Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:26, реферат
Средства массовой коммуникации – газета, телевидение, радио – не только информируют нас о новых событиях (что происходит в мире?), но и оказывают влияние на наши поступки (кого избрать президентом страны?), формируют наше представление о литературном языке (как надо говорить?).
Язык средств массовой коммуникации
Социологи, психологи, лингвисты отмечают, что современный человек живет в «потоке» информации.
Средства массовой коммуникации – газета, телевидение, радио – не только информируют нас о новых событиях (что происходит в мире?), но и оказывают влияние на наши поступки (кого избрать президентом страны?), формируют наше представление о литературном языке (как надо говорить?).
Язык массовой коммуникации – это не особый язык, а особая сфера употребления литературного языка.
В истории изучения языка газеты и других средств массовой коммуникации лингвисты постепенно переходили от вопроса о том, из чего состоит язык газеты (научная, официально-деловая, художественная, разговорная речь), к вопросу о том, как действует язык.
В зависимости от целей и условий речевого общения принято выделять различные типы коммуникации.
Если общаются друзья, члены семьи, начальник и подчиненный, просто незнакомые люди на улице, говорят о межличностной коммуникации. Ее участниками являются два лица или несколько лиц.
Друзья разговаривают в дружеской, неофициальной обстановке, а отношения начальника и подчиненного более строгие, это коммуникация официальная.
Массовая коммуникация – тоже официальная, и адресована она неопределенному множеству людей. Рассмотрим схему:
журналист – | газета радио ТВ – |
читатель слушатель зритель |
Первый участник коммуникации – журналист. Но он не сам выбирает тему разговора, не один придумывает текст. Как правило, это делает целый коллектив авторов. Журналист выступает от лица газеты, радио- или телепрограммы. Его задача – передавать сведения о достоверных фактах и официально оценивать их.
Каналом связи, обеспечивающим контакт журналиста с читателем, слушателем или зрителем, служит газета, радио- или телепрограмма. При этом участники, или партнеры коммуникации, разделены во времени и в пространстве. Журналист не видит своих читателей, он с ними даже не знаком.
Адресатом, или
вторым участником речевого общения, может
быть и отдельный человек, и группа
людей (например, дошкольники и младшие
школьники в программе «
Какова же основная цель речевого общения в средствах массовой коммуникации (МК)? Ведь общаются совершенно незнакомые люди, при этом они даже не видят друг друга. Что заставляет их вступать в речевой контакт?
Потребность в
новых знаниях о мире, о том,
что интересного произошло
Какую же именно информацию передают средства МК?
Продавец и покупатель в магазине, учитель и ученик в школе тоже обмениваются информацией. Однако мы знаем, что в этих сферах общения возникает совершенно другое речевое общение.
Предположим, что диктор сообщает с экрана: «Сегодня Саша Морковкин принес в класс кошку!». «Ерунда какая-то!» – скажете вы.
Однако представим ситуацию: нашу планету постигло экологическое бедствие, и на всей земле исчезли любимые нами животные. В этом случае сообщение диктора о кошке становится сенсацией, новой, социально значимой и общеинтересной информацией. Такая информация, важная для всего общества, и передается в средствах МК.
Итак, одна цель речевого общения – сообщать/узнавать о новых фактах и событиях. Но ТВ и газеты созданы не только для этого. Они всегда стремятся влиять на деятельность людей, изменять их поступки и отношение к миру. Это другая цель, или функция, языка средств МК – функция воздействия.
Искусством воздействия на собеседника в совершенстве владели некоторые наши предки – политики. Конечно, средства массовой информации были другие. Например, искусно сочинял указы Борис Годунов. Главная цель – оказывать влияние на мнение современников – достигалась, например, так:
«Всякий раз, когда надобно было объявить кому-нибудь прощение и милость царя, в указе писали: “Государь прощает для ближнего своего приятеля, слуги и конюшего боярина Бориса Федоровича”. Если же кого осуждали на казнь, то в указе не было имени Годунова, но писали: “Приговорили бояре, князь Федор Иванович Мстиславский с товарищами”. По этой хитрости можно судить и о всех других, какие употреблял Борис (Годунов), чтобы вкрасться в любовь ко всем русским».
И сегодня в средствах МК часто используется этот прием, когда с именем одного политика связывают хорошее или плохое действие (например, начало перестройки и распад СССР – с личными действиями Горбачева). Причины же таких сложных процессов обычно гораздо более глубоки.
Примеры из далекого прошлого и современности помогают понять, что информирование всегда подчинено воздействию, стремлению убедить в чем-либо своего собеседника. Значит ли это, что журналисты искажают факты?
Простые примеры
помогут ответить на этот непростой
вопрос. Сравним две информации об
антиправительственном
В демонстрации приняли участие четверть миллиона человек.
В демонстрации приняли участие 250 тысяч человек.
Журналист – сторонник оппозиции – говорит о миллионе участников (стараясь приумножить их число), журналист – сторонник правительства – только о 250 тысячах (стараясь приуменьшить их число). Фактически цифры равны, однако мы вправе задать вопрос: что больше? Математическое равенство отступает и перед зрительными особенностями восприятия чисел. Поэтому
1/4 1 000 000 больше 250 тысяч.
Такой способ подачи фактов называют косвенным речевым воздействием. Он позволяет, не искажая фактов, по-разному оценивать их, вызывать у читателя противоположное отношение к одному и тому же событию.
Пример: косвенные выражения: договорные цены, свободные цены, отпустить цены, либерализация цен. Прямой смысл: повысить цены.
Косвенное речевое воздействие, по свидетельству лингвистов, оказывается наиболее действенным, так как читателю надо еще «открыть» и осознать скрытые смыслы того, что сказано.
Для прессы периода существования СССР было характерно прямое речевое воздействие. Вспомним, например, лозунги и призывы: Даешь Кузбасс!, Советские геологи! Быстрее открывайте несметные богатства нашей Родины! – и т.д. В современной газете такой способ речевого общения отступает на второй план или исчезает. Читатель становится более эрудированным и критичным.
Изменение политической
ситуации позволило журналистам
заговорить на новом языке: более
свободном, раскованном. Пресса стала
более независимой и
Язык средств
МК не может обходиться без стереотипов:
устойчивых слов и выражений, известных
всему языковому коллективу: по