Инвестиции в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:03, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить понятие человеческого капитала;
• Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Описание человеческого капитала.docx

— 87.33 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономической теории в  качестве факторов, влияющих на экономический  рост, рассматривается достаточно широкий  набор переменных, которые можно  объединить в следующие группы: физический и природный капитал (основные фонды, природно-сырьевые ресурсы), человеческий капитал, финансовые ресурсы, технический  прогресс и эффективность организации  экономики (эффективность функционирования институтов).

Эффективность экономики  современных государств на макроуровне  и предприятий на микроуровне  в огромной степени зависит от человеческого фактора. Примеры  стран, не имеющих богатых ресурсов, тем не менее, уже вошедших в число  наиболее конкурентоспособных стран  мира, показывают, что они делали инвестиции в человеческий капитал. И те страны, которые воспользуются  этим опытом, смогут переломить ситуацию в сфере образования, в интеллектуальном потенциале своей страны, смогут создать  экономику инновационного развития.

Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные  внешние условия, без хорошо подготовленного  персонала высокой эффективности  работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности  и выживания фирмы. Человек является важнейшим фактором успешного производственного  процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для осуществления новых  инвестиций при создании нового предприятия  можно получить на рынке капиталов, найти же компетентных сотрудников  гораздо сложнее.

Поэтому в современных  условиях конкурентоспособность предприятий  и организаций во многом определяется качеством их кадрового состава. Чем выше уровень квалификации и  способностей работников предприятия  – тем, в конечном итоге, выше шансы  предприятия повысить эффективность  производства и качество продукции, вовремя произвести необходимые  нововведения и обеспечить соответствие производимой продукции требованиям  потребителя.

Уровень творческого потенциала работника определяется не только его  квалификацией, но и умственными  способностями, склонностью к тому виду деятельности, которым он занимается, структурой и силой его трудовой мотивации, личностными особенностями. Не все люди в равной степени обладают качествами, формирующими способность  человека к сложному умственному, творческому  труду. Поэтому руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах.  

“Человеческий капитал” - как  определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных  знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода  времени в целях производства товаров и услуг”.     

Сторонники  теории человеческого капитала разработали  количественные методы анализа эффективности  вложений в образование, медицинское  обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи. Главное внимание в этом анализе уделяется производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство.     

Всем  вышеизложенным объясняется актуальность темы работы.     

Целью работы является изучение человеческого капитала и его  роли в развитии современной экономики.      

Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

  • Осветить понятие человеческого капитала;
  • Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

    1. Экономический рост, как макроэкономическая цель

 

В экономической теории в качестве факторов, влияющих на экономический  рост, рассматривается достаточно широкий  набор переменных, которые можно  объединить в следующие группы: физический и природный капитал (основные фонды, природно-сырьевые ресурсы), человеческий капитал, финансовые ресурсы, технический  прогресс и эффективность организации  экономики (эффективность функционирования институтов).

Эффективность экономики современных  государств на макроуровне и предприятий  на микроуровне в огромной степени  зависит от человеческого фактора. Примеры стран, не имеющих богатых  ресурсов, тем не менее, уже вошедших в число наиболее конкурентоспособных  стран мира, показывают, что они  делали инвестиции в человеческий капитал. И те страны, которые воспользуются  этим опытом, смогут переломить ситуацию в сфере образования, в интеллектуальном потенциале своей страны, смогут создать  экономику инновационного развития.

Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние  условия, без хорошо подготовленного  персонала высокой эффективности  работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности  и выживания фирмы. Человек является важнейшим фактором успешного производственного  процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для осуществления новых  инвестиций при создании нового предприятия  можно получить на рынке капиталов, найти же компетентных сотрудников  гораздо сложнее.

Поэтому в современных условиях конкурентоспособность предприятий  и организаций во многом определяется качеством их кадрового состава. Чем выше уровень квалификации и  способностей работников предприятия  – тем, в конечном итоге, выше шансы  предприятия повысить эффективность  производства и качество продукции, вовремя произвести необходимые  нововведения и обеспечить соответствие производимой продукции требованиям  потребителя.

Уровень творческого потенциала работника  определяется не только его квалификацией, но и умственными способностями, склонностью к тому виду деятельности, которым он занимается, структурой и силой его трудовой мотивации, личностными особенностями. Не все люди в равной степени обладают качествами, формирующими способность человека к сложному умственному, творческому труду. Поэтому руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах.

Поэтому хозяйствования определяется в первую очередь кадрами. Известно, что производство, особенно со сложной  технической базой, тем эффективнее, чем органичнее, полнее управление ориентировано на социальную природу хозяйственной системы.

 

    1. Сущность категории человеческий капитал, как фактор экономического роста

 

Некоторые люди рождаются с определенными  способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для  их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных  певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются – лишь полдела. Обучение и образование важны, по крайней мере, не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров.

Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером, с этой точки зрения практически  то же самое, что купить грузовик, чтобы  заняться перевозкой гравия. В обоих  случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущем  получить то, что даст ему возможность  зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает  капитал в виде машины, а бухгалтер  получает человеческий капитал —  капитал в виде умственных способностей [11, с. 255–256].

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных  потребностей человека и общества в  целом. Впервые термин использовал  Теодор Шульц, а его последователь  — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав  эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический  подход к человеческому поведению [7, c. 124].

Первоначально под человеческим капиталом  понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность  к труду – образование и  профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние  расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские  расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком  смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого  труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное  и рациональное функционирование человеческого  капитала как производительного  фактора развития.

Если кратко, то человеческий капитал  — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Это главный  фактор формирования и развития инновационной  экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа  развития.

Одним из условий развития и повышения  качества человеческого капитала является высокий индекс экономической свободы.

Понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых–экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.) [16, c. 62]. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.

Основоположники теории человеческого  капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось  и продолжает расширяться, включая  все новые составляющие человеческого  капитала. В результате человеческий капитал превратился в сложный  интенсивный фактор развития современной  экономики — экономики знаний.

В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США  и ведущих европейских стран.

На основе теории человеческого  капитала когда–то отставшая Швеция модернизировала свою экономику  и вернула в 2000–х годах лидерские  позиции в мировой экономике.

Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной. И создала свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса.

Сумела выйти на первое место  в мире в рейтинге по конкурентоспособности  экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.

Все это имело место не потому, что теория и практика человеческого  капитала реализовала в себе некую  волшебную палочку, а потому что  стала ответом экономической  теории и практики на вызовы времени, на вызовы зарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно–технического бизнеса.

Человеческий капитал является сложным и распределенным интенсивным  фактором развития. Он, словно кровеносные  сосуды в живом организме, пронизывает  всю экономику и общество. И  обеспечивает их функционирование и  развитие. Или, напротив, угнетает –  при низком его качестве. Поэтому  существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной  экономической эффективности, его  отдельной производительности, его  отдельного вклада в рост ВВП и  в повышение качества жизни. Человеческий капитал через специалистов и  информационные технологии вносит вклад  в развитие и рост экономики всюду, во всех видах экономической и  производственной деятельности.

Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и  производительности труда во всех видах  жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы  определяют производительность и эффективность  труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации  всех форм и видов.

Для воспроизводства человеческого  капитала необходимы значительные затраты  и различные виды ресурсов как  со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных  учреждений, частных фирм, семьи  и т. д.). Подчеркивая схожесть таких  затрат с вложениями других видов  капитала, экономисты относятся к  ним как к инвестициям в  человеческий капитал. Источниками  таких инвестиций являются затраты  работодателей, бюджетные расходы  государства, индивидуальные расходы  граждан.

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование  для инвестора каких–то выгод  как для себя непосредственно, так  и для третьих лиц. Так, для  работника – это повышение  уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени  и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности  фирмы. Для государства – это  повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан [8, c. 44].

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал