Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ…………………………………………………...25
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..……………44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………..48
Анализируемый материал позволяет говорить о том, что в текстах, репрезентирующих информационную картину дня, модусы знания и мнения часто и незаметно для реципиента переводятся один в другой: мнение маскируется под знание, а знания снижаются до уровня мнения. При этом сложно говорить о том, насколько сознание воспринимающего способно зафиксировать этот семантический сдвиг. Возможно, анализ дискурсивных механизмов формирования картины мира позволит ответить на вопрос, как новостному жанру удается сохранять соответствие критериям объективности и непредвзятости, с одной стороны, и одновременно выполнять функции идеологического медиума – с другой.
Заключение
Современное российское общество все еще находится на этапе серьезных социальных трансформаций и демократического транзита. В большинстве источников, прослеживается мысль о том, что СМИ уже давно перестали играть роль простого медиатора, передающего информацию, но сами её интерпретируют и меняют, исходя из «развлекательности» преподнесенного материала, необходимости кратко излагать информацию и т.п.
Они формируют так называемую «гиперреальность»: реальность, которая уже существует сама по себе и является лишь «подобной» той реальности, которая является начальным материалам для интерпретации.
Во-вторых, связь между реальностью и гиперреальностью СМИ обладает определенной двунаправленностью, так как хотя события реальности и являются отправной точкой для создания знаков гиперреальности, подача материала в СМИ влияет на зрителя, навязываю ему само представление, что гиперреальность полностью соответствует реальности: например, зритель верит, что изображенная в новостях бомбардировка Ирака произошла именно так и именно там, как рассказывает журналист и показывает видеоряд, хотя, что это за город по кадрам установить не знатоку практически не представляются возможным. И вследствие такого доверительного отношения к СМИ, зритель и строит свои собственные отношения с реальностью, во многом исходя из симулякров, которые он считает обладающими значением, референтом в реальном мире, тем самым трансформируя и саму реальность. Из выше сказанного становится понятно насколько реальна угроза манипуляции сознанием и насколько тотальным будет её эффект, если она проводится через СМИ.
В-третьих, прослеживается постепенное отмирание сопереживания человека к катастрофам, убийствам и прочим негативным феноменам, так как просматривая новости, в которых происходит покушение на президента в одной стране, техногенная катастрофа в другой, землетрясение в третьей и наводнение в четвертой, зритель постепенно «привыкает» к мысли, что «каждый день в этом мире происходит что-то плохое». Но опять же именно телевидение создаёт эффект искусственной отдаленности зрителя от места действия, тем самым нивелируя его реакцию на произошедшее, как на что-то столь отдаленное, что не имеет к нему непосредственного отношения, а фраза ведущего теленовостей «А теперь о другом…» показывает, что на эту тему уже было выделено достаточно времени на раздумья и размышления.
Гиперреальность – это реальность гиперскорости и постоянного «сегодня». Ёе события, будучи сжатыми в формат телевыпуска новостей, ускоряются и “происходят” для телезрителя буквально за 30 – 40 секунд, достаточных для освещения нового телесюжета. Актуальным же и «значимым» в рамках гиперреальности всегда является только тема «свежего», нового, сегодняшнего: вчерашние события аннигилируются или сильно теряют своё значение по сравнению даже с менее значимой по масштабам, но более свежей новостью.
В гиперреальности СМИ «существует» только то, что произошло недавно, о чём еще не сообщалось, а после сообщения оно опять перестает «существовать», независимо от реальности. Также стоит упомянуть, как Зверева представляет концепцию времени в рамках СМИ: практически ежечасные выпуски новостей заставляют зрителя поверить, что буквально постоянно в мире происходит нечто, о чём он, зритель, должен знать. Причём подача этих новостей происходит спорадично, тогда, как промежутки между ними предстают некими «пустыми пятнами», лишенными «существования».
В последнее время отношения «реальность – СМИ – зритель – реальность» претерпевают изменения в связи с бурным развитием сети Интернет, где реципиент получает способность сам выбирать даже идеологическую подачу, исходя из которой интерпретируются новости, а также всё большему стремлению к интерактивности телевизионных передач. Но более всего зритель вовлекается в эту гиперреальность как её актуализирующаяся часть посредством ток-шоу, где он выступает уже в качества самого объекта реальности, из чьих выносимых на обсуждение проблем, интересов и проч. создается симулякр его самого. Он получает себя в «переработанном» виде, своего эрзац-двойника из гиперреальности, но осознания, что этот образ лишь «подобен» ему у участника ток-шоу не происходит и он воспринимает своего эрзац-двойника как тождественного себе – «зеркало» СМИ становится кривым зеркалом, и таким образом метаморфозы уже претерпевает не только реальность, но и сам зритель, выступающий в такого рода «интерактивной» роли в качестве одновременно субъекта и объекта отношений «зритель-участник – СМИ – neo-зритель – реальность».
Несмотря на то, что постоянный контакт с гиперреальностью должен выработать у зрителя стремление к критической рефлексии ввиду явной противоречивости и несводимости всех получаемых новостей к одной схеме, выводы о роли СМИ крайне неутешительны: вслед за деконструкцией реальности и её подменой симулякрами разного порядка, возможна замена симулякрами самой личности и социума.
Список использованных источников
Учебники и учебные пособия
1. Алёшенков, М.С. Взаимодействие физических полей и излучений с биологическими объектами и защита от их негативного воздействия: Учеб. пособие / М.С. Алёшенков. – М.: МГУЛ, 1998. – 105 с.
2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака: Учеб. пособие. / Ж.К. Бодрийяр. – М.: Библион-Русская книга, 2004. – 272 с.
3. Больц Н. Азбука медиа: Учеб. Пособие / Н. Больц. – М.: Европа, 2011. – 136 с.
4. Гейтс Б. Дорога в будущее: Учеб. пособие / Б. Гейтс. – М.: Логос, 1998. – 312 с.
5. Гидденс Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – 440 с.
6. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
7. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: Учеб. Пособие / Т.Г. Добросклонская. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 264 с.
8. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект, 2008. – 156 с.
9. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. Часть 2 / Отв. редактор М.Н. Володина. – М.: Изд-во Московского университета, 2004. – 86 с.
10. Жижек С. 13 опытов о Ленине: Учебник / С. Жижек, 2003. – М.: Ад Маргинем. – 260 с.
11. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддвериях информационного общества: толковый словарь терминов и концепций: Учеб. для вузов / Л.М. Землянова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – 301 с.
12. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста: Учеб. Для вузов / А.Г. Киселев. – СПб: Питер, 2011. – 400 с.
13. Макаров М.Л. Основы теории дискурса: Учеб. Пособие / М.Л. Макаров. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.
14. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой: Учеб. пособие / Н.Н. Моисеев. – М.: Арграф, 1998. – 480с.
15. Поцепцов, Г.Г. Информационные войны: Учеб. пособие / Г.Г. Поцепцов. – Киев: Ваклер, 2000. – 576 с.
16. Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений: Учеб. Пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 224 с.
17. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. //
Статьи публикации
18. Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. – 2001. – № 1. С. 147.
Электронные ресурсы
19. Глебова О.С. Мир отражения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-kopeika.ru/index.
20. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/projects/a
21. Харрис Р. Средства массовой информации как создатель особой реальности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://advertion.blogspot.com/
[1] Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/projects/a
[2] Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. // Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 184.
[3] (там же, 217)
[4] Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста: Учеб. Для вузов / А.Г. Киселев. – СПб: Питер, 2011. – С. 321 – 322.
[6] Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста: Учеб. Для вузов / А.Г. Киселев. – СПб: Питер, 2011. – С. 168.
[7] Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. // Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 189.
[8] Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект, 2008. – С. 53.
[9] Больц Н. Азбука медиа: Учеб. Пособие / Н. Больц. – М.: Европа, 2011. – С. 46.
[10] Больц Н. Азбука медиа: Учеб. Пособие / Н. Больц. – М.: Европа, 2011. – С. 36.
[11] Жижек С. 13 опытов о Ленине: Учебник / С. Жижек, 2003. – М.: Ад Маргинем. – С. 226
[12] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака: Учеб. пособие. / Ж.К. Бодрийяр. – М.: Библион-Русская книга, 2004. – С. 218.
[13] Глебова О.С. Мир отражения [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://web-kopeika.ru/
[14] Поцепцов, Г.Г. Информационные войны: Учеб. пособие / Г.Г. Поцепцов. – Киев: Ваклер, 2000. – С. 380.
[15] (там же, 371).
[16] Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддвериях информационного общества: толковый словарь терминов и концепций: Учеб. для вузов / Л.М. Землянова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – С. 70.
[17] (там же, 148)
[18] Моисеев Н.Н. Расставание с простотой: Учеб. пособие / Н.Н. Моисеев. – М.: Арграф, 1998. – С. 185.
[19] Гейтс Б. Дорога в будущее: Учеб. пособие / Б. Гейтс. – М.: Логос, 1998. – С. 97.
[20] Гидденс Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – С. 414.
[21] Алёшенков, М.С. Взаимодействие физических полей и излучений с биологическими объектами и защита от их негативного воздействия: Учеб. пособие / М.С. Алёшенков. – М.: МГУЛ, 1998. – С. 48.
[22] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – С. 112.
[23] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: Учеб. Пособие / Т.Г. Добросклонская. – М.: Флинта: Наука, 2008. – С. 201.
[24] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – С. 120.
[25] Макаров М.Л. Основы теории дискурса: Учеб. Пособие / М.Л. Макаров. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – С. 311.
[26] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – С. 117.
[27] Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. – 2001. – № 1. С. 147.
[28] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С. 127.
[29] Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. Часть 2 / Отв. редактор М.Н. Володина. – М.: Изд-во Московского университета, 2004. – С. 77.
[30] Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений: Учеб. Пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – С. 122.