Средства массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Выявить основные виды влияния средств массовой информации на человека и сопоставить влияние радиодискурса на формирование реальности и стиля жизни аудитории.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования выступает современные средства массовой коммуникации в целом, а предметом исследования является изучение вопроса восприятия реальности с помощью средств массовой коммуникации, в частности радиодискурс.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………...5
1.1 Понятие и функции средств массовой коммуникации…………..…..5
1.2 Положительное и негативное влияние Средств массовой
коммуникации ……………………………………………………..….12
Выводы к 1 Главе…………………………………………………………………23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОМУННИКАЦИИ КАК СОЗДАТЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ…………………………………………………...25
2.1 Репрезентация и реальность средств массовой коммуникации…….25
2.2. Информационное событие как репрезентация и
реальность картины мира радиодискурса………………..………….31
Выводы ко 2 Главе…………………………………………………..……………44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………..48

Файлы: 1 файл

СМИ как создатель реальности.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Анализируемый материал позволяет говорить о том, что в текстах, репрезентирующих информационную картину дня, модусы знания и мнения часто и незаметно для реципиента переводятся один в другой: мнение маскируется под знание, а знания снижаются до уровня мнения. При этом сложно говорить о том, насколько сознание воспринимающего способно зафиксировать этот семантический сдвиг. Возможно, анализ дискурсивных механизмов формирования картины мира позволит ответить на вопрос,                  как новостному жанру удается сохранять соответствие критериям объективности и непредвзятости, с одной стороны, и одновременно выполнять функции идеологического медиума – с другой.

 

Заключение

 

Современное российское общество все еще находится на этапе серьезных социальных трансформаций и демократического транзита. В большинстве источников, прослеживается мысль о том, что СМИ уже давно перестали играть роль простого медиатора, передающего информацию, но сами                         её интерпретируют и меняют, исходя из «развлекательности» преподнесенного материала, необходимости кратко излагать информацию и т.п.

Они формируют так называемую «гиперреальность»: реальность, которая уже существует сама по себе и является лишь «подобной» той реальности, которая является начальным материалам для интерпретации.                                    Эта гиперреальность, в первую очередь, не обладает причинно-следственной связью событий, её объекты, по сути, являются компиляцией разных новостей, ток-шоу, культурных и развлекательных передач, размещенных в эфире исходя из необходимости охватить все сферы жизнедеятельности и обратиться ко всем телезрителям, привлечь их максимальное количество к телеэкрану.                       Но проблема тут возникает в том, что человек не является пассивным реципиентом этой программы, и сам также влияет на количество и тип получаемой информации, а потому он также производит коллаж информации, который может вызвать ложное представление о причинах и следствиях. 

Во-вторых, связь между реальностью и гиперреальностью СМИ обладает определенной двунаправленностью, так как хотя события реальности                            и являются отправной точкой для создания знаков гиперреальности, подача материала в СМИ влияет на зрителя, навязываю ему само представление, что гиперреальность полностью соответствует реальности: например, зритель верит, что изображенная в новостях бомбардировка Ирака произошла именно так и именно там, как рассказывает журналист и показывает видеоряд, хотя, что это за город по кадрам установить не знатоку практически не представляются возможным. И вследствие такого доверительного отношения к СМИ, зритель             и строит свои собственные отношения с реальностью, во многом исходя                     из симулякров, которые он считает обладающими значением, референтом                  в реальном мире, тем самым трансформируя и саму реальность. Из выше сказанного становится понятно насколько реальна угроза манипуляции сознанием и насколько тотальным будет её эффект, если она проводится через СМИ.

В-третьих, прослеживается постепенное отмирание сопереживания человека к катастрофам, убийствам и прочим негативным феноменам,                        так как просматривая новости, в которых происходит покушение на президента в одной стране, техногенная катастрофа в другой, землетрясение в третьей                 и наводнение в четвертой, зритель постепенно «привыкает» к мысли,                      что «каждый день в этом мире происходит что-то плохое». Но опять же именно телевидение создаёт эффект искусственной отдаленности зрителя от места действия, тем самым нивелируя его реакцию на произошедшее, как на что-то столь отдаленное, что не имеет к нему непосредственного отношения, а фраза ведущего теленовостей «А теперь о другом…» показывает, что на эту тему  уже было выделено достаточно времени на раздумья и размышления.

Гиперреальность – это реальность гиперскорости и постоянного «сегодня». Ёе события, будучи сжатыми в формат телевыпуска новостей, ускоряются и “происходят” для телезрителя буквально за 30 – 40 секунд, достаточных для освещения нового телесюжета. Актуальным же и «значимым» в рамках гиперреальности всегда является только тема «свежего», нового, сегодняшнего: вчерашние события аннигилируются или сильно теряют своё значение по сравнению даже с менее значимой по масштабам, но более свежей новостью.

В гиперреальности СМИ «существует» только то, что произошло недавно, о чём еще не сообщалось, а после сообщения оно опять перестает «существовать», независимо от реальности. Также стоит упомянуть,                       как Зверева представляет концепцию времени в рамках СМИ: практически ежечасные выпуски новостей заставляют зрителя поверить, что буквально постоянно в мире происходит нечто, о чём он, зритель, должен знать. Причём подача этих новостей происходит спорадично, тогда, как промежутки между ними предстают некими «пустыми пятнами», лишенными «существования».

В последнее время отношения «реальность – СМИ – зритель – реальность» претерпевают изменения в связи с бурным развитием сети Интернет, где реципиент получает способность сам выбирать даже идеологическую подачу, исходя из которой интерпретируются новости, а также всё большему стремлению к интерактивности телевизионных передач. Но более всего зритель вовлекается в эту гиперреальность как её актуализирующаяся часть посредством ток-шоу, где он выступает уже в качества самого объекта реальности, из чьих выносимых на обсуждение проблем, интересов и проч. создается симулякр его самого. Он получает себя в «переработанном» виде, своего эрзац-двойника из гиперреальности, но осознания, что этот образ лишь «подобен» ему у участника ток-шоу не происходит и он воспринимает своего эрзац-двойника как тождественного себе – «зеркало» СМИ становится кривым зеркалом, и таким образом метаморфозы уже претерпевает не только реальность, но и сам зритель, выступающий в такого рода «интерактивной» роли в качестве одновременно субъекта и объекта отношений «зритель-участник – СМИ – neo-зритель – реальность».

Несмотря на то, что постоянный контакт с гиперреальностью должен выработать у зрителя стремление к критической рефлексии ввиду явной противоречивости и несводимости всех получаемых новостей к одной схеме, выводы о роли СМИ крайне неутешительны: вслед за деконструкцией реальности и её подменой симулякрами разного порядка, возможна замена симулякрами самой личности и социума.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

Учебники и учебные пособия

1.     Алёшенков, М.С. Взаимодействие физических полей и излучений                   с биологическими объектами и защита от их негативного воздействия: Учеб. пособие / М.С. Алёшенков. – М.: МГУЛ, 1998. – 105 с.

2.     Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака: Учеб. пособие. / Ж.К. Бодрийяр. – М.: Библион-Русская книга, 2004. – 272 с.

3.     Больц Н. Азбука медиа: Учеб. Пособие / Н. Больц. – М.: Европа, 2011. – 136 с.

4.     Гейтс Б. Дорога в будущее: Учеб. пособие / Б. Гейтс. – М.: Логос, 1998. – 312 с.

5.     Гидденс Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – 440 с.

6.     Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие /               Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.

7.     Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход                           к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: Учеб. Пособие / Т.Г. Добросклонская. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 264 с.

8.     Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект, 2008. – 156 с.

9.     Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. Часть 2 /               Отв. редактор М.Н. Володина. – М.: Изд-во Московского университета, 2004.           – 86 с.

10. Жижек С. 13 опытов о Ленине: Учебник / С. Жижек, 2003. – М.:               Ад Маргинем. – 260 с.

11.      Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддвериях информационного общества: толковый словарь терминов и концепций:            Учеб. для вузов / Л.М. Землянова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – 301 с.

12.      Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка             и создание медиатекста: Учеб. Для вузов / А.Г. Киселев. – СПб: Питер, 2011.              – 400 с.

13.      Макаров М.Л. Основы теории дискурса: Учеб. Пособие /                        М.Л. Макаров. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.

14.      Моисеев Н.Н. Расставание с простотой: Учеб. пособие / Н.Н. Моисеев. – М.: Арграф, 1998. – 480с.

15.      Поцепцов, Г.Г. Информационные войны: Учеб. пособие /                         Г.Г. Поцепцов. – Киев: Ваклер, 2000. – 576 с.

16.      Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений: Учеб. Пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 224 с.

17.      Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. //                              Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 259 с.

Статьи публикации

18.      Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. – 2001. – № 1. С. 147.

Электронные ресурсы

19.      Глебова О.С. Мир отражения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-kopeika.ru/index.php?newsid=829

20.      Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml

21.      Харрис Р. Средства массовой информации как создатель особой реальности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://advertion.blogspot.com/2008/05/blog-post_11.html



[1] Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml

[2] Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. // Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 184.

[3] (там же, 217)

[4] Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста: Учеб. Для вузов / А.Г. Киселев. – СПб: Питер, 2011. – С. 321 – 322.

[5] Харрис Р. Средства массовой информации как создатель особой реальности [Электронный ресурс].                 Режим доступа: http://advertion.blogspot.com/2008/05/blog-post_11.html

[6] Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста: Учеб. Для вузов / А.Г. Киселев. – СПб: Питер, 2011. – С. 168.

[7] Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. // Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 189.

[8] Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект, 2008. – С. 53.

[9] Больц Н. Азбука медиа: Учеб. Пособие / Н. Больц. – М.: Европа, 2011. – С. 46.

[10] Больц Н. Азбука медиа: Учеб. Пособие / Н. Больц. – М.: Европа, 2011. – С. 36.

[11] Жижек С. 13 опытов о Ленине: Учебник / С. Жижек, 2003. – М.: Ад Маргинем. – С. 226

[12] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака: Учеб. пособие. / Ж.К. Бодрийяр. – М.:                           Библион-Русская книга, 2004. – С. 218.

[13] Глебова О.С. Мир отражения [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://web-kopeika.ru/index.php?newsid=829

[14] Поцепцов, Г.Г. Информационные войны: Учеб. пособие / Г.Г. Поцепцов. – Киев: Ваклер, 2000. – С. 380.

[15] (там же, 371).

[16] Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддвериях информационного общества: толковый словарь терминов и концепций: Учеб. для вузов / Л.М. Землянова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – С. 70.

[17] (там же, 148)

[18] Моисеев Н.Н. Расставание с простотой: Учеб. пособие / Н.Н. Моисеев. – М.: Арграф, 1998. – С. 185.

[19] Гейтс Б. Дорога в будущее: Учеб. пособие / Б. Гейтс. – М.: Логос, 1998. – С. 97.

[20] Гидденс Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – С. 414.

[21] Алёшенков, М.С. Взаимодействие физических полей и излучений с биологическими объектами и защита                от их негативного воздействия: Учеб. пособие / М.С. Алёшенков. – М.: МГУЛ, 1998. – С. 48.

[22] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. –                  С. 112.

[23] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: Учеб. Пособие / Т.Г. Добросклонская. – М.: Флинта: Наука, 2008. – С. 201.

[24] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. –                  С. 120.

[25] Макаров М.Л. Основы теории дискурса: Учеб. Пособие / М.Л. Макаров. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. –                 С. 311.

[26] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Учеб. Пособие / Т.А. Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. –            С. 117.

[27] Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. – 2001. – № 1. С. 147.

[28] Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С. 127.

[29] Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. Часть 2 / Отв. редактор М.Н. Володина. – М.: Изд-во Московского университета, 2004. – С. 77.

[30] Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений: Учеб. Пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – С. 122.


Информация о работе Средства массовой коммуникации