Инвестиции в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:03, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить понятие человеческого капитала;
• Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Описание человеческого капитала.docx

— 87.33 Кб (Скачать)

В соответствии с принципами анализа  человеческого капитала в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания.     

Качественное и доступное здравоохранение  имеет определяющее значение для  перспектив человеческого развития в Беларуси. Совершенствование системы  здравоохранения сдерживается унаследованной от бывшего СССР структурой отрасли, приоритетом развития которой долгое время был количественный рост в  ущерб технической оснащенности, уровню оплаты персонала и другим аспектам качества медицинского обслуживания.      

Подобный  подход во многом сохраняется в финансировании здравоохранения и воспроизводится в структуре подготовки медицинского персонала.     

Все это приводит к неэффективному расходованию средств и нерациональному  использованию ресурсов. Указанные  проблемы усугубляются острой нехваткой  средств для финансирования отрасли. Для обеспечения устойчивости и  доступности национальной системы  охраны здоровья необходим поиск  решений, которые обеспечили бы не только эффективное использование ресурсов, но и привлечение дополнительного  финансирования.     

Проблемы, порожденные преимущественно экстенсивными подходами к развитию здравоохранения, наиболее заметны при сопоставлении качественных и количественных показателей Республики Беларусь и стран Западной Европы. Беларусь существенно уступает Германии, Франции и Швеции по уровню технической оснащенности и состоянию материальной базы многих медицинских учреждений, а также по срокам и уровню излечиваемости отдельных заболеваний. При этом в Беларуси число коек в больничных стационарах на 10 тыс. населения на 24,4% больше, чем в Германии, на 36,4% – во Франции и более чем в 3 раза – в Швеции. Средний срок пребывания больного в стационаре примерно в 2 раза дольше, чем в указанных странах. Это связано с тем, что в Беларуси,

помимо  непосредственного лечения, больной часто проходит в стационаре обследование и принимает процедуры, которые можно осуществлять на дому или в амбулаторных условиях.     

Кроме того, в Беларуси на 10 тыс. человек населения приходится 45,7 врача, тогда как в Австрии – 44, Франции – 40, Швеции – 37 врачей. При это соотношение численности врачей и средних медицинских работников в Беларуси существенно ниже, чем в промышленных странах Запада. В Австрии и США, например, на одного врача приходится 3,3 средних медицинских работника, тогда как в Беларуси – 2,6. Становится все более очевидным, что выпуск в республике квалифицированных медицинских сестер недостаточен для удовлетворения настоящих и будущих потребностей здравоохранения. Прямым следствием недостатка сестринского персонала является снижение качества медицинского ухода в стационарах. Кроме того, переизбыток врачей-специалистов часто приводит к неоправданному применению дорогостоящих медицинских процедур, что повышает расходы на медицинское обслуживание и увеличивает риск нежелательных последствий медицинского вмешательства для пациента.      

Проблемы, вызванные преобладанием  экстенсивных подходов к развитию здравоохранения, воспроизводятся в структуре  подготовки специалистов. В настоящее  время подготовка сосредоточена, главным  образом, на лечебно-диагностическом  направлении. Очень важно расширить  обучение в вузах, ординатуре, аспирантуре  и системе повышения квалификации специалистов в области профилактики, а также по управлению, экономике  и организации здравоохранения [12, c. 47].     

В финансировании здравоохранения  по-прежнему сохраняется устаревший механизм экономических взаимоотношений, который предусматривает обезличенное финансирование отрасли, зависящее  от мощности медицинских учреждений и численности персонала, а не от объема и качества предоставляемых  медицинских услуг. В связи с  этим идет разработка и апробация  новых подходов, включая подушевое финансирование. Подушевое финансирование предполагает оказание поддержки медицинским учреждениям первичного уровня в зависимости от численности прикрепленных к ним пациентов, что создает стимулы для активизации профилактической работы и повышения эффективности лечебно-диагностических процедур. Механизм подушевого финансирования был опробован в ходе известного Витебского эксперимента.     

Таким образом, система здравоохранения Беларуси унаследовала от бывшего СССР набор сложных проблем, и прежде всего преимущественную направленность на экстенсивный путь развития и относительно низкую приоритетность качества медицинского обслуживания. Происходит распыление ресурсов среди большого количества медучреждений, что мешает решению ключевых задач – значительному повышению заработной платы медицинскому персоналу и оснащению лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.      

В Беларуси происходит сокращение числа  больничных коек на душу населения  и количества больничных учреждений. Хотя эти тенденции в целом  свидетельствуют о росте эффективности  системы здравоохранения, существенное повышение качества медицинского обслуживания и его доступности может быть обеспечено только при увеличении объемов  финансирования отрасли. Государственное  финансирование в настоящее время  является основным источником бюджета  здравоохранения.     

Концепцией  развития здравоохранения Республики Беларусь, одобренной Советом Министров в октябре 1998 г., предусмотрено довести объем финансирования отрасли к 2010 г. до 10% ВВП. Для сравнения отметим, что в США уже сегодня соответствующие расходы составляют 13,6% ВВП, в Канаде – 10,3%, в Финляндии, Франции, Голландии, Германии, Италии, Норвегии – от 9,7 до 8,2% ВВП.     

Однако, удельный вес расходов на здравоохранение  в ВВП недостаточно полно отражает картину финансового обеспечения  отрасли. Необходимо также учитывать  абсолютные расходы на здравоохранение  в пересчете на душу населения. В  США они достигают примерно 3 тыс. дол. в год, в странах Западной Европы – около 1,5 тыс., а в Беларуси – около 90 дол.     

Одним из крайне тревожных проявлений недостаточного финансирования здравоохранения  является низкая заработная плата работников этой сферы. Не компенсируется в достаточной  мере круглосуточный режим работы медицинских  учреждений, сверхурочная работа, контакт  с опасными патогенными факторами.      

В итоге часть медицинских кадров, отличающихся наиболее высокой квалификацией и динамичностью, переходят в платные лечебные учреждения или уходят в другие структуры, что снижает потенциал общедоступного здравоохранения.      

В условиях, когда средства государства  ограничены, необходимо повысить роль других заинтересованных сторон (включая  работодателей и работников) в  финансировании здравоохранения. В  этой связи представляется целесообразным разнообразить его источники  путем внедрения системы обязательного  медицинского страхования (ОМС).     

Обязательное  медицинское страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников. Право на медицинскую страховку, ее нормы и условия выплаты должны увязываться с продолжительностью уплаты и объемов страховых взносов. В число лиц, имеющих право на медицинскую страховку, следует включить всех работающих по найму, а также некоторых других граждан, охваченных системой медицинского обслуживания.      

Для обеспечения равенства прав застрахованных необходимо упорядочить  систему предоставления медицинских  льгот и пересмотреть подходы  к их финансированию. Это позволит сократить нерациональные затраты  и обеспечить соблюдение принципов  социальной справедливости, поскольку  объем получаемых благ будет в  большей степени зависеть от размера  участия застрахованного.     

В целях рационального расходования бюджетных и страховых средств необходимо обеспечить согласованную политику органов управления здравоохранением и фондов обязательного медицинского страхования. Средства фондов ОМС должны направляться в первую очередь на оказание необходимых объемов медицинской помощи. Следует обеспечить автономный статус фондов ОМС, одновременно усилив роль правления, расширив его полномочия и увеличив число представителей органов здравоохранения в его составе. Это повысит заинтересованность фондов во внедрении прогрессивных форм оплаты медицинской помощи, создающих стимулы к эффективному хозяйствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвестиции в человека становятся все более выгодной и  приоритетной сферой государственных  и частных вложений. В условиях формирования глобального общества, основанного на знаниях, национальный интеллектуальный капитал становится основой экономического благосостояния, фактором политической мощи государства, определяя его место в постоянно  меняющемся мировом разделении труда.

Человеческий капитал  – наиболее ценный ресурс, гораздо  более важный, чем природные ресурсы  или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Таким образом, человеческий капитал в современных экономических  системах является необходимым самостоятельным  ресурсом и имеет важное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Разработка доктрины развития человеческого  капитала, как основного фактора  прогресса общества – требование сегодняшнего дня. Центром приложения главных усилий государства должен стать человек. Чем больше возможностей – образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. – будет  иметь каждый член общества, тем  выше интеллектуальный ресурс всей нации  и государства, тем динамичнее темпы  роста экономики, тем значительнее возможности общества.

 

Человеческий капитал  — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые этот термин использовал Теодор Шульц, а  его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность  вложений в человеческий капитал  и сформулировав экономический  подход к человеческому поведению.

Человеческий капитал  – главный фактор формирования и  развития инновационной экономики  и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Основоположники теории человеческого  капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось  и продолжает расширяться, включая  все новые составляющие. В результате человеческий капитал превратился  в сложный интенсивный фактор развития современной экономики  — экономики знаний.

Для воспроизводства человеческого  капитала необходимы значительные затраты  и различные виды ресурсов как  со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие  виды инвестиций:

– образование, подготовка на производстве;

– здравоохранение;

– мотивация;

– поиск информации и  миграция;

– фундаментальные научные  разработки;

– экология и здоровый образ  жизни;

– культура и досуг.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого  капитала является:

– биологический человеческий капитал – ценностный уровень  физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

– культурный человеческий капитал – совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в  трудовой деятельности и узаконивают  обладание статусом и властью.

Основными драйверами развития человеческого капитала являются конкуренция, инвестиции, инновации.

Для эффективного функционирования человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и  жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты  уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее работать.

Инвестиции в составляющие человеческого капитала и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.

Человеческий капитал  как производительный фактор по степени  эффективности можно разделить  на отрицательный (разрушительный) и  положительный (созидательный). Между  этими крайними состояниями и  составляющими совокупного человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие ЧК.

Согласно докладу ООН 2009г. «О человеческом развитии» Беларусь занимает 68–е место в общем рейтинге, входит в группу стран с высоким  уровнем человеческого развития и опережает все страны СНГ.

По уровню образования  Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень  высоким уровнем развития человеческого  потенциала и находится на второй позиции в СНГ.

В 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого  капитала.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал