Инвестиции в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:03, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить понятие человеческого капитала;
• Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Описание человеческого капитала.docx

— 87.33 Кб (Скачать)

Осуществление инвестиций – очень  важный процесс в воспроизводстве  человеческого капитала, в котором  он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Таким  образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого  капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т. д. Их содержание – не просто вложение средств, а  еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно  включаются в общественные затраты  во всем воспроизводственном процессе.

Современный подход к вложениям  в социальную сферу исходит из того, что инвестиции в человека, человеческий капитал наиболее эффективны. По сути, первичная производственная мощность, первичная производственная способность человека и первичный  природный ресурс, когда–то использованный им, и есть тот самый главный  источник накопления нового производственного  потенциала, производительной силы, новых  потребительских благ.

И сегодня все больше инвестиций осуществляется не в технику, а в  первую очередь – в реальный качественный рост производительной силы человека. Большинство передовых стран  мира ищут подходы к инвестиционной политике, при которой оценка результативности, все факторы экономического роста, обусловленные инвестициями, будут  достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры  и объема национального богатства  страны [20, с. 62].

Несмотря на отличие физического  и человеческого капитала, их формирование имеет определенное сходство. И физический, и человеческий капитал требуют  значительных отвлечений средств в  ущерб текущему потреблению. И тот, и другой накапливаются в результате привлечения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ в целях  текущего потребления. От обоих зависит  уровень развития экономики в  будущем. В течение времени и  тот и другой производят определенный продукт. И, наконец, они ограничены сроком использования – машины изнашиваются, люди умирают.

Инвестиции в формирование эффективной  элиты, в том числе в организацию  конкуренции, являются одними из важнейший  инвестиций в человеческий капитал. Еще со времен классиков науки Д. Тойнби и М. Вебера известно, что именно элита народа определяет вектор направления его развития.

Предпринимательский ресурс – творческий ресурс, интеллектуальный ресурс развития экономики. Поэтому инвестиции в  предпринимательский ресурс — это  инвестиции в развитие человеческого  капитала в части повышения его  конструктивности, креативности и инновационности. В частности, бизнес–ангелы — необходимая составляющая человеческого капитала [3, c. 98].

Инвестиции в институциональное  обслуживание направлены на создание комфортных условий обслуживания государственными институтами граждан, включая врачей, преподавателей, ученых, инженеров, то есть ядро человеческого капитала, что способствует повышению качества их жизни и труда.

Инвестиции в развитие гражданского общества и в экономическую свободу  способствуют повышению креативности и законопослушности граждан, формированию оптимистической и конструктивной, и, одновременно, рациональной идеологии, формированию государственных институтов, стимулирующих рост качества жизни. Способствуют формированию здорового  образа жизни. И, в итоге, ведут к  росту эффективности труда и  экономики.

Эти инвестиции формируют коллективный гражданский разум, коллективный интеллект, направленный на созидание. В состав человеческого капитала необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его эффективное  функционирование.

В развивающейся стране невозможно повсеместно создать конкурентоспособные  комфортные условия для специалистов высшей квалификации, необходимых для  формирования эффективной инновационной  системы и сектора инновационной  экономики. Поэтому создаются Особые экономические зоны, технополисы и технопарки (например, Китай и Индия). В них реализуется особый режим проживания, повышенная безопасность, улучшенная инфраструктура, повышенное качество жизни. Создаются комфортные условия для общения ученых и инженеров с целью реализации синергетических эффектов усиления творческой мощи научных и инновационных коллективов.

В то же время, например, в криминализированной  и коррумпированной стране человеческий капитал не может функционировать  эффективно по определению. Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный человеческий капитал, обеспеченный за счет его притока. Он либо деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это было, в том числе  с иностранными и прочими советниками, приведшими Россию к дефолту. Либо «работает» неэффективно.

Известно, что любые существенные изменения в трудовых ресурсах, открывая новые возможности, таят в себе и  потенциальные угрозы. В ближайшие  десять лет нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций.

Основной проблемой является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, одним из важнейших в которых  является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения  в трудоспособном возрасте.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие  виды инвестиций [10, c. 60]:

– образование, подготовка на производстве;

– здравоохранение;

– мотивация;

– поиск информации и миграция;

– фундаментальные научные разработки;

– экология и здоровый образ жизни;

– культура и досуг.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и  качество человеческого капитала.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют  на формальные и неформальные.

Формальные инвестиции – это  получение среднего, специального и  высшего образования, а также  получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.

Неформальные инвестиции– это самообразование индивида: чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства.

При повышении уровня образования  эффективность труда работника  повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством  получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Накопление интеллектуального  капитала подразумевает не столько  наращивание объема знаний, сколько  развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и  своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает  как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может  лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы  переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек часто  лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном  времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности [13, c. 75].

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными  являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно  продлевает жизнь человека, а значит, и время функционирования человеческого  капитала. 

1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки

 

В зависимости от степени  обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный.

Два первых рассматриваются  на микроуровне как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально–культурной группы и т. д.

Общественный компонент  – это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого  капитала является:

– биологический человеческий капитал – ценностный уровень  физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

– культурный человеческий капитал – совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью [13, c. 41].

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая – благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение – увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.

Культурный капитал – это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.

Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями:

– интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал),

– образовательная культура (образовательный капитал),

– морально–нравственная  культура (морально–нравственный капитал),

– символическая культура (символический капитал),

– социальная культура (социальный капитал).

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. В условиях глобализации мировой экономики, свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

И огромные преимущества в  создании стабильных условий для  роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Понимание и выбор человеческого  капитала в качестве главного фактора  развития буквально диктует системный  и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но теперь — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма.

Сам же человеческий капитал  определяет в современной экономике  основную долю национального богатства  стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.

Поэтому при определении  человеческого капитала разделение труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание, который основоположники теории человеческого капитала отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал