Инвестиции в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 01:40, доклад

Краткое описание

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Файлы: 1 файл

Статья в журнал.docx

— 27.34 Кб (Скачать)

C.C. Лебедева  
магистрант кафедры «Экономика и управление»  
Тульского государственного педагогического университета»  
Л.Е. Басовский  
доктор технических наук, профессор  
 заведующий кафедрой «Экономика и управление»  
Тульского государственного педагогического университета

 

ИНВЕСТИЦИИ В  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ.

Основные  положения концепции человеческого  капитала

Перспективы мировой экономики  в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

В то же время, в России человеческому капиталу как фактору инновационного развития уделяется лишь незначительное внимание. Основной акцент ставится на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы1.

Такой «технический» подход к проблемам российской экономики и недооценка роли человеческого капитала не способны обеспечить структурные сдвиги, необходимые для устойчивого развития российской экономики и перехода к инновационному развитию.

Переход к инновационному развитию означает, что инновации должны охватывать не только создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке, адекватную коммуникационную инфраструктуру. Инновационным называется такое  развитие современного общества, основой  которого становится интеллектуальный капитал, определяющий конкурентоспособность  экономической системы.

Элементы теории человеческого  капитала  существовали с тех  давних пор, когда формировались  первые знания и система образования.

В научной литературе понятие человеческого  капитала появилось в публикациях  второй половины XX века в работах  американских ученых-экономистов Теодора  Шульца и Гэри Беккера. Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

Г. Беккер определил человеческий капитал предприятия как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки — упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли2.

Основоположники теории человеческого  капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось  и продолжает расширяться, включая  все новые составляющие. В результате человеческий капитал превратился  в сложный интенсивный фактор развития современной экономики.

Человеческий капитал в широком  смысле  - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития. В узком - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни3.

Человеческий капитал формируется  за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в  интеллектуальную деятельность. В том  числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.

Рассмотрим более подробно вопрос об инвестициях в образование.

Одним из важнейших факторов роста  спроса на образование со стороны  потенциальных работников выступает  желание получить, прежде всего долгосрочные выгоды. Такие выгоды могут быть представлены частично в виде более высоких заработков, частично как более широкий доступ и интересной, перспективной и приятной работе, отчасти в виде престижа или повышения удовлетворения от нерыночной деятельности в будущем.

Если производить  менее формальные оценки, то можно сделать ряд предположений относительно инвестиций в высшее образование:

1) вероятность поступления в  вузы людей ориентированных на  текущий момент меньше, чем ориентированных  на будущее; 

2) количество обучающихся в вузах  уменьшается при увеличении расходов  на обучение;

3) численность обучающихся в  вузах возрастает, если различия  в заработках выпускников вузов  и средних школ увеличивается; 

4) выгодность получения образования  в молодом возрасте выше, чем  в старшем4.

Несмотря на широкий охват  образованием, его уровень по сравнению  с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего5.

Российская система образования  по-прежнему в большинстве своем  излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна, гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии, развития которых ориентированы на международные стандарты. Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций является в настоящее время наиболее актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3. C. 26-44.

2.  Беккер Г. Человеческое  поведение: экономический подход / Пер. с англ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3.  Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009.

4.  Корчагин Ю. А.  Широкое понятие человеческого  капитала. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.

5. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. -  Москва: ВШЭ, 2011.

 

Лебедева.С.С, магистрант, 89539659905, Svetik50505@rambler.ru,(Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

 

 

 

 

 

 

 

1 Гохберг Л. (2003) Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3. C. 26-44.

2 Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход / Пер. с англ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3 Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.

4 Корчагин Ю. А. Широкое понятие человеческого капитала. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.

5 Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. -  Москва: ВШЭ, 2011.


Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал