Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ…………………………………………………...25
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..……………44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………..48
Очень важна связь эмоциональной памяти и узнавания. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории с коммуникатором (отправителем сообщения) – он воспринимается аудиторией как свой. Для "захвата" аудитории узнавание гораздо важнее сознательного согласия с его утверждениями. Поэтому так важно намозолить людям глаза с телеэкрана. Действуя через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит. Сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их «будят». При этом для манипулятора даже не важно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.
Если говорить о негативных последствиях, то можно отнести к ним формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым детям в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. Телевидение способно моделировать поведение «потребителей» информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестоких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Психологами отмечено, что насилие, лавиной обрушивающееся с экрана, становится "нормой" досуга не только взрослых, но детей и подростков.
Причины интереса СМИ к насилию также являются предметом научного осмысления. Так, Ричард Броди в книге «Virus of the Mind: The New Science of the Meme» пишет, что у СМИ есть «только один способ выживания: они должны обращаться к вопросам, к которым мы чувствительны».
Возвращаясь к вопросу влияние средств массовой коммуникации на психическое сознание масс, еще раз обратим внимание, что наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика ребенка, подростка, молодежи. Связанно подобное, как мы уже заметили, с тем, что такая структура психики как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира, еще до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего мира, из социума, попадает в психику индивида, сдобренная к тому же «дипломатическим паспортом неприкосновенности», потому как информация, преподносимая средствами массовой коммуникации (различными ее компонентами, как-то: глянцевые журналы (особенно подростковые; хотя они фактически дублируют модели, заданные взрослыми журналами подобной направленности), телевидение (различные ток-шоу, или «Дом-2», например, являющаяся исключительно вражеской передачей, потому как закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории: подростков и молодежи. И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. И иного тут не дано. В том и результирующая роль подсознания в программировании индивида (как индивида любого возраста, так и масс), что он может даже не понимать всей информации, которую видит с экрана, и которая представляет собой набор смешных историй со скандальным оттенком (усиливавшим суггестивный эффект, потому как любая провокация эмоций разрушает барьер критичности психики), и внешне как будто явного негатива не просматривается. Такой негатив становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т.ч.), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида[8].
«Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям», – отмечает В. Н. Лопатин СМИ, потенциально способные формировать и корректировать убеждения, мнения, поведение людей, на самом деле реализуют эту потенцию в искаженном виде. Борьба за рейтинги выводит на экраны фильмы и программы, формирующие модели поведения, которые нельзя назвать образцовыми: если возникла проблема, то решить её можно только с применением силы (убей, ограбь, укради), если хочешь отдохнуть – купи пива.
Образ успешного человека в современной России сильно деформирован (как минимум, это вор) По данным профессора В.Г.Крысько, средства массовой коммуникации оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики человека, группы людей и общественного сознания в целом:
1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).
2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).
3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).
4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).. Телевидение и другие средствами массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.), своей деятельностью изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) или капиталом. Таким образом, происходит массовое зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди действуют в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая[9].
Генерал Д.А.Волкогонов выделяет три уровня воздействия на психику, которые должны использоваться спецслужбами:
1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.
3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных. В наше время, когда психология находится на пике своего развития, а органы контролирующие СМИ в стороне, у производителя нет препятствия к основной цели – обогащению, получению прибыли. На помощь таким «бизнесменам» приходит, получившее широкое применение в рядах спец служб – НЛП, которое способно влиять на подсознание человека, в обход его сознания (Пр: настоящие мужчины пьют только БАЛТИКУ, а кто из мужчин считает себя не настоящим ???, но никто не задумывается о том, что защитник родины, семьи, женщины- вот настоящий мужчина. Реклама пива: производитель играет понятиями ПИВО-ЖАЖДА, и когда человек испытывает, потом жажду, то подсознание автоматически выдает ПИВО и т.д). Таких примеров можно привести тысячу. Вот, что значит подмена понятий и действие определенных искусственно привитых стереотипов. Человек перестает думать, он мыслит теперь шаблонно, тем, какая модель записана в его подсознании.
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации.
Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации. Сейчас Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет.
В то же время происходит, и обратный процесс развитие массовых коммуникаций воздействует на общество, стимулируя его развитие.
Выводы к 1 главе:
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия
СМИ сегодня – это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах. Отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации
Современное общество невозможно представить без СМИ. Роль медиа в конструировании реальности является одним из основных и интереснейших вопросов социальной философии. СМИ становятся не просто отображением реальности, а её создателем. Несмотря на сухость информационных лент, именно они описывают мир обществу, мы видим мир таким, каким он предстаёт на страницах СМИ. Именно журналисты создают эту иную реальность, в настоящее время претендующую являться основной и единственно существующей.
Телевизионный экран стал выполнять роль зеркала: в нём отражается действительность, насколько она совпадает с оригиналом и зависит от журналистов, а в современном мире ещё и сотрудников PR-агентств, пресс-служб. Особенность, которая отличает поле журналистики, – это эффект закрытости. Ведь только журналисты прочитывают множество газет, общаются друг с другом, если одна новость присутствует одновременно в нескольких изданиях, да и сам феномен новости, отбор информационных поводов производят сами журналисты. Событие может стать новостью, которую будут обсуждать все наиболее популярные издания исключительно благодаря рейтингу. Само понятие «реального» можно рассматривать не как объективный мир. С.Жижек называет реальное «кошмарным ирреальным фантомом», выделяет одновременно 3 измерения, из которых состоит реальное: «глубинного водоворота, разрушающего всякую последовательную структуру; математизированной последовательной структуры реальности; хрупкой чистой видимости»[11]. Установить власть над медиа, контроль за процессом информации невозможно. Медиа запрещает ответ, а полностью восстановить прозрачность языкового кода в настоящее время нельзя. В современном мире СМИ оказываются в двойной зависимости. С одной стороны, они получают всё большую власть и контроль над обществом. С другой, сами же СМИ попадают под влияние и контроль политики и экономики, цензуры, желаний спонсоров. По словам Н.Лумана, любое сказанное слово порождает противоречие, поэтому человеку, не желающему воспринимать эти противоречия, стоит отказаться от коммуникации вообще. Медиа становятся лишь одним из продуктов общества потребления, привязанного к рейтингу. «Действию медиа подвергается не то, что проходит через прессу, телевидение или радио, а то, что схватывается формой/знаком, что артикулируется в соответствии с моделью, что управляется кодом. Точно так же товар – это
Так вcе же СМИ отражают мир или cознетют новую реальноcть? Конечно, СМИ в значительной мере отражают то, что проиcходит вокруг. Однако они проявляют избирательноcть в отношении того, что раccказать нам
Кроме того, информационное пространство динамично, в нем не бывает завершенного состояния. Оно структурировано, а значит неоднородно, в нем есть аттракторы, привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие потребителя от данной точки информационного пространства. Информационное пространство не связано напрямую с реальным пространством из-за его частично нематериальной природы и возможности использовать гражданские информационные инфраструктуры, которые достигают любые точки земного шара. Информационное пространство обладает национально-специфическими способами построения, обработки и распространения информации[15].
Понятие «информационное пространство» во многом синонимично понятию «информационное поле». Г.Г. Почепцов не проводит между ними демаркационной линии, уподобляя информационную реальность в одном случае полю, в другом пространству. Л. Землянова же сближает «информационное пространство» с «информационной средой»