Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:03, реферат
Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить понятие человеческого капитала;
• Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ
В экономической теории в
качестве факторов, влияющих на экономический
рост, рассматривается достаточно широкий
набор переменных, которые можно
объединить в следующие группы: физический
и природный капитал (основные фонды,
природно-сырьевые ресурсы), человеческий
капитал, финансовые ресурсы, технический
прогресс и эффективность организации
экономики (эффективность
Эффективность экономики современных государств на макроуровне и предприятий на микроуровне в огромной степени зависит от человеческого фактора. Примеры стран, не имеющих богатых ресурсов, тем не менее, уже вошедших в число наиболее конкурентоспособных стран мира, показывают, что они делали инвестиции в человеческий капитал. И те страны, которые воспользуются этим опытом, смогут переломить ситуацию в сфере образования, в интеллектуальном потенциале своей страны, смогут создать экономику инновационного развития.
Какие бы ни были прекрасные
идеи, новейшие технологии, благоприятные
внешние условия, без хорошо подготовленного
персонала высокой
Поэтому в современных
условиях конкурентоспособность
Уровень творческого потенциала работника определяется не только его квалификацией, но и умственными способностями, склонностью к тому виду деятельности, которым он занимается, структурой и силой его трудовой мотивации, личностными особенностями. Не все люди в равной степени обладают качествами, формирующими способность человека к сложному умственному, творческому труду. Поэтому руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах.
“Человеческий капитал” - как
определяют его большинство западных
экономистов - состоит из приобретенных
знаний, навыков, мотиваций и энергии,
которыми наделены человеческие существа
и которые могут использоваться
в течение определенного
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи. Главное внимание в этом анализе уделяется производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы работы.
Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ГЛАВА 1
ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В экономической теории в качестве
факторов, влияющих на экономический
рост, рассматривается достаточно широкий
набор переменных, которые можно
объединить в следующие группы: физический
и природный капитал (основные фонды,
природно-сырьевые ресурсы), человеческий
капитал, финансовые ресурсы, технический
прогресс и эффективность организации
экономики (эффективность
Эффективность экономики современных государств на макроуровне и предприятий на микроуровне в огромной степени зависит от человеческого фактора. Примеры стран, не имеющих богатых ресурсов, тем не менее, уже вошедших в число наиболее конкурентоспособных стран мира, показывают, что они делали инвестиции в человеческий капитал. И те страны, которые воспользуются этим опытом, смогут переломить ситуацию в сфере образования, в интеллектуальном потенциале своей страны, смогут создать экономику инновационного развития.
Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие
технологии, благоприятные внешние
условия, без хорошо подготовленного
персонала высокой
Поэтому в современных условиях
конкурентоспособность
Уровень творческого потенциала работника определяется не только его квалификацией, но и умственными способностями, склонностью к тому виду деятельности, которым он занимается, структурой и силой его трудовой мотивации, личностными особенностями. Не все люди в равной степени обладают качествами, формирующими способность человека к сложному умственному, творческому труду. Поэтому руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах.
Поэтому хозяйствования определяется в первую очередь кадрами. Известно, что производство, особенно со сложной технической базой, тем эффективнее, чем органичнее, полнее управление ориентировано на социальную природу хозяйственной системы.
Некоторые люди рождаются с определенными способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются – лишь полдела. Обучение и образование важны, по крайней мере, не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров.
Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером, с этой точки зрения практически то же самое, что купить грузовик, чтобы заняться перевозкой гравия. В обоих случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущем получить то, что даст ему возможность зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает капитал в виде машины, а бухгалтер получает человеческий капитал — капитал в виде умственных способностей [11, с. 255–256].
Человеческий капитал —
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Человеческий капитал в
Если кратко, то человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Это главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является высокий индекс экономической свободы.
Понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых–экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.) [16, c. 62]. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.
Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие человеческого капитала. В результате человеческий капитал превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний.
В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран.
На основе теории человеческого капитала когда–то отставшая Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000–х годах лидерские позиции в мировой экономике.
Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной. И создала свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса.
Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.
Все это имело место не потому, что теория и практика человеческого капитала реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы зарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно–технического бизнеса.
Человеческий капитал является
сложным и распределенным интенсивным
фактором развития. Он, словно кровеносные
сосуды в живом организме, пронизывает
всю экономику и общество. И
обеспечивает их функционирование и
развитие. Или, напротив, угнетает –
при низком его качестве. Поэтому
существуют объективные методологические
трудности с оценкой его
Человеческий капитал вносит свой
вклад в повышение качества и
производительности труда во всех видах
жизнедеятельности и
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Инвестирование в человеческий
капитал предполагает преследование
для инвестора каких–то выгод
как для себя непосредственно, так
и для третьих лиц. Так, для
работника – это повышение
уровня доходов, удовлетворение от работы,
улучшение условий труда, рост самоуважения,
улучшение качества жизни. Для работодателя
– это повышение