Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:03, реферат
Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить понятие человеческого капитала;
• Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.
К.Б. Маллиган и Х.С. Мартин предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов.
Вклад НИОКР (научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ) в человеческий капитал исследовал Национальный научный фонд США совместно с экспертами Организации экономического сотрудничества и развития. Фонд разработал систему показателей научно–технического прогресса, в том числе затрат на НИОКР (разработанное фондом «Руководство Фраскат» стало международным стандартом для сравнительного анализа результатов научных исследований). В руководстве изложена методология оценки текущих расходов на НИОКР и их накопления как нематериального капитала и фактора экономического роста.
Методология ФРАСКАТ основана на детальной информации в США о затратах на науку, начиная с 1920 г. В методике учитывался временной лаг между периодом осуществления НИОКР и периодом их воплощения в накопленном человеческом капитале как приросте запаса знаний и опыта. Средний срок службы этого вида капитала был принят равным 18 лет. Результаты расчетов оказались близки к результатам других исследователей. Алгоритм расчетов был следующим [5, c. 81]:
1. суммарные текущие расходы на науку (на фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно–конструкторские работы);
2. накопление за период;
3. изменения в запасах;
4. потребление за текущий период;
5. валовое накопление;
6. чистое накопление.
Международные экономические и финансовые институты проявляют постоянный интерес к проблеме человеческого капитала.
Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада человеческого капитала) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. Здесь, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие человеческого капитала.
Источники человеческого капитала выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления. Это наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение.
Данные источники необходимо дополнить следующими [4, c. 52]:
• инвестиции в безопасность населения и предпринимателей – обеспечивают накопление всех других составляющих человеческого капитала, обеспечивают реализацию творческого и профессионального потенциала человека, обеспечивают поддержание и рост качества жизни;
• инвестиции в подготовку элиты общества;
• инвестиции в предпринимательскую
способность и
• инвестиции в воспитание детей;
• инвестиции в изменение
менталитета населения в
• инвестиции в институциональное обслуживание население — институты страны должны способствовать раскрытию и реализации творческих и профессиональных способностей населения, повышать качество жизни населения, особенно в части снижения бюрократического давления на него;
• инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий капитал;
• инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда.
Человеческий капитал в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение — страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран.
Следует отметить, что изложенная выше методика оценки человеческого капитала по затратам, достаточно корректная для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками.
Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости человеческого капитала разных стран. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.
Аналитики Всемирного банка предложили и иной, дисконтный метод оценки стоимости человеческого капитала. При заданной норме доходности совокупного национального богатства вычисляется его стоимость. Затем из полученной величины вычитается стоимость земли, полезных ископаемых, лесных и морских ресурсов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого капитала.
Рассчитанная по этой методике
стоимость человеческого
В технологическом венчурном бизнесе, чем выше концентрация высококвалифицированных специалистов, тем выше отдача каждого из них. Еще более значительны синергетические эффекты в области научных исследований.
В свою очередь, высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для экономики знаний, порождает мощные синергетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного человеческого капитала страны. Отсюда — огромные преимущества развитых стран мира и проблемы для стран с догоняющими экономиками, пытающихся встать в их ряды.
ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1.Анализ состояния человеческого капитала в Республике Беларусь
Согласно докладу ООН 2009 года «О человеческом развитии» Беларусь занимает 68–е место в общем рейтинге, входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все страны СНГ [23, c. 98]:
Россия – 71,
Казахстан – 82,
Армения – 84,
Украина – 85,
Азербайджан – 86,
Молдова – 117.
Возглавляет рейтинг качества жизни Норвегия, которая занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, а сейчас вернулась на вершину списка после двухлетнего перерыва.
В пятерку лидеров рейтинга — стран с очень высоким уровнем развития — также вошли:
Австралия – 2,
Исландия – 3,
Канада – 4,
Ирландия – 5.
На шестом месте Нидерланды, а на седьмом — Швеция. Франция и Швейцария – на 8 и 9 месте соответственно, а Япония — на 10. Соединенные Штаты не входят в десятку стран с самым высоким Индексом развития человеческого потенциала и занимают 13 место.
В перечень развитых государств также входят и все страны Балтии:
Эстония – 40,
Литва – 46,
Латвия – 48.
На предпоследнем месте списка стран с высоким уровнем развития находится Казахстан (82 место).
Все другие государства СНГ включены в группу стран со средним уровнем развития.
Таким образом, можно сказать, что среди СНГ Беларусь в 2009 году является лидером по уровню развития человеческого капитала.
По уровню образования Беларусь находится на второй позиции в СНГ, уступая только Казахстану. И опережает такие государства как Андорра, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Кипр, Кувейт, Мальта, ОАЭ, Португалия, Швейцария, Япония. А это страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Рассмотрим возрастной состав населения Республики Беларусь в 2009 году и его динамику за 3 года (таблица 1)
Таблица 1
Возрастной состав населения Республики Беларусь на начало 2009г.
Возрастные группы |
Абсолютное число |
% от численности населения |
Динамика в % по доле | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2009 к 2008 |
2009 к 2007 | |
Все население |
9714461 |
9689770 |
9671912 |
100, 0 |
100, 0 |
100, 0 |
– |
– |
в том числе: |
||||||||
в возрасте 0–4 года |
450025 |
465291 |
484897 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
0,2 |
0,4 |
5–9 лет |
454462 |
454121 |
450282 |
4,7 |
4,7 |
4,6 |
–0,1 |
–0,1 |
10–14 лет |
539310 |
502145 |
479876 |
5,6 |
5,2 |
5,0 |
–0,2 |
–0,6 |
15–19 лет |
749816 |
712411 |
664714 |
7,7 |
7,4 |
6,9 |
–0,5 |
–0,8 |
20–24 года |
836891 |
840099 |
830807 |
8,6 |
8,7 |
8,6 |
–0,1 |
0 |
25–29 лет |
739082 |
755736 |
781718 |
7,6 |
7,8 |
8,1 |
0,3 |
0,5 |
30–34 года |
686967 |
687416 |
696093 |
7,1 |
7,1 |
7,2 |
0,1 |
0,1 |
35–39 лет |
670489 |
673209 |
671448 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
0 |
0 |
40–44 года |
737333 |
707841 |
684955 |
7,6 |
7,3 |
7,1 |
–0,2 |
–0,5 |
45–49 лет |
822229 |
819228 |
803211 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
–0,1 |
–0,2 |
50–54 года |
691629 |
713240 |
746934 |
7,1 |
7,4 |
7,7 |
0,3 |
0,6 |
55–59 лет |
584424 |
601899 |
609865 |
6,0 |
6,2 |
6,3 |
0,1 |
0,3 |
60–64 года |
331795 |
354724 |
399884 |
3,4 |
3,7 |
4,1 |
0,4 |
0,7 |
65–69 лет |
466649 |
428682 |
374207 |
4,8 |
4,4 |
3,9 |
–0,5 |
–0,9 |
70 лет и старше |
953360 |
973728 |
993021 |
9,8 |
10,0 |
10,3 |
0,3 |
0,5 |
Как видно из таблицы 1, в 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого капитала.
Далее оценим человеческий капитал Беларуси на основании вложений в него.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.
Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.
Неформальные инвестиции
— это самообразование
С уровнем грамотности взрослого населения – 99,6% Беларусь опережает многие развитые страны, такие как: Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. В системе образования Республики Беларусь в 2008/2009 учебном году находилось: 4772 образовательных школы (1547,6 тыс. уч.); 156 средне–специальных учебных заведений (150,3 тыс. уч.); 56 высших учебных заведений (281,7 тыс. студ.). В расчете на 10 тыс. населения в 2009 г. в вузах республики обучалось 324 студента, тогда как в 1990 г. — 184, в ссузах — 163 и 140 учащихся соответственно [22]. Этот показатель соответствует среднеевропейскому и достаточно объективно отражает процесс развития системы высшего образования.
По сравнению с 2000 г. в Республике Беларусь количество населения в возрасте старше 16 лет, имеющее законченное высшее, среднее и базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности населения. С 20,1% до 25,4% от численности населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников вузов. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межгосударственном ранжировании Республики Беларусь.
Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.