Ролевая игра как средство повышения мотивации изучения иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – систематизировать ролевые игры и научно обосновать эффективность их использования при изучении иностранных языков.
В соответствии с объектом, предметом , целью исследования были поставлены задачи:
1. Учитывать содержание ролевых игр на уроках английского языка;
2. Разработать критерии оценки игровой деятельности;
5. Сделать конкретные выводы по применению ролевых игр в практической деятельности, основываясь на собственный опыт.

Оглавление

Введение……………………………………………………….............................3
§1. Ролевые игры как средство повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
1.1. Проблема мотивации учащихся при изучении иностранного языка………………………………………………………………………………5
1.2. Характеристика и функции ролевых игр…………………………………..9
1.3 Задачи ролевых игр и их возможности…………………………………….15
§ 2. Практическое использование ролевых игр на уроке иностранного языка
2.1. Формы ролевых игр и требования к ним………………………………….18
2.2. Категории и описание ролевых игр………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..…..30
Список использованной литературы………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

Курсовая Ролевая игра.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.  В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элементы неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственную речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Проблема использования игры в методике обучения иностранным языкам не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность учащихся в новизне изучаемого материала и разнообразие выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интересов и активности учащихся. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра - методический прием, относящийся  к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостоятельность» человека [Мид Д. 2001, c. 118-123]  .         

 Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. Учащиеся  убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии учащиеся-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх  они  овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствует осознанному освоению  иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Изучение иностранного языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого всё-таки с интересом заниматься английским. Задача учителя - таким образом преподнести обучающий процесс, чтобы он  захотел учить английский, стремился понимать его и был готов говорить на нем.

Одним из основных стимулов к обучению является игра. Ведь в комплексе с дискуссиями и дебатами игры, в частности, ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры учащийся преодолевает свою скованность и тревожность. Использование различных игр на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развить память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к английскому языку.

Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка,  они представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации,  ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют сами, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать  вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.

Чтобы играть в ролевые игры на уроках английского языка надлежащим образом, необходимо сформировать у ребят  нужные социальные умения общения и ознакомить их с диалогической речью на английском языке. В этом помогают упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микродиалоги на заданную тему из нескольких реплик, создание диалогов на английском языке по образцу, чтение и воспроизведение этих диалогов наизусть, проигрывание диалога в парах.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал-это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.

Игры помогают  им  стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.

Игра всегда предполагает принятия решения -  как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих, а если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра - прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Во время игры учащегося не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому учащийся   каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желание продолжить беседу». Он также считает: « Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащегося, делать это надо в конце урока, некоторые ошибки учитель имеет право не заметить, чтобы не подавлять его  речевую активность » [Риверс В. 2002, с.152-155].

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями  в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность каждого учащегося, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры. Ролевая игра формирует у них способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Они  стремятся к общению, взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его.

Обеспечивая осуществление желаний учащихся, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

 

 

 

 

    1. Задачи ролевых игр и их возможности

Ролевая игра завоевывает  все большую популярность среди  учителей иностранных языков. Идея использования ролевого поведения  получила подкрепление со стороны теории ролей, разработанной социологами. При овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, которые существуют при овладении родным языком. Немецкий методист Ф. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры [Лейзингер Ф. 1993, с.159-163].

1) Ролевую игру можно  расценивать как самую точную  модель общения. В ролевой   игре  как и в самой жизни,  речевое и неречевое поведение  партнеров тесно переплетается.

2) Ролевая игра обладает  большими возможностями мотивационно - побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, чтобы они  смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение часто заслоняет саму цель  общения от учащихся и учителей. Мотив, которым руководствуются учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если все они  вовлечены в ролевую игру.

3)Ролевая игра предполагает  усилие личностной сопричастности  ко всему происходящему. Учащийся  входит в ситуацию через  “Я” соответствующей роли.

4)Ролевая игра способствует  расширению ассоциативной базы  при усвоении языкового материала.

5)Ролевая игра способствует  формированию учебного сотрудничества  и партнерства. Ролевая игра  строится не только на основе  диалога, но и полилога, которые  должны слаженно взаимодействовать, учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим  пантомимные роли, третьих назначить на роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста.

Таким образом, ролевая  игра обладает большими возможностями  в практическом, образовательном  и воспитательном отношениях. Все  учебное  время в ролевой игре отведено на речевую практику, где  не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить насколько она ей соответствует и правильно отреагировать на реплику.            

Игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности, исследования проблем общения и речевой деятельности. Применение данного приема позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи. В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры ими не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Применение ролевой  игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и  выступает в завуалированной форме. Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на обучающегося. Игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые  оказываются в ситуации, когда  актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическое использование ролевых игр на уроке иностранного языка

2.1. Формы ролевых игр и требования к ним

Ролевая игра придает  учебному общению коммуникативную  направленность, укрепляет мотивацию  изучения иностранного языка и значительно  повышает качество овладения им. Существуют разные формы ролевых игр на уроках иностранного языка с учащимися  разных возрастов.

 В среднем школьном  возрасте повышается интерес  к межличностному общению в  учебно-трудовой деятельности. Здесь  возрастает значение сюжетных  ролевых игр бытового содержания. В постепенном переходе к старшему  возрасту повышается  значение  игровых ситуаций, расширяющих представления об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли и формой общения становятся имитационные ролевые игры, которые используются в целях формирования социально-политической зрелости, нравственных знаний и воспитание идеологии. Можно имитировать дискуссию между российскими и английскими школьниками: телемост “MOSCOW-LONDON”.в котором они рассказывают о своей стране, об учебе, о направлениях в литературе и искусстве. Участие в таких дискуссиях рассматривается как важное средство подготовки учащихся к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, активному и инициативному иноязычному общению.

Информация о работе Ролевая игра как средство повышения мотивации изучения иностранного языка