Интернет как средство массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...…………..4
Понятие функций Интернета…………………………….……….……………..9
Коммуникативная функция Интернета………………………….…………….10
Информационная функция Интернета………………………………………....13
Развлекательная функция Интернета…………………………………………..15
Заключение………………………………..………………….…….…..............18
Список используемой литературы…………………………………..……….19

Файлы: 1 файл

интернет как средство массовой коммуникации.docx

— 40.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3

Интернет  как средство массовой коммуникации……………..…...…………..4

Понятие функций Интернета…………………………….……….……………..9

Коммуникативная функция Интернета………………………….…………….10

Информационная  функция Интернета………………………………………....13

Развлекательная функция Интернета…………………………………………..15

Заключение………………………………..………………….…….…..............18

Список используемой литературы…………………………………..……….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы связана, с одной  стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся  явлений современного общества, С  ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже  около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и  объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

Если  говорить о России, то, несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными  темпами, и по объемам информационного  наполнения, и по расширению аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет как средство массовой коммуникации

 

Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное  развитие средств массовой коммуникации. Информация становится реальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее обретает очертания того, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».

Многие  поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации –  устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и  печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного  слова приобретает массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных  средств связи  характер СМИ – а фактически жизни в целом – изменился коренным образом. К исходу 20 века количество радиоприемников и телевизоров уже измерялось миллиардами, а тиражи периодических изданий газет и журналов достигали сотен миллионов экземпляров, и цифры продолжают расти. Поистине  информация правит миром. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и  конструируют ее по собственным правилам. Происходит глобализация средств массовой информации и коммуникации, трансформируется вся структура коммуникативного опыта человека. Массовая коммуникация становится не только «магическим окном», через которое мы смотрим на мир, но и «дверью», через которую идеи проникают в наше сознание. Это относится ко всем средствам массовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.

Глобальность  характера происходящих изменений, связанных с развитием Интернет-технологий и сетевых инноваций в России, определяет новые направления исследований и ставит новые проблемы.

Согласно  традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между  адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации). Иначе говоря, в основе представлений  о коммуникации лежит известная  схема «адресант – передача информации – адресат».

Однако  каждый элемент данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций в киберпространстве.  Интернет «играет» с традиционной схемой «источник  – сообщение – получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый  характер. Коммуникация посредством  Интернета может приобретать  абсолютно разные формы, начиная  от всемирных веб-сайтов, находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов, занимающихся обсуждением фольклорной музыки и заканчивая личной перепиской друзей и коллег.

Источником  сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру,  электронных писем, так и целая  социальная группа. Само сообщение  может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой  в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может  варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может  и не изменяться в зависимости  от роли, которую выполняет сам  получатель (например, будучи создателем сообщения).

Интернет  вынуждает переосмыслить классические определения и категории коммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый»,  ни слову «средство» нельзя дать точного определения – определение зависит от ситуации.

Интернет  является многосторонним СМИ, который  создает множество различных  форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории1:

  1. асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);
  2. асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);
  3. синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты;
  4. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

Относительно  традиционных СМИ Интернет  выигрывает  сразу по нескольким параметрам:

1. Мультимедиа  – Интернет имеет возможность  объединить визуальные, звуковые, печатные  и видео-аспекты   других СМИ,  цена пересылки письма по электронной  почте гораздо ниже пересылки  с помощью обычной почты. 

2. Персонализация – Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне  заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена  согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку  по электронной почте и кабельному телевидению.

3. Интерактивность  – Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают  традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между  сотнями пользователей возможны  через  электронную почту, информационные  табло, форумы , чаты  и телеконференции.

4. Отсутствие  посредников – Интернет дает  возможность  прямого доступа  правительства к населению и  наоборот, населения к власти, без  вмешательства и манипуляции  со стороны СМИ. 

В современном  глобализованном мире и медиа-культуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством  Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно использовать те способы проведения исследований, которые уже применялись для традиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающий исследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.

Хотя  исследования СМИ с точки зрения теории использования и вознаграждения не были в последнее время особенно распространены  в литературе, посвященной  коммуникации, они могут оказаться  весьма полезными и стать основой  для анализа Интернет-коммуникаций. К такому же выводу пришли американские американские ученые Д. Уолтер и С. Рафаели. Теория использования и вознаграждения основывается на функциональном анализе, который «берет начало из социологических и психологических основ потребностей, которые приводят к различным образцам внешнего и внутреннего воздействия СМИ, приводящему к другим последствиям, в большинстве случаев к таким, которые не были предусмотрены заранее»2.

К. Розенгрен усовершенствовал данный подход, отмечая, что под «потребностями» нужно понимать проблемы, а также возможные решения данных проблем, которые воспринимает как таковые сама аудитория. Особенный интерес он проявляет к анализу информационных бюллетеней, как одной из составляющей Интернета.

Данная  концепция должна быть обязательно  включена в изучение Интернет коммуникаций, наряду с  некоторые другими концепциями, которые можно применить к  изучению Интернета как средства массовой коммуникации (теория критической  массы, теория социального присутствия,  теория «богатства» СМИ, сетевой  подход и т.д.). Реконцептуализация Интернета с данной точки зрения позволит исследователям использовать традиционные методы изучения СМИ, а также разрабатывать новые способы их изучения.

 В  целом, представляется, что именно  анализ процессов в сфере массовой  киберкоммуникации и коммуникативных технологий  в российском контексте может стать перспективным направлением дальнейших теоретических исследований в коммуникативистике в ближайшем будущем3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Понятие функций Интернета

 

Интернет  – среда существования различных  по типу коммуникаций4.

Американский  обществовед Г. Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняют три основные функции: служат контролю над окружающей действительностью; являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям.

Названные универсальные функции коммуникаций присущи и Интернет. Вместе с тем  историческое развитие СМИ привело  к формированию в их деятельности целого ряда специфических функций, выполнение которых неизбежно находилось под влиянием социально-политической и экономической ситуации в конкретных странах, расширения технологических  возможностей для производства и  распространения информации. Например, функция СМИ как каналов социального  участия была осознана поздно, во второй половине 20 в., возможности для ее выполнения многократно увеличились  с появлением Интернета, но реализована  она пока лишь в самой малой  мере.

Исследования  должны помочь профессионалам Сети и  ее пользователям извлечь лучшее из ее потенциальных возможностей. «Технологии хороши или плохи  в зависимости от нашего их использования. Они суть продолжение нас самих»5.

 

 

 

 

  Коммуникативная функция Интернета

 

Средства  коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта.

Коммуникация  посредством Интернет устроена таким  образом, что на одном полюсе действует  профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект – заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. Заново это было осознанно с появлением флэш- и смарт-мобов, где анонимность возведена в принцип6.

В силу анонимности  разворачивается царство вымышленных  персонажей, сменяемых и устойчивых масок. Разумеется, различного рода подмены, неопознанность участников общения  имеет место и в традиционных СМИ.

Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.

В условиях Интернета аудитория может участвовать  в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использование интерактивных  возможностей никогда не преодолеет естественного разделения ролей.

В сетевой  интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность  для пользователя формировать и  реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для  пользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и  люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность  коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основными  субъектами, выделяемыми в анализе  функционирования современного общества.

Анализируя  коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь – это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было – так это возможности общения по горизонтали, между пользователями.

Информация о работе Интернет как средство массовой коммуникации