Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике, а также проанализировать эффективность его использования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ : ВИДЫ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 9
1.2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал 9
1.2.2. Основные методики оценки человеческого капитала 13
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 24
2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 24
2.2 ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 47
3.1 ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНОВ 47
3.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 51
3.3 ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И 53
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

    Предполагается  также задействовать казенные деньги из бюджетов всех уровней и для решения жилищных проблем. Средства будут выделены на оснащение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под жилищное строительство. Причем объемы этого строительства существенно увеличиться, не менее чем на треть .19Особое значение придается ипотеке. Планируется завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг, разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному кредитованию и жилищному кредитованию, предоставив им серьезные государственные гарантии. Особое внимание при внедрении данной программы  в жизнь будет уделяться проблеме тарифов на социально значимые услуги, которые регулируются местными органами власти. Это прежде всего тарифы на общественный транспорт, ЖКХ и связь.

    В программе поддержки и развития сельского хозяйства большое  внимание будет уделяться вопросу  газификации страны, субсидированию процентных ставок по кредитам сроком до восьми лет на строительство и  модернизацию животноводческих комплексов, политике таможенно-тарифного регулирования при определении квот на продовольствие, отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, и других отраслей, не имеющих отечественных аналогов, обеспечив тем самым технологическое перевооружение российской экономики и науки.

    Таким образом, президент по сути сформулировал  программу социальной революции  сверху. По словам председателя Госдумы  Грызлова Б. на реализацию приоритетных социальных программ, предложенных президентом потребуется не менее 100 млрд. руб .20

    На  макроэкономическую ситуацию новые  социальные расходы, по прогнозам экспертов, практически не повлияют. Предполагаемая сумма составляет всего 0,5% ВВП и  для бюджета незначительна.21 Эксперты прогнозируют небольшой рост потребительского спроса, т.к. деньги в основном достанутся наименее обеспеченным гражданам. При этом нагрузка на бюджет в ближайшей перспективе немного снизиться, т.к. повышение заработной платы бюджетников проводиться с одновременно с постепенным переходом на платное образование и здравоохранение.

3.3 Образование – важнейшая подсистема формирования и

развития  человеческого капитала

    Как видно, одним из направлений, обеспечивающим рост накопления и воспроизводства  человеческого капитала является образование, которое обеспечивает подготовку кадров для каждой из сфер общественного воспроизводства. Содержание и состояние системы образования определяется социально-экономической обустроенностью общества. Социальный институт, создаваемый системой образования, различными учебными заведениями (от начальных до высших) предназначен для отбора, сохранения, репродуцирования, распространения, тиражирования и широкого проникновения в массовое сознание профессиональных знаний, научных теорий и культурных ценностей.

    В России со времен перестройки и последовавших за ней реформ прочно утвердилось мнение, что в нашей стране в отличии от развитых стран запада практически нет связи между уровнем полученного образования и уровнем реального дохода. В статье И.Березина «Интеллектуальный капитал», утверждается, что российский средний класс тратит на образование существенно большую часть своих доходов, чем те же американцы. Но рынок образовательных услуг требует еще большего. По официальным данным в начале XXI в (2001-2004 гг) население России тратило на образование приблизительно 2 млрд. долл. в год. По расчетам И.Березина в России более 600 государственных ВУЗов, в которых обучается порядка 1,5 млн. студентов, причем более 50% (53,5%) на платной основе. За последние три года на платные отделения государственных ВУЗов было принято 1,6 млн. студентов, а общее число студентов, оплачивающих свое образование в государственных ВУЗах составляет не менее 2 млн. из 4,8 млн. Если к этим 2 млн. прибавить еще 630 тыс. студентов, обучающихся в 3888 негосударственных ВУЗах, то получается, что половина студентов сегодня уже оплачивает свое образование. Не менее 3 млн. семей официально оплачивает обучение своих детей в высших и средних специальных учебных заведениях. Стоимость одного года обучения в российских вузах и техникумах колеблется от 250 до 5 тыс долл. Средневзвешенное значение находится в районе 500-750 долларов в год. Таким образом, только на официальную оплату обучения детей российские граждане тратят порядка 1,5-2,25 млрд.долл.

    Первое  высшее образование для детей  рассматривается в последнее время как необходимое условие для будущего вхождения в средний класс. Сознательно или подсознательно люди начинают понимать, что оплата образовательных услуг является долгосрочной инвестицией в собственный человеческий капитал. Инвестицией конечно, достаточно рискованной, т.к. немедленного роста дохода после окончания учебного заведения никто гарантировать не может, но потенциально очень высокодоходной.

    Можно выделить ряд закономерностей в  соотношении заработной платы и  уровня образования. Во-первых, заработки сильно коррелируют с образованием. В каждой возрастной группе более образованные работники зарабатывают больше, чем менее образованные. Во-вторых, заработки увеличиваются с возрастом, достигая пика, затем незначительно снижаются или остаются на одном уровне. В-третьих, заработка растут с возрастом в большей мере для более образованных работников, чем для менее образованных. В-четвертых, чем выше уровень образования, тем в более позднем возрасте достигается максимум заработков.22 Расчеты показывают, что вложения в высшее образование, осуществляемые человеком, как правило, полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды.

    Таким образом, можно заключить, что спрос на образовательные услуги в условиях инновационной экономики должен и будет расти, а инвестиции в человеческий капитал должны стать основополагающими в бюджете населения. Однако спрос на образовательные услуги не соответствует предложения на рынке образовательных услуг. Это связано с тем, что подготовка специалиста является длительным процессом, занимающим 4-5 лет, такова средняя продолжительность временного лага, отделяющего сдвиг спроса на рынке труда от происходящего в результате сдвига изменения потока подготовленных специалистов соответствующего профиля. Рынок специалистов с высшим образованием характеризуется постоянным чередованием периодов относительного избытка и нехватки представителей соответствующей квалификации.

    Существующая  в России система образования  и подготовки кадров отличается направленностью  на профессионально- техническое обучение и подготовку квалифицированных работников для отраслей производства, преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области. Поэтому, хотя общий уровень образования и подготовки кадров может быть оценен как достаточно высокий, тем не менее он не способствует мобильности и успешной адаптации индивида на рынке труда.

    Для разрешения данного противоречия необходим инновационный подход к образованию. В таблице 9 представлен традиционный и инновационный подходы к профессиональному образованию.

    В отличии от традиционного подхода, основанного на передаче и воспроизводстве  знаний преподавателем студентам с  использованием упрощенных примеров и  схем, инновационный подход основан  на самостоятельном усвоении знаний при поддержке преподавателя и развитии навыков анализа и решения реальных проблем. Центральной фигурой в данном случае является студент, который активно стремиться осознать реальные приоритетные проблемы, выбирает способы их решения, привлекая необходимые знания, в том числе мировые источники информации и общение с ведущими специалистами в данной области знаний. Преподаватель при этом является организатором и консультантом, а не практически единственным источником информации и экспертом в оценке объема и качества знаний студента.

    Инновационный подход изменяет и структуру учебных  программ и учебных курсов, а также  время обучения. Модульная динамичная учебная программа должна базироваться на выделении базисных (фундаментальных) проблем с соответствующим набором  методов и средств их решения. Время обучения определяется способностями студентов и индивидуальным планом освоения учебного курса. Средствами обучения в данном случае становятся компьютерные, мультмедийные учебники. Ежегодно обновляемые и базы данных в глобальном информационном пространстве. Дополнительными источниками в данном случае становятся лучшие мировые информационные источники. Основными формами обучения при таком подходе являются самостоятельное изучение источников, подготовка докладов и рефератов, проблемные лекции, творческие семинары и дискуссии, виртуальные конференции. Данный подход позволяет сформировать аналитические и познавательные способности у студентов, навыки использования знаний для решения конкретных проблем на микро-, мезо- и макроуровнях. Эти навыки позволят дипломированным специалистам найти свое место на рынке труда.

    В выработке адекватного современным  реалиям экономического сознания важную роль играет непрерывное образование  на рабочих местах, особенно для  специалистов и менеджеров, или системы коучинга. В продвинутых фирмах развитых стран последние 15 лет отмечается бум коучинга: создаются фирменные и региональные коуч-центры, проводятся семинары и конференции, готовятся кадры коучей и наставников. Эту работу начинает и Орловский государственный технический университет. Созданы институт повышения квалификации и переподготовки кадров (антикризисные управляющие) и ассоциация коучинга и развития человеческого капитала. Коучинг – это процесс индивидуального и мелкогруппового непрерывного обучения кадров. От традиционных форм повышения квалификации коучинг отличает ряд существенных черт (таблица 10).

    В инновационном экономике надо переходить от систем оплаты простого труда к  оплате за вложенный человеческий капитал. Именно этот опыт США и развитых стран надо изучать и перенимать, а не только монетарные рецепты о финансовой стабилизации. На рисунке 1 в приложении представлена структура современной оплаты труда с учетом вложений человеческого капитала. Данная система помимо основной оплаты труда (базисной, премирования, доплат и т.п.) включает в себя вознаграждение за непосредственно вложенный человеческий капитал (оплата отпусков, пенсионные программы, участие в капитале и прибыли, бонусы менеджерам и т.п.) и инвестиции фирмы в человеческий капитал (расходы на охрану труда, оздоровительные программы, повышение квалификации, системы интрапренерства и т.п). 
 

    Таблица 10, Отличительные признаки систем коучинга

Критерии  сравнения      Традиционный 

    подход 

    Коучинг
Формы обучения Лекции, семинары Индивидуальное наставничество
Акценты Пополнение  и обновление знаний Тренировка  умений и навыков
Организация По планам администрации По личным планам развития
Мотивация Административная  ответственность Рост компетентности и карьера
Оценка  результативности Посещаемость  с формальным зачетом Профессиональная  и производственная активность
Центральная фигура процесса обучения Приглашенные  специалисты со стороны Коуч, наставник, тренер
 

    В России появились фирмы, которые  начинают осваивать эти системы вознаграждения персонала, в т.ч. стимулирования изобретательской и рационализаторской деятельности, использования систем участия в капитале и прибыли предприятий системы внутрифирменного предпринимательства.

    Наиболее  общие сведения о социальной эффективности образования дают показатели, характеризующие изменение образовательного уровня трудоспособного населения. По данным статистики характерной чертой последних лет является постоянное повышение уровня образования населения: высокий общеобразовательный уровень рабочей силы значительно облегчает ее приспособление к постоянно изменяющимся условиям производства, к структурным сдвигам в экономике. Другим важным показателем социальной эффективности образования являются зависимости продолжительности жизни от уровня образовательной подготовки: между уровнем образования и состоянием здоровья населения прослеживается устойчивая взаимосвязь. Индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в среднем живут дольше.

    Это связано с тем, что лица с лучшей образовательной подготовкой имеют больше возможностей эффективно использовать свой капитал здоровья. Ведут здоровый образ жизни, как правило, избирают профессии, не связанные с вредными и опасными условиями труда, разумнее пользуются медицинским услугами.23

    Важным  показателем социальной эффективности образования является уровень безработицы среди различных по образованию групп населения. Уровень безработицы падает с повышением образовательной подготовки населения. Это объясняется тем, что образование делает труд человека более эффективным, повышая ценность более образованного работника на рынке труда. Данные о зависимости масштабов безработицы населения от уровня образования также отражают тенденцию роста сложности труда, которая ведет к повышению требований к уровню квалификации работников во многих профессиях, и всего человеческого капитала.

    Таким образом, можно заключить, что одним  из путей выхода России из затянувшегося  кризиса является совершенствование механизмов накопления и воспроизводства человеческого капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость  и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, содержание процесса труда.

Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда