 0,71 | 0,79 | 0,74 | 0,6550 | 0,87 | 0,07700059 | 3,835 | 0,6392 |
Тверская | 0,67 | 0,83 | 0,69 | 0,6540 | 0,89 | 0,094799 | 3,824 | 0,6373 |
Тульская | 0,68 | 0,83 | 0,79 | 0,6760 | 0,88 | 0,093098 | 3,956 | 0,6593 |
Ярославская | 0,70 | 0,83 | 0,76 | 0,6850 | 0,89 | 0,136813 | 4,005 | 0,6675 |
Источник: Новицкий С.А., Евченко А.В. Целевой подход к управлению уровнем жизни регионов //Управление качеством жизни,
образования, продукции И окружающей среды в регионах России. Материалы научно-практической конференции 17-20 апреля 2001 г. Часть
1. – Орел: ОрелГТУ, 2001. – С. 18
Таблица
9– Традиционный и инновационный подход
в профессиональном образовании
Традиционный подход | Критерии сравнения | Инновационный подход |
Передача и воспроизводство знаний преподавателя студентам с использованием упрощенных примеров и схем | Назначение
обучения (цель) |
Самостоятельное
усвоение знаний при
поддержке преподавателя и развитие навыка анализа и решения реальных экономических проблем |
Преподаватель
и его знания, регламентированные программами
и формы
обучения |
Центральная
фигура процесса обучения |
Студент и выбранные им технологии и средства обучения методы |
Практически
единственный и основной
источник информации и эксперт в оценке объема и качества знаний студентов |
Роль преподавателя | Организатор и
консультант студентов в их
активном самообразовании с использованием разнообразных мировых источников информации и общение с ведущими специалистами в области знаний |
Пассивное
усвоение готовых знаний, часто их
заучивание и воспроизведение по учебнику или конспекту |
Роль студента | Активное стремление
осознать реальные
приоритетные проблемы, выбрать способы их решения, привлекая необходимые знания |
Регламентированные
кафедрой с
множественными согласованиями и жестким контролем со стороны университета и министерства |
Учебная программа
и
учебный курс |
Модульная динамичная
с выделением
базисных (фундаментальных) проблем и представлением набора методов и средств их решения |
Жестко
регламентированное распределение
времени на лекции, семинары самостоятельную работу студентов |
Время обучения | Определяется
способностями студентов и
индивидуальным планом освоения учебного курса |
Печатный,
черно-белый, пассивный, по
стандарту, без средств активизации познания |
Учебник по курсу | Компьютерный,
мультимедийный,
активный, ежегодно обновляемый, цветной, с набором адресов для вызова внешних программ и баз данных в глобальном информационном пространстве | |
Предоставляемые
университетом аудитории и
компьютерные классы, библиотека и читальные залы |
Материальные
условия и
технические средства обучения |
Домашняя компьютерная
сеть и базы
данных и Интернет – сеть компании, виртуальные научные и учебные семинары | |
Локальные,
ограниченные,
недостаточные, без возможности выбора часто |
Дополнительные
информационные источники |
Глобальные, лучшие
мировые
информационные источники, возможность выбора | |
Аудиторные
занятия, 50-60% времени на
лекции, 40-50% времени на семинары, со слабо контролируемой самостоятельной работой над источниками, курсовые работы |
Основные
формы
учебного процесса |
Самостоятельное
изучение источников,
решение проблем, подготовка докладов и рефератов, проблемные лекции, творческие семинары и дискуссии, виртуальные конференции и семинары | |
Научные
кружки студентов, рефераты,
доклады, контрольные и курсовые работы, конкурсы УНИРС и УИРС, индивидуальные консультации |
Дополнительные
формы активизации обучения |
Проблемно ориентированные
кружки,
конкурсы студенческих проектов и работ на всех уровнях, сквозной план УИРС по заказам фирм и органов власти | |
Информационно-познавательные
с
разъяснением основных понятий, иллюстративным и упрощенными структурно- логическими схемами, часто под конспект |
Содержание
и характер
лекций |
Проблемно-ориентированные
с показом
всей сложности явлений и процессов, с опорой не учебник, анализом истории идей и способов решения проблемы ведущими учеными и научными школами мира | |
Вопросно-ответный
метод с ориентацией не
контроль самостоятельной работы и усвоения материала, прослушивание рефератов, частные и редкие дискуссии |
Характер
и методы
проведения семинаров |
Творческий, проблемно-ориентированный
на использование знаний, дискуссии по жизненным проблемам, проблемные рефераты, метод малых групп, целевые междисциплинарные семинары, виртуальные семинары | |
Рейтинговая
оценка учебной и творческой
активности, анонимный письменный зачет или экзамен под контролем государственной комиссии, письменные творческие разработки и проекты | |||
Индивидуальный
зачет или экзамен,
принимаемый одним преподавателем, чаще в устной форме собеседования, с большой вероятностью субъективизма и протекционизма |
Формы
аттестации контроля и | ||
Минимальный
объем знаний по Госстандарту
со слабой выживаемостью, часто формальных, не связанных с реальной жизнью, без навыка использования |
Результат
обучения (эффект) |
Аналитические
и познавательные
способности, навык использования знаний для решения конкретных проблем на микро-, мезо-и макроуровнях. |
Оплата труда | Вознаграждение
за
человеческий капитал |
Инвестиции
фирмы в
человеческий капитал | ||
•Базисная
(тарифная)
заработная плата •Сверхурочные •Программы текущего премирования •Доплаты за условия труда (вредность, риски,
вечерние и ночные смены, •Доплаты за совмещение профессий |
• Оплачиваемые
отпуска и
больничные • Медицинское страхование • Пенсионные программы • Компенсация подоходного налога • Участие в капитале и прибыли • Роялти (доходы от интеллектуальной собственности) • Бонусы менеджерам • Опционы акций • Выслуга лет (плата за приверженность) |
• Расходы на
охрану труда и
технику безопасности • Оздоровительные программы • Повышение квалификации и переквалификация • Информационное
обеспечение • Системы изобретательства • Оплата инициативных НИОКР • Программы закрепления кадров • Статусные льготы и привилегии |
Перманентный доход = Текущий доход + % от сбережений + Дивиденды на капитал (предпринимательские доходы)
Рисунок 1 – Структура оплаты труда и вознаграждений за использование человеческого капитала
Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда