Средства массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ…………………………………………………...25
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..……………44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………..48

Файлы: 1 файл

СМИ как создатель реальности.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Функция социализации означает усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие.

Таким образом, Средство массовой информации – средство распространения информации, характеризующееся: обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью и корпоративным характером производства и распространения информации.

К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение;  кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

 

 

1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой коммуникации

 

Вопрос о влиянии средств массовой коммуникации на личность в настоящее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Становление личности происходит под прессом массовой коммуникации, который носит неоднозначный характер и не всегда положительно сказывается на формировании мировоззрения. Выделяют даже такую отрасль как экология культуры.

Массовая  коммуникация  оказывает  не  только  негативное  влияние   на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать  этнических и половым стереотипам. К ее позитивным  результатам  относятся  и  повышение осведомленности,  любознательности,  улучшение  речевых  навыков.  

Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации  и сдержанности,  строгому  соблюдению  социальных  норм,  а  также  уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов  у детей улучшаются навыки общения со  сверстниками,  взаимопонимание  с  ними, активизируется стремление помогать другим людям[2].

СМИ освещают различные актуальные общественные  проблемы  и  тем  самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так  и  индивидуально.  К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио,  телевидение,  а  в последнее  время  интернет  и  реклама.  В  последние  десятилетия  средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие  распространения спутниковой связи, кабельного радио  и  телевидения,  электронных  текстовых коммуникационных систем (видео, экранных  и  кабельных  текстов),  а  также индивидуальных средств накопления и печатания  информации  (кассет,  дискет, дисков, принтеров). Но наиболее  массовое  и  сильное  влияние  на  общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама.

В  современных  условиях  доступ  к  СМИ  –  это   необходимое   условие формирования влияния. СМИ  –  это  своего  рода  корни,  с  помощью  которых получает жизненные силы любая организация. Активная роль СМИ  связана  с  их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса  в  обществе, но  поток  информации  в   современном   мире   настолько   разнообразен   и противоречив, что  самостоятельно  разобраться  в  нем  не  в  состоянии  ни отдельный человек, ни даже группа специалистов[3].

Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не является бесспорной. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало опасения, во благо оно или во вред человеку. Считали, что появление кино, радио, а потом и телевидения способствовало падению интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо обратить внимание и на то, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые вовсе не обязательно стали бы читателями.

В результате исследований ученые пришли к выводу, что средства массовой коммуникации достаточно позитивно влияют на развитие человека. В 1961 г. американские ученые В. П. Шрам, Д. Лайл и Д. Паркер установили, что просмотр телевидения способствует ускорению развития ребенка почти на год. Он учится правильно излагать свои мысли, расширяется его кругозор, ребенок получает необходимые знания. Исследования, проводимые французскими учеными, подтвердили, что телевидение расширяет кругозор людей из малообеспеченных слоев населения.

Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения. В работе на компьютере можно отметить ряд положительных эффектов:

1) приводит к расширению контактов;

2) приводит к порождению и реализации новых форм символического опыта;

3) способствует развитию процессов воображения;

4) способствует быстрому изучению иностранных языков и др.

Но наряду с положительными моментами наблюдаются и негативные последствия работы с компьютером. Она может вызвать «синдром зависимости» от компьютера, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и др. (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский).

Таким образом, к позитивному влиянию СМИ можно отнести экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики.

Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. 

Одна из важнейших функций средств массовой коммуникации заключается в том, чтобы осуществлять оперативную информацию широких масс населения во всех областях жизни, т.е. массовую информацию.
Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды – экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMK, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей[4].

Рассмотрим телевидение. В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это заставляет телепродюссеров уделять огромное внимание телевизионной рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. Но особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она дается по ходу интересного фильма или содержательной передачи. В этих случаях разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость. Можно вспомнить, что сходный прием (правда, без телевидения) использовался в лабораториях И.П.Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак.     

Важен и тот фактор, что очень часто повторяются одинаковые ролики. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. Однако реклама имеет ряд очевидных негативных тенденций и среди них: упор на второстепенные показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование перепроизводства, увеличение расходов на рекламу и как следствие рост цен на продукцию, невнимание к социальным нуждам, прививание «дурного вкуса» аудитории, угроза упадка культуры и нравственности.

Сегодня в каждый дом через телевидение, радио, интернет, прессу и других средств массовой информации  входят жестокость, порнография, насильство, скандалы. Структура массовой коммуникации просто «напичкана» негативной информацией. Негативная информация  стала неотъемлемой частью человека. Героями становятся циничные, жестокие люди. Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом[5].

Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха. Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи. По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию – насилие и жестокость, на втором - порнография, так считают 60% опрошенных. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса. 

Среди негативной информации в средствах массовой коммуникации, преобладают сцены эротического содержания. Сегодня редко встретишь художественный фильм без постельных сцен, а музыкальные клипы чего стоят! Где не поймешь,  девушка на половину одета, или на половину раздета. Эротика известна с древнейших времен. В последние десятилетия она в буквальном значении слова ворвалось в нашу жизнь со страниц печатных изданий, видеокассет, экранов мониторов и ТВ. То, с какой агрессивностью реклама порно сайтов вторгается даже на сайты с вполне безобидной тематикой, поражает воображение, и  сегодня, когда технологии печати, видео, кино и компьютерной графики столь развиты, нет ни одного человека, кто бы был лишен возможности с ней познакомиться. Эта индустрия подобна фениксу, как бы с нею не боролись, не пытались уберечь молодежь, она вновь и вновь находит способы преодолеть все заслоны и получить еще большее распространение, чем раньше.

Нельзя игнорировать и тот факт, что производство порнографии – огромная отрасль бизнеса, в том числе и нелегального, приносящая большие доходы. Поэтому здесь, как нигде, требуется тщательное законное регулирование. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия[6].

Для успешной манипуляции вниманием важно верно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению. Не менее важна и технологическая база манипулятора. Телевидение, которое оперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами, обладает исключительно высокой, магической способностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя. Эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферические системы внимания, что обеспечивает большую избыточность информации в центральной интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньших усилий требует восприятие сообщения. В целях манипуляции сознанием приходится воздействовать на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил (а то и заучил до автоматизма) какую-то мысль, метафору, формулу («ДА-ДА-НЕТ-ДА!»). С другой стороны, бывает необходимо «отключить» его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения.

Рассмотрим сначала важность запоминания. Когда человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается мало-мальски убедительной, эмоционально окрашенной и представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание. Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых – в огромном количестве эмпирического материала. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти. Так возник особый вид – «раздражающая реклама», подсознательное влияние которой тем больше, чем сильнее она возмущает или раздражает людей[7].

Подробно изучено влияние эмоциональных элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной, звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется.

Информация о работе Средства массовой коммуникации