Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике, а также проанализировать эффективность его использования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ : ВИДЫ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 9
1.2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал 9
1.2.2. Основные методики оценки человеческого капитала 13
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 24
2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 24
2.2 ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 47
3.1 ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНОВ 47
3.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 51
3.3 ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И 53
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

    Приводимые  цифры, характеризующие рост отдачи от инвестиций в высшее образование, не являются условным примером или мертвой абстракцией, они построены на реальных данных о заработках (Грейбел М.М., «Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития»). Тенденции зависимости заработков и качества жизни от образования воспринимаются молодыми людьми и их родителями на уровне здравого смысла и находят свое отражение в их поведении. Наиболее наглядно это иллюстрируется ежегодным, начиная с 1995 года, увеличением числа студентов, что подтверждает понимание молодыми людьми и их родителями необходимости получения высшего образования для успешной адаптации на рынке труда. Но процесс адаптации безусловно шире, чем просто выбор идти в вуз или нет. Если  бы дело обстояло так, то проблема адаптации на рынке труда сводилась бы только к ее внутрифирменным аспектам.

      В реальной жизни найти свое  место на рынке труда выпускнику  даже самого престижного вуза  не просто. Есть проблемы внешние  по отношению к выпускнику  – это и качество или содержание  полученного им образования, это  и система организации рынка труда, но есть и проблема внутренняя – то, насколько выпускник подготовлен к трудоустройству.  В процессе поиска работы проявляется еще одна условность теории человеческого капитала – предположение, что полученное образование обязательно востребовано на рынке труда. Следует признать, что в современных условиях это далеко не всегда так: разрыв в деятельности системы образования и функционировании рынка труда приводит к безработице специалистов с высшим образованием. Преодоление этой проблемы является предметом специальных исследований, стоит отметить лишь, что реализация человеческого капитала в виде высоких устойчивых доходов возможна при своевременной и эффективно действующей системе профессиональной ориентации и профессионального отбора, адекватной подстройке системы образования под требования рынка труда, развитии рыночной инфраструктуры, ориентированной специально на выпускников вузов. 

3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

3.1 Прогнозы развития Индекс развития человеческого потенциала страны и регионов

 

    Социально-экономическое  развитие инновационного общества имеет  своей целью не столько рост материального  богатства общества, сколько создание условий для развития человеческого капитала. Мировой Банк еще в 1991 г. сделал вывод о том, что всякий экономический прогресс должен, помимо роста дохода на душу населения, сокращения уровня бедности, предполагать и рост социальной справедливости, улучшение образования, здравоохранения и питания, а также защиту окружающей среды. Кроме того, человеческий капитал составляет основу национального богатства развитых стран и создает предпосылки для экономического роста развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Потенциал и результаты развития человеческого потенциала оцениваются индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанным ООН и включающим показатели ожидаемой продолжительности жизни, грамотности взрослого населения, индекса доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе, благосостояние, измеряемого ВВП на душу населения. Отсюда видно, что показатели человеческого развития отражают качество функционирования отраслей социальной сферы, которые являются так называемым «локомотивом», создающим условия для человеческого развития.

    Подробнее о ИРЧП и методике его расчета была написано во второй главе. Таким образом, рейтинг страны по ИРЧП оценивается по относительному расстоянию показателей между лучшим и худшим уровнем стран, включенных в наблюдение и оценку. В начале XX в. Россия по оценке комитета по развитию человеческих ресурсов (ПРООН) занимала только 71 место.14 Такой низкий рейтинг обусловлен низким экономическим доходом, в 5 раз ниже среднего в странах с высоким уровнем развития, и низким индексом ожидаемой продолжительности жизни, на 0,13 ниже высокоразвитых стран. По уровню и доступности образования индекс России даже превосходит показатель развитых стран (0,92 и 0,91), что позволяет надеяться на будущий общий рост национального человеческого капитала. Индекс человеческого развития России можно оценит по данным таблицы 6. 

    Таблица 6 – Индекс человеческого развития в России

Годы  Индекс  человеческого развития В том  числе индексы 
ожидаемой продолжительности жизни  уровня образования реального ВВП  на душу населения 
    1992     0,849     0,71     0,89     0,95
    1993     0,804     0,71     0,92     0,78
    1994     0,792     0,68     0,92     0,78
    1995     0,769     0,68     0,92     0,71
    1996     0,790     0,68     0,92     0,68
    1997     0,767     0,70     0,92     0,68
    1998     0,760     0,70     0,92     0,66

    Источник: Кузнецова Е.В. Индекс человеческого  развития и тенденции

    его изменения в России и зарубежных странах // «Вестник статистики», 1999,

    №2, С.21

    Еще в 1992 году по индексу человеческого  развития могла быть отнесена к странам  с выше среднего уровнем развития. Но в последние годы индекс человеческого развития в Росси снизился. По образовательному потенциалу Россия находится на уровне развитых стран. В то же время по состоянию здоровья и ВВР на душу населения Россия оказалась в группе развивающихся стран. Особенно велико отставание России по продолжительности жизни. В результате за десятилетия реформ (с 1990 по 2000 гг.) ИРЧП снизился почти на 6%.15 Развитие общества, по обоснованию авторов ПРООН (Программа Развития при ООН), невозможно, если не реализуются три главные цели человека: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести, расширить и обновить знания; получить доступ к средствам существования, обеспечивающий достойный уровень жизни. Следовательно, в России необходимо преодолевать отставание по уровню здоровья и работоспособности, по уровню образовательной и экономической активности. Процесс этот длительный и сложный. Поэтому необходимо реально оценить насколько удастся России продвинуться по показателю ИРЧП. Группой ученых под руководством Л.И. Абалкина проведены расчеты прогноза развития ИРЧП до 2025 года. (таблица 7)

    Таблица 7– Прогнозные оценки ИРЧП

      1990 2000 2001 2005 2010 2015 2020 2025
Индекс  ожидаемой продолжительности жизни  0,737 0,672 0,672 0,683 0,710 0,738 0,762 0,783
Индекс  уровня образования  0,920 0,920 0,920 0,920 0,920 0,920 0,920 0,920
Индекс  ВВП на душу населения  0,794 0,720 0,729 0,739 0,768 0,854 0,899 0,944
ИРЧП 0,817 0,771 0,774 0,780 0,799 0,837 0,860 0,882

    Источник: Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под

    общ. Ред. Л.И. Абалкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – С.101 

    Прогнозируемая  динамика ИРЧП характеризуется по трем этапам следующим образом. На первом этапе индекс человеческого развития возрастает в 2010 г. по сравнению с 2000 г. всего на 3,6% (в среднем 0,35% в год). На втором этапе прирост показателя в 2015 г. составит 4,6% по сравнению с 2010 г. (т.е. 0,9% ежегодно). На третьем этапе прирост достигнет 5,4% (в среднем 0,5% в год). Таким образом, уровень ИРЧП 1990 г. будет превышен лишь к 2015г.

    Достижение  Россией уровня ИРЧП наиболее развитых стран предполагает, прежде всего, соответствующий  рост индекса продолжительности  жизни. Расчеты показывают, что приближение  этого показателя к уровню 1997 г. даже таких постсоциалистических стран, как Чехия и Польша16, наступит не ранее 2030 г. Тогда значение ИРЧП для России (при продолжении 5% роста ВВП до 2030 г.) будет равно 0,902, что близко к уровню 1997 г. для таких стран, как Италия, Люксембург, Австрия, Дания. Динамика показателя, адекватно отражающего, по мнению специалистов, состояние социально-экономической системы в целом, свидетельствует, что намечаемые темпы экономического роста и социальных преобразований весьма умеренны и увеличивают временной интервал перехода системы на качественно иной уровень.

    По  мнению Новицкого С.А. и Евченко А.В интегральный показатель развития человеческого потенциала может быть расширен. Он может включать в себя шесть основных составляющих: ожидаемую продолжительность жизни при рождении, уровень образования, бедности, неравенства в распределении доходов, безработицы и реального ВВП на душу населения. Данный модифицированный показатель может применяться не только для расчета ИРЧП на уровне страны, но и на уровне региона. В приложении в таблице 8.1 и8.2 приведены рейтинг стран мира по ИРЧП, а также оценка РИРЧП по Центральному округу РФ.

    На  данном этапе развития ставятся следующие  цели для регионов РФ: повышение средней продолжительности жизни до 85 лет, доступность получения образования и обеспечение достойного уровня доходов, снижение уровня бедности до 5%, безработицы до 2% и степени социального расслоения до 0, 25. Достижение вышеназванных ориентиров предполагает приближение агрегированного индекса к 1, тем выше будет считаться уровень жизни населения регионов.

3.2 Роль государства в воспроизводстве национального человеческого капитала

    Как видно из проведенного анализа, для  увеличения индекса развития человеческого  потенциала в России необходимо проведение, прежде всего, грамотной социальной политики и перевод социальной сферы с пути эволюционных катастроф на путь эволюционных революций. Первые шаги в данном направлении уже предпринялись Правительством России. Так в конце 2005 г. бывший президент РФ Путин В.В. выступил с достаточно радикальными социально-экономическими инициативами. Базовой идеей президентской программы являлись инвестиции в человеческий капитал, а именно: в жилищные программы, образование и здравоохранение, сельское хозяйство. В.В. Путин отметил, что «…именно эти определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. …В конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».17 На инвестиции в человеческий капитал в ближайшие три года будет потрачено 500 млрд. руб, далее сумму предполагается увеличивать.18

    В области здравоохранения планируются  следующие мероприятия. В ближайшие  два года оснастить новым оборудованием 10 тыс. муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов, повысить заработную плату участковым терапевтам, педиатрам и врачам общей практики, обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики, обновить автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных средств связи. Предполагается также поднять эффективность работы уже существующих центров высоких медицинских технологий и построить новые, прежде всего регионах, включая Сибирь и Дальний восток. Благодаря этому, по прогнозам удастся в четыре раза увеличить количество россиян, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь.

    В области образования предполагается выделить в ближайшие два года «значительные суммы» на приобретение вузами и школами, активно внедряющими  инновационные образовательные  программы, лабораторного оборудования, программного обеспечения. А также на модернизацию учебных классов, подготовку преподавателей, рост доходов квалифицированных научных сотрудников и школьных учителей. По прогнозам как минимум 20 тыс. школ должны получить доступ к Интернет. Для поддержки талантливой молодежи будет учреждено не менее 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов. Глава государства предложил также учредить ежегодные поощрения в размере 100 тыс руб. для 10 тыс. лучших учителей страны.

Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда