Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ…………………………………………………...25
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..……………44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………..48
49
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ………………………………………………….
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..…………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..48
Введение
Актуальность темы исследования. СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное в их сообщениях – идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой. Слово media – навевает мысль, что средства массовой информации являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. Западная культура приучила нас к такому взгляду. Однако следует иметь в виду, что журналисты и редакторы сообщают нам сведения об этой объективной реальности после тщательного отбора материала и решения, какое количество внимания уделять рассмотрению каждой конкретной темы. «Новости – это рамка, которая придает миру определенные очертания.
Степень изученности. Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать нужно сначала изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности данного явления.
Проблема исследования. Необходимо изучить, отдельную частицу сложного процесса массовой коммуникации, как-то – аудиторию, продемонстрировать её информационные потребности и связанную с ними необходимость использовать СМИ, её отношение к средствам массовой информации, предпочтения, и зависимость от них, а как следствие восприятие реальности. Реальность нельзя упаковать в сюжеты продолжительностью в две или три минуты, подлинная история состоит из противоречий, острых краев и пороков. Телевидение выступает в роли рассказчика, который в своем стремлении пощадить чувства слушателей приукрашивает истинное положение дел. В результате любое событие реального мира, каким бы необычным или отталкивающим оно ни было, оказывается втиснутым в заранее приготовленные формы. Целью такого подхода является искреннее желание рассказчика понравиться своей аудитории.
Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.
Задачи исследования: изучить понятие и функции средств массовой коммуникации; рассмотреть положительное влияние средств массовой коммуникации; рассмотреть негативное влияние средств массовой коммуникации; изучить репрезентацию и реальность средств массовой коммуникации; проанализировать информационное событие как репрезентация и реальность картины мира радиодискурса.
Источники. В работе использованы труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых, во-первых, представлен системно-интегративный подход, позволяющий обозначить СМИ как социально-коммуникативную систему; во-вторых, информационно-технический подход, дающий представление о новых информационных технологиях, глобально реализуемых СМИ в политическом пространстве; в-третьих, политико-психологический подход, исследующий различные психологические компоненты, которые, формируясь у людей в результате политической социализации
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, из которых первая состоит из трех, а вторая из двух параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие и функции Средств Массовой Коммуникации
Информированность общества – один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой – путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса.
Особое значение принадлежит массовой информации, которая собирается и распространяется специальными публичными и частными учреждениями – информационными агентствами, а также газетами, журналами и другими периодическими печатными изданиями, радио и телевидением, которые в совокупности своей именуются средствами массовой информации[1].
Одна из задач СМИ – собственно информирование общества обо всем, что представляет или может представлять интерес для него или его составных частей.
Средства массовой информации играют важную роль в системе массовых коммуникаций, являясь основным способом и средством массовой коммуникации. В рамках нашего исследования возникает необходимость разграничения понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Понятия «информация» и «коммуникация» характеризуют коммуникативный процесс с разных сторон. Информация есть средство осуществления коммуникации, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании индивида самыми различными средствами, например, наблюдением за окружающей средой. Коммуникация любого вида предполагает, в отличие от информации, наличие сознания. Смешение понятий информации и коммуникации связано с тем, что социальная информация, циркулирующая на всех уровнях социума, также предполагает наличие сознания, как, впрочем, и все социальные процессы, так или иначе связанные с деятельностью человека. Интересующая нас функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации, которая реализует ее при помощи информации. Тем не менее, массовая коммуникация является массово-информационной деятельностью, так как проявляется посредством массовой информации. Поэтому использование термина «СМИ» в качестве канала распространения информации будет достаточно корректным и правильным.
На сегодняшний день существует множество определений средств массовой информации, но все они, в большинстве своем, сводятся к рассмотрению СМИ как условной формы коммуникативной деятельности. Мы будем опираться на определение, предложенное Пугачевым В.П. и Соловьевым А.И. По их мнению, СМИ представляют собой «учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам».
К отличительным характеристикам СМИ они относят: публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделённое в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнёров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный случайный характер их аудитории.
Что касается структуры СМИ, то, по мнению исследователей, в нее входят: пресса, массовые справочники, радио, телевидение, звукозапись и видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств накопления и печатания информации. СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами.
Интересный подход к структуре массовой коммуникации и ее функциональной составляющей предложил Амелин В.Н. По его мнению, средства массовой информации образуют сложную систему источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации. Коммуникация с помощью средств массовой информации у него представлена следующим образом:
Среди функций СМИ основной он считает интегративную, когда средства массовой информации оказывают воздействие и на «свою», и на «чужую» среды реципиента, выполняя роль универсального посредника и интегратора общества, задавая единую систему ценностей, формируя способы восприятия информации.
В любом современном обществе средства массовой информации в той или иной форме выполняют ряд общих экономических, социальных, политических функций. Так Гаджиев К.С., на основании предложенных Г.Ласуэллом функциий массовых коммуникаций, выделяет 4 основные функции СМИ:
1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации): данная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности. Данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
2. Формирование общественного мнения: эта функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом.
3. Культурологическая функциявыполняет не только свою основную задачу - ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.
4. Политизация общества и политическое просвещение широких слоев населения: получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой.
Ю.В. Ирхин, в свою очередь, к одной из важных функциональных особенностей СМИ относит систематическое распространение политической информации среди различных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания как идеологического, культурного так и, в основном, политического воздействия на получателей информации. Для того чтобы точнее отобразить собственно политические функции СМИ, некоторые ученые предлагают использовать специальный инструментарий, в частности понятие медиаполитических комплексов. Подобного рода понятия позволяют более предметно отслеживать те процессы и тенденции, которые сказываются на политической роли СМИ (например, тенденции к коммерциализации прессы; специфику организации корпоративного взаимодействия, способствующую усилению или, напротив, ослаблению влияния на медиа государственных структур; формирование профессионально-этических стандартов и правил функционирования в информационном пространстве и т.д.). Как отмечает Конецкая В.П., теории массовой коммуникации построены, главным образом, на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации. Все теории по этой проблеме она объединяет в три группы в соответствии с доминирующей функцией:
1) функция политического контроля;
2) функция опосредованного духовного контроля;
3) культурологическая функция. Особняком стоит теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль коммуникации.
Средства массовой информации являются частью современной действительности со всеми её противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той или иной форме воспроизводят их. Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения. Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви и других общественных институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты испытывают на себе воздействие средств массовой информации. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания.
Взятые сами по себе средства массовой информации не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не являются ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль обуславливается тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. «СМИ являются лишь одним из инструментов, дополнительным фактором, способствующим изменениям. Характер и масштабы их влияния не следует оценивать по схеме стимул – реакция, непосредственные причины – результаты».
В заключении мы можем сказать, что в современном обществе СМИ выполняют ряд общих политических функций. Это, во-первых, информационная функция – получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, которые носят политический характер. Во-вторых, формирование на основе полученной политической информации общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. В-третьих, сведения, факты о тех или иных политических событиях так и останутся сведениями, фактами, если они не будут как-то упорядочены, приведены в систему, позволяющую людям адекватно судить о политических событиях. Это находит свое выражение в образовательной функции СМИ, которая связана с функцией социализации и, по существу, перерастает в нее.
Кроме вышеназванных функций, следует назвать функцию критики и самоконтроля, которая заключается в опоре, как на общественное мнение, так и на закон.
Информационная функция – основная функция СМИ, которая заключается в предоставлении актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Добываемая и передаваемая СМИ информация включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.