Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить манипулятивную сторону деятельности СМК, их влияние на сознание и поступки людей.
В ходе данной работы поставлены следующие задачи:
Изучение имеющейся литературы по данному вопросу;
Систематизация данных и выявление основных закономерностей и особенностей, приемов и методов манипуляции сознанием в СМК;
Выявление основных приемов и методов манипуляции на конкретных примерах из СМИ.
Прямая актуализация требуемого мотива может происходить в ответ на появление релевантных этому мотиву раздражителей. Открытое побуждение со стороны актора нередко принимает форму соблазнения - от вполне легального и невинного до скрытого и злонамеренного. С манипулятивной целью прямая актуализация мотива используется в основном в составе комплекса мероприятий: для маскировки основного воздействия, отвлечения внимания на второстепенные элементы ситуации, приведения адресата в необходимое состояние (дискомфорт, бездумная легкость).
Обусловливание - перенесение побудительной силы какого-нибудь мотива на действия, к которым раньше этот мотив не побуждал. Данный механизм лежит в основе дрессировки животных.
Мотивационное опосредствование - эмоциональное переключение на основе представляемых, воображаемых, восстанавливаемых вследствие полученной словесно информации событий. Многообразие возможных для человеческой психики переключений позволяет связать все со всем, сколь бы слабыми или надуманными ни казались основания для такой связи.
Отождествление "Я" адресата со своей активностью. Субъективность, личностное начало в человеке, по каким-то еще мало понятным законам присваивает психические процессы и содержания, придает им статус "моего". Это личностное начало, или "Я", будучи обманутым, принимает чужое желание за свое.
Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь можно отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?». А. Моль пишет, что искажение реальности достигается чаще через процесс «кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий.
Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тоталитарность воздействия – полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Сложность выполнения этого правила прежде всего в том, чтобы создать у адресата иллюзию независимости, иллюзию плюрализма каналов информации. Для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организаций, политической окраске, жанрам и стилям – при условии, что реально вся эта система подчиняется единым главным установкам.
Помимо замалчивания
«ненужной» информации и создания таким
образом «виртуальной»
Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные «крупицы» сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с действительностью ничего общего.
Упрощение, стереотипизация. Пресса (и вообще СМИ) сыграла важнейшую роль в процессе «толпообразования» в западном обществе. Человек массы, продукт мозаичной культуры, был в значительной степени создан прессой. Сами СМИ быстро стали объектом изучения в социодинамике культуры, и вскоре были обнаружены и даже математически выражены связи между простотой сообщения и его восприятием. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначенны именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение.
Под этим эмпирическим правилом
лежит психологическое
Утверждение и повторение.
Упрощение позволяет
Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека массы, СМИ в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучали человека мыслить стереотипами и постепенно снижали интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.
Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс.
Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Это – один из самых главных принципов американских СМИ. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми.
Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.
Подготовка сенсации
– кропотливая и дорогая
Рубрика: Экономика
Росприроднадзор выявил нарушения по проекту "Сахалин-2"
24/08/200705:58
ЮЖНО-САХАЛИНСК, 24 авг - РИА Новости, Ирина Байбарза. Нарушения лесного, водного, земельного законодательства при строительстве трассы магистрального трубопровода по проекту "Сахалин-2" в Долинском районе Сахалинской области выявили специалисты областного управления Росприроднадзора, сообщила РИА Новости пресс-секретарь ведомства.
По ее словам, нарушения выявили во время плановой проверки работ на ОАО "Сварочно-монтажный трест" - субподрядчика компании "Старстрой" по строительству трубопроводов, которая, в свою очередь, является подрядчиком компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд".
"Установлено, что ОАО "Сварочно-монтажный трест" не соблюдает требования к охране рек Косая, Ай и их притоков, пересекающих трассу трубопровода. На объекте не проводят берегоукрепительные работы и противооползневые мероприятия, что приводит к загрязнению, засорению и истощению рек. На протяжении всего участка обнаружено сползание грунта за границы полосы земельного отвода на земли лесного фонда, что привело к единичному вываливанию деревьев и их гибели", - сказала собеседница агентства.
Она отметила, что
за данные нарушения ОАО "
Материалы проверки
направили для принятия мер
в Долинскую городскую прокурат
Проект "Сахалин-2"
предполагает освоение Пильтун-
Владельцами "Сахалин
Энерджи" являются британско-
http://www.rian.ru/economy/
«Газпром»
потребовал от «Шелл» продажи доли
в «Сахалине-2», и когда условия
«Шелл» не устроили «Газпром», замглавы
Роскомприроды Олег Митволь заявил
об экологических нарушениях в проекте. Ни в одном из ведущих СМИ
страны не было сказано, что нарушения
в экологии проекта выявились только после
проведения неудачных переговоров «Шелл»
и «Газпором». Что означает, что чиновники России –
один из инструментов воздействия и влияния
в бизнесе.
Поддержка протеста — 60%
06.03.2009, Ведомости
С сочувствием и пониманием к людям, выходящим на акции протеста в связи с кризисом, относятся 60%, а сами готовы выйти на улицу 23% опрошенных «Левада-центром».
Социологи «Левада-центра» спрашивали: «С какими чувствами вы относитесь к людям, которые участвуют в митингах, манифестациях против падения уровня жизни, в защиту своих прав»? Опрос проводился 20—23 февраля среди 1600 человек. С уважением к протестующим относятся 19%, а с пониманием 41%. Еще 7% — с интересом. Ни один не сказал, что эти акции вызывают у него пренебрежение или возмущение, особых чувств они не вызывают у 26%.
http://www.vedomosti.ru/
ЕСЛИ ТАКОГО РОДА МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТЕСТА
ПРОТИВ ПАДЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ, В ЗАЩИТУ СВОИХ ПРАВ СОСТОЯТСЯ,
ВЫ ЛИЧНО ПРИМЕТЕ В НИХ УЧАСТИЕ ИЛИ НЕТ?
скорее всего, да
23
скорее всего, нет
61
затрудняюсь ответить
16
http://www.levada.ru/press/
Заголовок
статьи говорит о том, что 60% опрошенных поддерживают
протесты, тогда как на самом деле люди
просто понимают протестующих. По данным
опроса 61% процент не собирается лично
участвовать в протестах, что не отражено
в статье газеты.
Опрос: каждый десятый россиянин жалеет
о сделанном год назад выборе. Но Медведеву
и Путину все равно доверяют
время публикации: 2 марта 2009 г., 17:23
последнее обновление: 2 марта 2009 г., 20:31
По данным ВЦИОМ,
россияне одобряют
"Значимая динамика отмечалась за прошедший год только у одного политика - Дмитрия Медведева", - сказал глава ВЦИОМ Валерий Федоров на пресс-конференции в понедельник. По его словам, в январе 2008 года 34% опрошенных россиян называли Медведева политиком, которому они больше всего доверяют, в марте 2008 года - 39%, в сентябре - 45%, в ходе опроса 21-22 февраля 2009 года - также 45%. "Мы видим, что резкий всплеск доверия пришелся на 2007 и начало 2008 года, что было связано с участием и победой в избирательной кампании, затем уровень доверия находится в диапазоне 41-45% опрошенных", - отметил Федоров.
- Число россиян, уверенных, что Путин главнее Медведева, удвоилось
- Каждый десятый россиянин недоволен кандидатом, за которого он голосовал
Социолог также
сообщил, что согласно опросу,
56% респондентов доверяют