Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике, а также проанализировать эффективность его использования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ : ВИДЫ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 9
1.2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал 9
1.2.2. Основные методики оценки человеческого капитала 13
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 24
2.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 24
2.2 ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
3. ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 47
3.1 ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНОВ 47
3.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 51
3.3 ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И 53
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

    Развитие России упирается в проблему «человеческого капитала». Пока нет ясного представления, как перевести этот капитал из пассива в актив, но саму необходимость государство уже осознает .

    По  многим показателям население России - уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас в стране один из самых высоких в мире, также и уровень охвата среднего образования. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии - стране с самым высоким уровнем образования в ЕС - 78%, в Великобритании - 76%, в Испании и вовсе заметно меньше - 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов - один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными .

    С другой стороны - уровень смертности, самый высокий. Если смотреть показатель смертности в трудоспособном возрасте, то мы находимся на уровне, сопоставимом с африканскими странами. Уровень травматизма на производстве также один из самых высоких в Европе.

    Главным препятствием устойчивого и быстрого экономического роста в России принято  считать ее природные ресурсы. Речь идет о наблюдаемой во многих случаях  закономерности: богатые природными ресурсами экономики в среднем действительно растут медленнее.

    В зависимости от обеспеченности природными ресурсами можно условно выделить две траектории экономического развития. В странах с большими запасами природных ресурсов примитивная: трудоемкая добыча ресурсов сменяется постепенно все более капиталоемкой: ручной труд на шахтах замещается техникой, развиваются отрасли, перерабатывающие ресурсы. Богатые нефтью страны по мере накопления капитала проходят путь от примитивной добычи до развития нефтехимической промышленности. Страна экспортирует товары, связанные с сырьем, поскольку именно запасы сырья определяют ее место в мировом разделении труда, но доля добавленной стоимости в этих товарах постепенно повышается.

    Траектория  развития стран, бедных ресурсами, выглядит иначе. Здесь сначала начинают развиваться ремесла, требующие много труда и мало других ресурсов. Постепенно накопление капитала приводит к развитию все более сложных обрабатывающих отраслей, где основными факторами производства являются труд и капитал. Экспорт такой страны, вначале очень трудоемкий, В дальнейшем становится вес более и более капиталоемким.

    Две эти траектории принципиально различаются  динамикой накопления человеческого  капитала, который включает как формальный уровень образования, так и развитие навыков и умений, необходимых для производства продукции. В условиях богатой ресурсами экономики в добывающих и обрабатывающих отраслях капитал постепенно замещает труд и снижает его роль в производстве. Здесь и возникает проблема. С одной стороны, стимулы к инвестициям в человеческий капитал снижаются, а с другой, переход на следующую ступень развития - к примеру, от добычи сырья к переработке - невозможен без достаточного количества высокообразованных и квалифицированных работников.

    Данная  проблема не возникает в бедных ресурсами  экономиках. Здесь по мере накопления капитала тру Д становится все  более и более дефицитным, то есть более дорогим, а потому у самих  работников имеются стимулы вкладывать средства в приобретение новых навыков, что, в свою очередь, ускоряет развитие новых, более прогрессивных отраслей обрабатывающей промышленности.

    Чтобы проверить эту гипотезу, специалисты  Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) изучили особенности развития 11 отраслей промышленности в 44 странах на протяжении 1980-1990 годов. Выяснилось, что в богатых углеводородами странах отрасли, где больше используются работники с высоким уровнем человеческого капитала (нефтехимия, машиностроение и другие), находятся в менее выгодном положении по отношению к другим отраслям (например, к пищевой промышленности), чем в странах, бедных ресурсами. В экономиках, богатых природными ресурсами, отрасли, требующие высококвалифицированного труда, теряют 1-2% роста в год по сравнению с теми же отраслями в бедных ресурсами странах.

    Достаточно  распространено мнение, что уровень  образования, остался одним из последних  рубежей, где Россия имеет некоторый  задел. Тем не менее, данные опросов  предприятий показывают растущий дефицит в стране менеджеров среднего звена, а в опросах бизнесменов нехватка квалифицированной рабочей силы все последние годы стоит по значимости на первых местах в рейтинге проблем, так же большинство развитых европейских стран трудоустраивают у себя наших менеджеров в большинстве случаев только после прохождения соответствующего образования в Европе, что также говорит о низком качестве подготовки наших кадров, в данном случае в области управления.

    Многие  факты указывают на тяжелый кризис в профессиональном образовании и на падение уровня университетского образования. В полном соответствии с описанной выше моделью ресурсное богатство страны не способствует развитию рынка высококвалифицированного труда, а государство откладывает проведение реформ в сфере образования на неопределенный срок. Это, в свою очередь, препятствует развитию высокотехнологичных обрабатывающих производств, которое необходимо для снижения сырьевой зависимости.

    Выводы  эти важны потому, что указывают  на путь преодоления этого кризиса. Развитие профобразования, ориентированного на подготовку специалистов для нужд следующего этапа развития экономики, должно стать одной из важнейших задач экономической политики. Рынок не может решить эту проблему сам. Государство могло бы инвестировать в образование и оперативно изменять его стандарты по мере роста спроса экономики на трудовые ресурсы нового качества.

    Ученые  также отмечают кризисную ситуацию с человеческим капиталом в России. Все происходящие в стране изменения  обессмыслили привычную стратегию  развития человеческих ресурсов, подорвали сложившиеся источники финансирования, вызвали глубокие диспропорции в структуре спроса и предложения на рынке труда, обесценили значительную часть накопленного человеческого потенциала.

    С.А. Курганский выделил самые заметные проявления кризисной ситуации относительно состояния человеческого капитала России :

    - критическое финансовое положение  образования и науки, что прямо  сказывается на качестве обучения  и научных исследований;

    -девальвация  человеческого капитала у ряда категорий экономически активного населения и появление интеллектуальной безработицы;

    -образование  избытка кадров высокой квалификации  в отраслях ВПК в связи с  резким сокращением ассигнований  на оборону; 

    -снижение  относительных заработков лиц  с высшим образованием, что заставляет их менять профессию и искать побочные заработки;

    -утечка  умов;

    -недостаточность  рыночно-ориентированных знаний  и навыков у хозяйственной  и политической элиты страны;

    -несоответствие  квалификации государственных чиновников  новым условиям и задачам;

    -дефицит  преподавательских кадров, способных  осуществить рыночно ориентированную  подготовку на высоком современном  уровне;

    -рост  социально-психологической напряженности  в обществе из-за вынужденной  смены привычных моделей поведения.

    В конце ХХ века была предпринята попытка  сформулировать новые цели и задачи развития человечества. На первое место  были поставлены не темпы экономического роста, а устойчивое развитие человека. Была создана специальная международная  организация - Про грамма развития ООН (ПРООН), в рамках которой с 1990 года выпускаются доклады о развитии человека.

    В 1990г. Организация Объединенных наций, в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, ввела в международный  политический и научный оборот индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он является сводным показателем развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:

    1) долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

    2) знаниям, определяемым уровнем  грамотности взрослого населения  (с весовым коэффициентов 2/3) и  совокупным валовым контингентом  учащихся начальных, средних и  высших учебных заведений (с весовым коэффициентом 1/З);

    З) достойному уровню жизни, измеряемому  показателем ВВН на душу населения (ППС в дол. США).

    Выбор данных показателей не случаен, поскольку  трудовой потенциал общества увеличивается  за счет сокращения заболеваемости и травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопление знаний и т.д. Повышение уровня образования отдельного человека и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общества - и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный. трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений – интеллектуально и духовное богатство общества.

    Таким образом, ИРЧП учитывает большинство  составляющих человеческого капитала и достаточно адекватно характеризует  сумму накопленного определенным государством или регионом каждого государства  человеческого капитала.

    Механизм  расчета ИРЧП сводится к нахождению индексов по каждому из трех вышеперечисленных аспектов по следующей общей формуле:

                                                                                (1.1) 

    где IАрчп - индекс развития человеческого потенциала по каждому аспекту; А - фактическое значение показателя по данному аспекту; Aмин Амах - минимальное и максимальное (предельные) значения показателя по данному аспекту.

    При расчете индекса ожидаемой продолжительности  жизни предельные значения составляют 25 и 85 лет; в индексах грамотности взрослого населения и совокупного валового контингента учащихся они равны 0% и 100%; в индексе ВВП на душу населения - 100 и 40000 долларов США согласно ППС национальной валюты. В Люксембурге показатель ВВП на душу населения превышает максимальное значение, поэтому в расчетах он искусственно ограничен 40 000 долл.

    Для подсчета индекса уровня образования (I) необходимо вычислить индекс грамотности взрослого населения (Iгвн) и индекс валового числа поступивших в учебные заведения (Iвчп).Первый войдет с весовым коэффициентом 2/3, а второй с коэффициентом 1/3, т.е.

                                                                                       (1.2)

    Окончательный  индекс развития человеческого капитала определяется как среднее арифметическое индексов по аспектам.

    Для подсчета индекса ВВП используется следующее правило подсчета:

                                                                  (1.3)

    Для демонстрации данного механизма  сравнения стран в действии рассчитаем и приведем таблицу, в которой указаны данные, характеризующие все 3 аспекта, необходимые для расчета ИРЧП (таблица 1). Во второй таблице (таблица 2) вычислим индексы по каждому аспекту и непосредственно сам ИРЧП по странам Европы. Расположение стран в таблицах соответствует занимаемому месту среди европейских государств по величине ИРЧП.

    Для расчета всех показателей в таблицах 1 и 2 использовались статистические данные за 2006 год.

    Для сравнения России с развитыми  странами Европы, где высок показатель ИРЧП, в первой колонке приведено значение показателя по конкретной стране, а во второй - расхождение показателей у данной страны и России. Это позволит проанализировать нам все показатели и сделать соответствующие выводы. Все приведенные статистические данные относятся к 2006 году.

    Анализ  полученных цифр позволяет сделать  вывод о крайне низкой продолжительности  жизни в России, которая меньше чем в любой другой рассматриваемой  стране. Уровень грамотности взрослого  населения России является величиной  близкой к 100% . Этот показатель по своему значению не уступает многим развитым странам Европы, находящимся в таблице среди стран с высоким показателем индекса РЧП.

Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на рынке труда