Манипулятивные технологии в средствах массовой коммуникации( на конкретных примерах и СМИ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить манипулятивную сторону деятельности СМК, их влияние на сознание и поступки людей.
В ходе данной работы поставлены следующие задачи:
Изучение имеющейся литературы по данному вопросу;
Систематизация данных и выявление основных закономерностей и особенностей, приемов и методов манипуляции сознанием в СМК;
Выявление основных приемов и методов манипуляции на конкретных примерах из СМИ.

Файлы: 1 файл

Манипулятивные технологии.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Омский государственный  педагогический университет

Филологический  факультет

Кафедра массовой информации и коммуникации

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Тема: Манипулятивные технологии в средствах массовой коммуникации( на конкретных примерах и СМИ)

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 3курса 33 группы

Груманцев Д.

Проверила:

к.п.н., доцент Плаксина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2011

 

 

Введение

 

В современном пространстве информационного общества человек  подвергается манипуляции со стороны  всевозможных средств массовой коммуникации. Масштабы влияния СМК на личность очень велики, многие поступки и действия человека определяются именно деятельностью СМК. Этим обуславливается актуальность изучения данной темы.

Цель данной курсовой работы – изучить манипулятивную сторону деятельности СМК, их влияние на сознание и поступки людей.

 В ходе данной работы поставлены следующие задачи:

  • Изучение имеющейся литературы по данному вопросу;
  • Систематизация данных и выявление основных закономерностей и особенностей, приемов и методов манипуляции сознанием в СМК;
  • Выявление основных приемов и методов манипуляции на конкретных примерах из СМИ.

 

Методы исследования:

  • Анализ литературных источников;
  • Анализ публикаций СМИ в открытых Интернет-источниках.

 

Глава 1. Теоретическая  часть

 

Слово «манипуляция»  имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.).

 

Отсюда произошло и  современное переносное значение слова  – ловкое обращение с людьми как  с объектами, вещами. Оксфордский  словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния  на людей или управления ими с  ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка". Изданный в 1969 году в Нью-Йорке "Современный словарь социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает".

 

С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых  признаков  манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

 

Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается  и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.

 

В-третьих, манипуляция  – это воздействие, которое требует  значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые  самородки с мощной интуицией, способные  к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).

 

Природа манипуляции  состоит в наличии двойного воздействия  – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

 

Психология  манипуляции.

 

В том искусственном  мире культуры, который окружает человека, выделяется особый мир слов – логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство подчинения. В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие – внушение, подчинение не через рассудок, а через чувства. Внушаемость – глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

 

Многие ученые и специалисты  акцентировали внимание на значении внушения в общественных процессах. Необходимо подчеркнуть различия внушения и убеждения, как непосредственных элементов воздействия. Внушение осуществляется манипулятивным методом, также действует контрвнушение для сохранения самобытности восприятия индивида. Убеждение – процесс логического обоснования, с целью добиться результата. В ходе убеждения приводятся факты, аргументы, разъяснения. Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. Внушение, напротив, "обходит" разум субъекта и проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь там, как всякий предмет пассивного восприятия.

 

Внушение прямо связывается  с манипуляцией сознанием, поскольку  представляет собой вторжение в  сознание посторонней идеи без прямого  и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта. В этом принципиальное отличие внушения от убеждения. Производится ли внушение словами или другими знаками, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.

 

Несмотря на существенную роль внушения в практике массовых коммуникаций, бытовала и иная точка  зрения, отрицающая иррациональный, происходящий помимо разума, процесс внушения. Согласно этой точке зрения, при внушении человек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект оценки. То есть, с помощью внушения в сознании производится подмена объекта суждения, так что человек мысленно восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто виноват!" и т.п. Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении. На этой теории была основана так называемая «комментированная пресса» – сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или слушателю несколько разумных вариантов объяснения. В рамки этих вариантов загоняется мысль – но все же мысль человека. От ловкости комментатора зависит возможность сделать необходимый манипулятору вариант наиболее правдоподобным.

 

Манипуляция на уровне психологических процессов. Перцептивные, мнемические, интеллектуальные процессы.

 

Восприятие неразрывно связано с воображением, которое  новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не присутствовало бы в действительности.

 

Так как воображение  – способность творческая, оно  гораздо меньше, чем мышление, подвержено дисциплине (логики, традиции). Значит, более уязвимо для воздействия извне. Преобразуя в нашем сознании полученные когда-то и где-то от действительности впечатления, воображение создает образы и мыслительные, и чувственные. Следовательно, через воображение манипулятор может воздействовать и на мышление, и на чувства. Максимальной подвижностью и уязвимостью перед манипуляцией обладает сочетание двух «гибких» миров – воображения и чувств. Говорят, что эмоции – основные деятели в психическом мире, а образы – строительный материал для эмоций.

 

Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать  воздействие при манипуляции  сознанием являются память и внимание. Задача манипулятора – в чем-то убедить  людей. Для этого надо прежде всего  привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти.

 

Исследователи пришли к  выводу: то, что в результате частого  повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых – в огромном количестве эмпирического материала.

 

Подробно изучено влияние эмоциональных элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной, звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется.

 

Очень важна связь  эмоциональной памяти и узнавания. В манипуляции сознанием узнавание  играет ключевую роль, потому что порождает  ложное чувство знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории с коммуникатором (отправителем сообщения) – он воспринимается аудиторией как свой. Для "захвата" аудитории узнавание гораздо важнее сознательного согласия с его утверждениями.

 

Действуя через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит. Сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их "будят". При этом для манипулятора даже не важно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.

 

Механизмы реализующие манипулятивное воздействие (по Доценко).

 

Присоединение к внутреннему мира аудитории. Включается в работу в тех случаях, когда структура ситуации оказывается сходной по своим характеристикам с соответствующей частью внутреннего мира. С. Кара-Мурза называет это вторым этапом после установления контакта с аудиторией (установление контакта предполагает создание канала, по которому может пройти сообщение). Присоединением называют такой контакт, который в силу положительного отношения к нему аудитории имеет тенденцию сам себя поддерживать, воспроизводится уже без специальных больших усилий манипулятора. Различают "присоединение по…" и "присоединение к…". Первое – это контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков общности (по языку, этнической принадлежности и т.д.). Главная задача манипулятора – "присоединение к…" (к каким-то ценностям, лозунгам, действиям).

 

Психические автоматизмы. Психические автоматизмы выступают в роли передаточных рычагов, благодаря которым энергия воздействия манипулятора превращается в энергию действия адресата. Психические автоматизмы - это типичные схемы поведения, естественные для большинства людей. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении – обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Здесь впервые появляется понятие "стереотипа". Полезность стереотипов для человека заключается в том, чтобы воспринимать и оценивать сообщение быстро, не думая; манипулятор может применять их как "фильтры", через которые его жертвы видят действительность.

 

Одним из главных "материалов", с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Стереотипы – неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании. Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке речь идет не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции.

 

Механизм "включения" автоматизмов - мотивационное обеспечение. Никакой  автоматизм не будет работать без  мотивационной поддержки. Впрочем, манипуляционное воздействие в  числе мишеней обязательно имеет  и мотивационные структуры. Е. Доценко выделяет такие способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обусловливание и знаковое опосредствование.

Информация о работе Манипулятивные технологии в средствах массовой коммуникации( на конкретных примерах и СМИ)